Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с частью 1 статьи 11, ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Предприниматель А.Л.З. просит суд признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга в части отказа возврата налогоплательщику ошибочно перечисленных сумм страховых взносов в сумме 59443 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга в отзыве от 12.04.06 N 12-20/4713 с заявлением предпринимателя А.Л.З. не согласилась в связи с отсутствием у инспекции права на возврат либо зачет излишне уплаченных страховых взносов.
В связи с тем, что дополнительные документы были представлены заявителем непосредственно перед судебным заседанием, что лишило суд возможности их изучения, руководствуясь ст. 163 АПК РФ в заседании объявлен перерыв для изучения указанных документов заявителя до 15.05.06 9 час. 30 мин.
После окончания перерыва ходатайств заявлено не было. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось. Заседание проведено в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения суд счел заявление предпринимателя А.Л.З. подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям. 1) 20.10.2005 заявителем были перечислены платежи в ПФР. Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 52943 руб. за 9 месяцев текущего года, но ошибочно указан КБК страховых взносов в виде фиксированных платежей, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии. (Платежное поручение N 1432 от 20.10.05).
Страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 6500 руб. за 9 месяцев текущего года, но ошибочно указан КБК страховых взносов в виде фиксированных платежей, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии. (Платежное поручение N 1433 от 20.10.05).
18.11.05 предприниматель обратилась в ИФНС РФ по Ленинскому району с заявлением о зачислении 52943 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160, а сумму 6500 руб. с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160.
Инспекцией был дан ответ N 18696 от 26.12.05 об отказе в исполнении заявления, в котором ссылается на то, что согласно ст. 8 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и не могут быть возвращены в порядке ст. 78 НК РФ. 2) В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ от 15.12.01 законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит в том числе и из законодательства РФ о налогах и сборах, и, следовательно, возврат излишне уплаченных страховых взносов регулируется ст. 78 НК РФ.
Кроме того, п. 13 ст. 78 НК РФ прямо указывает, что правила возврата излишне уплаченных сумм налога и сбора распространяются на возврат сумм, поступающих в государственные внебюджетные фонды. 3) В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страховщик (ПФ РФ, его территориальные органы) вправе возвратить страховые взносы страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. 4) В соответствии с письмом ПФР от 17.02.06 N 03-19/1691 "О возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" со ссылкой на письмо ФНС от 15.03.05 N 19-4-06/000036 определено, что департамент казначейства рассмотрел письмо о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сообщает следующее.
В соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ" возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ и приложению 11 к Приказу Минфина России от 21.12.05 N 152н. Согласно указанным приложениям администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Кроме того, поскольку в нормах Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ применимы положения Налогового кодекса РФ, в частности статья 78 Налогового кодекса РФ "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени".
Согласно п. 2.1 соглашения по информационному взаимодействию между Министерством РФ по налогам и сборам и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С налоговые органы, должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России в части платежей, относящихся к ПФР. 5) Возражения инспекции, изложенные в отзыве, судом отклоняются, так как правовая позиция ВАС РФ, изложенная в его Постановлении от 22.04.03 N 12355/02 по конкретному арбитражному делу не противоречит ст. 2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и дана во взаимосвязи ст. 3 указанного Закона со ст. 239 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает случаи освобождения от уплаты ЕСН, то есть регулирует правоотношения между налоговым органом и налогоплательщиком в части налоговых льгот по ЕСН.
Кроме того, правовую позицию ответчика следует рассматривать с учетом норм п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясность актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. 6) В связи с изложенным, отказ инспекции в возврате излишне уплаченных страховых взносов нарушает законные права предпринимателя А.Л.З.
В силу п/п 1 ст. 2 АПК РФ в задачу арбитражного судопроизводства входит защита нарушенных прав и законных интересов лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности бездействия возлагается на орган, бездействие которого оспаривается заявителем. Указанная обязанность инспекцией не выполнена. Ссылка ответчика только на Постановление ВАС РФ по конкретному арбитражному делу не отменяет юридическую силу ст. 2 ФЗ РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В силу п/п 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд 1.Заявление предпринимателя А.Л.З. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга в части отказа в возврате налогоплательщику ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 59443 руб. Обязать инспекцию устранить допущенное нарушение в недельный срок. 2.Расходы по государственной пошлине возвратить заявителю из федерального бюджета, выдав справку после вступления решения в законную силу. 3.Решение суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные в ст.ст. 259, 276 АПК РФ.