Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 12 августа 2005 года № А47-3261/2005-17ГК

    от 12 августа 2005 г. Дело N А47-3261/2005-17ГК
    Резолютивная часть решения объявлена 5 августа 2005 года.
    Полный текст решения изготовлен 12 августа 2005 года.
    (Извлечение)
    Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", г. Москва в лице Оренбургского регионального отделения, г. Оренбург обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к открытому акционерному обществу "Оренбургский хладокомбинат", г. Оренбург, обществу с ограниченной ответственностью "Евразия-сервис", г. Оренбург, закрытому акционерному обществу "Оренбургский холод", г. Оренбург о признании решения об учреждении от 30.03.2004 и договора о создании ЗАО "Оренбургский холод" от 30.03.2004, недействительными и применении последствий недействительности сделки путем возврата имущества, переданного ОАО "Оренбургский хладокомбинат" в качестве вклада в уставный капитал ЗАО "Оренбургский холод".
    Истец до принятия решения в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, согласно которым истец просит признать решение об учреждении от 30.03.2004 и договор о создании (учреждении) ЗАО "Оренбургский холод" от 30.03.2004, заключенный ООО "Оренбургский хладокомбинат" и ООО "Евразия-Сервис" недействительными, как не соответствующие требованиям закона и применить последствия недействительности сделки, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ в виде возврата имущества, внесенного ОАО "Оренбургский хладокомбинат" в качестве вклада в уставный капитал ЗАО "Оренбургский холод" в натуре, а при невозможности возвратить - возместить его стоимость в денежном выражении, в размере, определенном в соответствии с "Отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и оборудования" ООО "Центр оценки "Оренбургский дом" от 07.01.2004 N 467/1-03.
    Заявление об уточнении исковых требований рассмотрены в соответствии со ст. 159 АПК РФ и приняты судом.
    Ответчики требования истца не признали по основаниям, изложенным в отзыве на иск; считают, что истец неточно передает содержание нормативных актов, на основании которых строит свои доказательства. Так, п. 3 ст. 14 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ не применим к существующим правоотношениям. Также не соответствуют действительности, по мнению ответчиков, упоминания истца о непривлечении государственного контрольного органа при определении стоимости отчуждаемого имущества, о наличии заинтересованности в совершении сделки и о значительном уменьшении активов ОАО "Оренбургский хладокомбинат" в результате совершенной сделки.
    В ходе судебного исследования установлено, что 30 марта 2004 года ОАО "Оренбургский хладокомбинат" и ООО "Евразия-Сервис" на основании решения об учреждении заключили договор о создании закрытого акционерного общества "Оренбургский холод" с уставным капиталом в размере 7199900 руб., состоящим из 71999 обыкновенных акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая.
    Согласно пункту 12 указанного договора акции ЗАО "Оренбургский холод" размещены среди учредителей следующим образом: ОАО "Оренбургский хладокомбинат" - 27647 акций номинальной стоимостью 2764700 руб. (38,4 процента уставного капитала); ООО "Евразия-Сервис" - 44352 акции номинальной стоимостью 4435200 руб. (61,6 процентов уставного капитала). Договором определен порядок оплаты размещаемых акций путем внесения имущества на соответствующую стоимость.
    При этом ОАО "Оренбургский хладокомбинат" создано в процессе преобразования государственного предприятия "Оренбургский хладокомбинат" в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284 "О порядке приватизации хладокомбинатов (предприятий), осуществляющих закупку и поставку продуктов для государственных нужд". План приватизации утвержден распоряжением Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 09.08.1994.
    На момент принятия решения об учреждении ЗАО "Оренбургский холод" и заключения договора о создании общества от 30.03.2004 и внесения в уставный капитал созданного общества имущества, 51 процент акций ОАО "Оренбургский хладокомбинат" принадлежало государству, от имени которого в настоящее время выступает Российский фонд федерального имущества, что подтверждено выпиской из реестра специализированного регистратора закрытого акционерного общества "Регистраторское общество "Статус". Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1165-Р ОАО "Оренбургский хладокомбинат" включено в перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых планируется приватизировать в 2004 году.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами (золотая акция), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
    Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" при разрешении споров с участием акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, следует иметь ввиду, что с 27.04.2002 особенности создания и правового положения таких акционерных обществ, регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества.
    Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, определены в статьях 37 и 39 названного Федерального закона.
    Указанными нормами установлено, что в уставе общества должны быть учтены требования Федерального закона "Об акционерных обществах" и особенности приватизационного закона. Уставом ОАО "Оренбургский хладокомбинат" не предусмотрены какие-либо ограничения относительно совершения оспариваемых сделок.
    Кроме того, Порядок управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ..., установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 44 свидетельствует о необходимости личного участия представителя Российской Федерации только таких органов управления, как общее собрание акционеров и совета директоров. Решение об учреждение ЗАО "Оренбургский холод" принято единоличным исполнительным органом ОАО "Оренбургский хладокомбинат" в соответствии с его компетенцией.
    С учетом изложенного, доводы истца о нарушении ответчиком - ОАО "Оренбургский хладокомбинат" положений статей 14, 42 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" являются ошибочными.
    Обосновывая исковые требования, истец указывает на то, что передача имущества в уставный капитал ЗАО "Оренбургский холод" произведена без оценки имущества надлежащим органом, что по его мнению свидетельствует о нарушении п. 3 ст. 77, п. 2 ст. 78 ФЗ "Об акционерных обществах".
    В соответствии с п. 1 ст. 79 ФЗ "Об акционерных обществах" критерием отнесения сделки акционерного общества к крупной сделке, требующей для ее совершения решения общего собрания или совета директоров общества, является определенное законом соотношение размера стоимости имущества, которое отчуждается либо приобретается обществом на основании данной сделки с балансовой стоимостью имущества общества.
    Крупной сделкой считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.
    Исходя из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 78 ФЗ "Об акционерных обществах" с целью выяснения вопроса о том, является ли крупной сделка общества по отчуждению имущества, с балансовой стоимостью активов общества должна сопоставляться стоимость отчуждаемого имущества, определяемая по данным бухгалтерской отчетности общества, то есть балансовая стоимость такого имущества.
    Рыночная стоимость имущества может не совпадать с его балансовой стоимостью, однако это обстоятельство не влечет изменения установленных законом критериев для определения крупности сделки.
    Исходя из изложенного, оспариваемая сделка не является крупной.
    Тем не менее, денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении ЗАО "Оренбургский холод" определена независимым оценщиком, и ОАО "Оренбургский хладокомбинат" получил заключение по отчету N 809-ТЕ от 09.03.2004 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и оборудования, принадлежащих ОАО "Оренбургский хладокомбинат", выданное ТО Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Оренбургской области, на который Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1210 (действующего на период принятия решения об учреждении общества) возложены функции государственного контрольного органа.
    Таким образом, требования положений ст. 77, 78 ФЗ "Об акционерных обществах" при принятии решения ОАО "Оренбургский хладокомбинат" об участии и учреждении ЗАО "Оренбургский холод" и заключении договора о создании общества нарушены не были.
    Кроме того, истец считает, что нарушены положения, касающиеся сделки, совершенной с заинтересованностью.
    Согласно ч. 1 ст. 84 ФЗ "Об акционерных обществах", сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.
    Основанием для установления наличия заинтересованности в совершении сделки предусмотрены ст. 81 указанного Федерального закона, в частности, в данной статье указано, что для признания лица заинтересованным последнее должно занимать в обществе должности в органах управления обществом либо владеть 20 или более процентами голосующих акций юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке.
    Согласно выписке из реестра специализированного регистратора ЗАО "Регистраторское общество "Статус" по состоянию на 30.03.2004 М.Т.Н. принадлежало 1006 обыкновенных и 1244 привилегированных акций ОАО "Оренбургский хладокомбинат".
    К голосующим акциям относятся в силу ст. 31 ФЗ "Об акционерных обществах" обыкновенные акции и привилегированные акции при наступлении определенных юридических фактов, установленных положениями ст. 32 указанного Федерального закона.
    Поскольку ответчиком представлены доказательства принятия решения общим собранием акционеров ОАО "Оренбургский хладокомбинат" 02.06.2003 о выплате дивидендов в размере 30 процентов чистой прибыли и доказательства выплаты дивидендов за 2002 г., что подтверждается справкой от 04.08.2005 N 30, М.Т.Н. не является заинтересованным лицом на момент заключения оспариваемой сделки.
    Кроме того, решение учредительного собрания от 30 марта 2004 года само по себе не является сделкой в контексте ст. 153 ГК РФ. Так как Российская Федерация, от имени которой выступает Российский фонд федерального имущества не является акционером ЗАО "Оренбургский холод", названное решение не может быть признано недействительным по его иску, не может нарушать его права и охраняемые законом интересы. ЗАО "Оренбургский холод" было создано на основании договора от 30.03.2004, заключенного ОАО "Оренбургский хладокомбинат" и ООО "Евразия-Сервис".
    В соответствии с п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 ФЗ "Об акционерных обществах" учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями, в котором, в частности, должны содержаться сведения об уставном капитале. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
    Из материалов дела усматривается, что обязательства по договору о создании ЗАО "Оренбургский холод" учредителями исполнены, уставный капитал полностью сформирован, запись о создании ЗАО "Оренбургский холод" внесена в единый государственный реестр юридических лиц 1 апреля 2004 г., что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства серия 56 N 000670360.
    В соответствии со ст. 166 ГК РФ требования о признании сделки недействительной и применении последствий ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
    Поскольку в результате исследования материалов дела не нашло подтверждение нарушения ОАО "Оренбургский хладокомбинат" законодательства при отчуждении принадлежащего ему имущества путем внесения в уставный капитал создаваемого общества, истец не доказал какие именно его права как акционера нарушены заключением договора о создании общества, требования истца о признании недействительными решения об учреждении от 30.03.2004, договора о создании ЗАО "Оренбургский холод" недействительными и применении последствий недействительности сделки следует признать необоснованными и подлежащими отклонению.
    Кроме того, указанные требования без одновременного рассмотрения вопроса о недействительности части устава ЗАО "Оренбургский холод" и его государственной регистрации не могут быть рассмотрены. Такое требование истцом не заявлялось, несмотря на предложения арбитражного суда истцу об уточнении предмета иска.
    В силу ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины как государственный орган, обращающийся в защиту государственных интересов.
    С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  1. 1. В удовлетворении исковых требований Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", г. Москва в лице Оренбургского регионального отделения о признании решения об учреждении от 30.03.2004 и договора о создании ЗАО "Оренбургский холод" от 30.03.2004, заключенного ОАО "Оренбургский хладокомбинат" и ООО "Евразия-Сервис", недействительными и применении последствий недействительности сделки отказать.
  2. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.