-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 14 марта 2005 года № А74-5344/2004-К1
от 14 марта 2005 г. Дело N А74-5344/2004-К1
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2005 года
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Н. Кобыляцкой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Кобыляцкой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению имуществом города Саяногорска, г. Саяногорск,
о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, г. Абакан, от 23.08.2004 N 10/2004-44 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 132Н, расположенное по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9,
с привлечением к участию в деле заинтересованных лиц - Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, г. Абакан,
Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,
при участии в судебном заседании представителей:
Комитета - Прониной А.В. по доверенности от 09.07.2004 N 27/2004,
Управления - Манжула Т.М. по доверенности от 19.01.2004 N 6, и
Комитет по управлению имуществом города Саяногорска обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия от 23.08.2004 N 10/2004-44 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 132Н, расположенное по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9.
Определением арбитражного суда от 7 декабря 2004 года указанное заявление принято к производству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Хакасия.
Определением арбитражного суда от 24 декабря 2004 года дело назначено к судебному разбирательству на 28 января 2005 года.
Определением арбитражного суда от 28 января 2005 года в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведена замена лица, участвующего в деле, - Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, его правопреемником - Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия (далее - Управление). В этом же заседании разбирательство откладывалось до 15 февраля 2005 года. В заседании 15 февраля 2005 года объявлялся перерыв до 15 ч. 40 мин. 22 февраля 2005 года для истребования дополнительных доказательств по делу - технического паспорта на помещение.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, указав, что решением об отказе в государственной регистрации от 23.08.2004 N 10/2004-44 нарушены права муниципального образования город Саяногорск, которое представляет Комитет по управлению имуществом города Саяногорска в вопросах распоряжения муниципальным имуществом, т.к. муниципальное образование лишено возможности совершить в отношении нежилого помещения сделку, требующую государственной регистрации, в т.ч. продать право на заключение договора аренды на срок более одного года, при продаже которого стоимость продаваемого права значительно дороже, чем при продаже права на заключение договора аренды на срок менее одного года.
Представитель Управления с доводами заявителя не согласился, просил в удовлетворении заявления Комитета по управлению имуществом города Саяногорска отказать, поскольку в представленных документах на государственную регистрацию не содержится сведений, подтверждающих факт передачи спорного нежилого помещения N 132Н, расположенного по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9, в муниципальную собственность города Саяногорска.
Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Хакасия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились, представили отзывы на заявление, согласно которым указанное помещение не числится в реестре собственности Республики Хакасия и реестре федеральной собственности, а, соответственно, спора о праве на него не имеется.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.
Арбитражный суд, рассмотрев дело в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности.
В предмет доказывания по заявлению о признании незаконным решения иного органа входит:
- несоответствие ненормативного акта действующему законодательству;
- нарушение им законных прав и интересов заявителя.
Комитет по управлению имуществом города Саяногорска 27 апреля 2004 года (далее - Комитет) обратился в Саяногорский филиал Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение N 132Н, расположенное по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9.
На основании данного заявления Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности сроком до 21 августа 2004 года для предоставления дополнительных документов.
Рассмотрев представленные для регистрации документы, Управление 23 августа 2004 года приняло решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение N 132Н, расположенное по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9, на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1999 N 122-ФЗ, так как правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствовал об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1999 N 122-ФЗ для государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Заявителем на государственную регистрацию права представлены следующие документы:
- решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР" с перечнем предприятий, учреждений и организаций, передаваемых в муниципальную собственность Абаканскому городскому Совету народных депутатов;
- решение Малого Совета Саяногорского городского Совета народных депутатов от 23.09.1992 N 92;
- акт приема-передачи технической документации жилого фонда, передаваемого с баланса СШГЭС на баланс МПО ЖКХ по состоянию на 20.07.1988;
- акт приема-передачи ведомственного жилищного фонда управления строительства "Красноярскгэсстрой" ВСМО "Союзгидроэнергострой" Минэнерго СССР на баланс Саяногорскому многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства;
- выписка из технического паспорта N 1868 по состоянию на 18.08.2001.
Решением Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 утвержден перечень предприятий, учреждений и организаций, передаваемых в муниципальную собственность Саяногорскому городскому Совету народных депутатов. В соответствующем перечне значится многоотраслевое производственное объединение ЖКХ.
Решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 принято в соответствии с Законом РСФСР "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" от 21.11.1990 N 343-1, Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1, материалами согласительной комиссии от 30 - 31.07.1991, образованной из представителей республиканского Совета и районных, городских Советов.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.
Указанным Законом определяется состав имущества, находящегося в собственности государства, субъектов и муниципальных образований.
Так, согласно п. 1 ст. 23 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении.
Порядок передачи объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность закреплен Законом РСФСР "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" от 21.11.1990 N 343-1.
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" от 21.11.1990 N 343-1 в области формирования муниципальной собственности краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов, а по их поручению также городские районного подчинения, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность и протоколы их согласования соответственно с вышестоящими и нижестоящими Советами, вносят предложения в вышестоящие Советы, органы государственного управления, предприятия, учреждения и иные организации о передаче в муниципальную собственность предприятий, организаций, учреждений, а также иных объектов, относящихся к государственной собственности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства.
Решение о составе муниципальной собственности, находящейся в ведении местного Совета народных депутатов, при соблюдении указанной процедуры и условий принимает вышестоящий Совет народных депутатов.
Споры между Советами народных депутатов различных уровней о принадлежности муниципального имущества разрешаются на основе заключения создаваемой ими согласительной комиссии вышестоящим по отношению к ним Советом народных депутатов.
По акту приема-передачи ведомственного жилищного фонда управления строительства "Красноярскгэсстрой" ВСМО "Союзгидроэнергострой" Минэнерго СССР от 07.09.1988 на баланс Саяногорского многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства передан жилой фонд. В соответствующем перечне значится объект - жилой дом, расположенный по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9.
Решением Малого Совета Саяногорского городского Совета народных депутатов от 23.09.1992 N 92 была произведена передача ведомственных жилищно-коммунальных хозяйств Саяногорского МПО ЖКХ, в том числе жилого фонда.
Порядок, в каком нежилое помещение поступило в муниципальную собственность, не противоречит порядку, установленному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" от 18.03.1992 N 114-рп.
Выписка из технического паспорта N 1868 от 18.09.2001 на спорное помещение содержит техническое описание объекта - нежилое помещение N 132Н общей площадью 11,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9.
Однако в материалы дела представлена также справка от 31.08.2004 N 76 о регистрации адреса объекта недвижимости, согласно которой нежилому помещению, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9, присвоен следующий адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9, помещение N 133Н.
Выписка из реестра муниципальной собственности города Саяногорска от 19.11.2004 N 7 подтверждает нахождение нежилого помещения N 133Н в составе жилого дома по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 9.
Указанные документы содержат противоречивые сведения относительно номера нежилого помещения.
На государственную регистрацию права собственности, в том числе в материалы дела, не было представлено документов, позволяющих определить спорное помещение, переданное в составе жилого фонда решением Малого Совета Саяногорского городского Совета народных депутатов от 23.09.1992 N 92.
Как следует из материалов дела, заявитель не был лишен возможности устранить возникшие препятствия для государственной регистрации права собственности в период ее приостановления путем предоставления дополнительных документов, содержащих описание передаваемого в муниципальную собственность помещения, притом, что от Комитета поступило два заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности на два нежилых помещения по одному адресу с одинаковым номером 132Н, но разными характеристиками по площади. Как выяснилось после отказа в государственной регистрации права, одно из нежилых помещений должно было иметь иной номер, что и исправлено присвоением одному из помещений N 133Н. Данное препятствие не было устранено на стадии приостановления государственной регистрации и не могло быть устранено Управлением самостоятельно, в связи с чем в государственной регистрации права правомерно отказано.
Поскольку представленные заявителем на государственную регистрацию документы не свидетельствуют о наличии права собственности муниципального образования город Саяногорск на указанный в заявлении объект недвижимого имущества, Управлением правомерно отказано в государственной регистрации права собственности.
Государственная пошлина по делу составляет 1000 руб. и по результатам рассмотрения заявления в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но в силу освобождения последнего от уплаты государственной пошлины на основании п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она не взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 166 - 170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении заявления Комитета по управлению имуществом города Саяногорска, г. Саяногорск, от 18.11.2004 N 801 отказать полностью.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Н.Н.КОБЫЛЯЦКАЯ