Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 13 сентября 2005 года № А47-5626/2005-АК-22

    Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Новотроицкий кирпич", Оренбургская область, г. Новотроицк, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области, г. Новотроицк, с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 15.04.2005 N 12-01-18/801526.
    Межрайонной Инспекцией ФНС России N 8 по Оренбургской области проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года.
    По окончанию проверки налоговым органом вынесено решение от 15.04.2005 N 12-01-18/801526 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 9623 рублей.
    Основанием для взыскания налоговых санкций явился вывод налогового органа о неуплате налога на добавленную стоимость в результате неправильного начисления налога в связи с не подтверждением обществом правомерности заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, так как налогоплательщик в качестве документов, подтверждающих оплату товара наличными денежными средствами представил расходные кассовые ордера, в чеках ККТ отсутствует выделенная сумма НДС или чеки ККТ отсутствуют.
    Заявитель оспаривает данное решение налоговой инспекции, считая, что доводы налогового органа не основаны на нормах права.
    Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
    В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму начисленного НДС, относятся суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения по НДС.
    Согласно пункту 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур (иных документов), выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
    Из анализа указанной нормы следует, что для получения права на вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы НДС достаточно представить счет-фактуру, соответствующий установленным требованиям к его оформлению и предъявлению, и документально подтвердить оплату товаров (работ, услуг), в том числе НДС. При этом положениями статьи 172 Налогового кодекса РФ не предусмотрено, каким именно документом должен быть подтвержден факт оплаты.
    Судом отклоняются доводы налогового органа относительно нарушения положений Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40, поскольку он не содержит запрета осуществлять выдачу из кассы организации наличных денежных средств другим лицам, в том числе представителям других организаций, в оплату приобретенных у них товаров.
    Довод инспекции о том, что в случае оплаты приобретаемых товаров наличными денежными средствами подтверждающим документом для целей налогового вычета по НДС является кассовый чек, является необоснованным, поскольку налоговое законодательство не содержит требования к покупателям товаров подтверждать произведенные ими расходы по оплате товаров наличными денежными средствами (а также уплату в составе цены товара НДС) именно кассовыми чеками.
    Кроме того, Налоговый кодекс РФ не ставит в зависимость возникновение права на возмещение НДС с наличием у покупателя-налогоплательщика кассовых чеков, поскольку положениями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", установлена прямая обязанность по выдаче чека продавцом товаров (услуг). Отсюда возможность применения административной ответственности к продавцу за несоблюдение требований названного Закона установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не имеет отношения к обстоятельствам возникшего спора.
    Ссылка инспекции на не выделение в чеках контрольно-кассовых техники сумм налога на добавленную стоимость признана судом необоснованной, поскольку выделение в кассовом чеке отдельной строкой сумм НДС не предусмотрено нормами налогового законодательства.
    При приобретении товаров у поставщиков Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Новотроицкий кирпич" были соблюдены требования ст. 171 - 172 Налогового кодекса РФ, что подтверждается материалами дела (подлинные документы были представлены суду на обозрение), факт приобретения заявителем товара и оплаты его поставщику с учетом налога на добавленную стоимость налоговым органом не опровергнут.
    Кроме того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
    Доказательств недобросовестности в действиях заявителя, направленных на получение вычетов по налогу на добавленную стоимость, налоговым органом в позиции п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено.
    При таких обстоятельствах требования общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Новотроицкий кирпич" следует удовлетворить.
    Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области от 15.04.2005 N 12-01-18/801526, как не соответствующее ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ.
    Расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на ответчика на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако взыскание не производить на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
    Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
  1. 1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Новотроицкий кирпич" (Оренбургская область, г. Новотроицк), удовлетворить.
  2. Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области от 15.04.2005 N 12-01-18/801526, как не соответствующее ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ.
    2.Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
    3.Меры по обеспечению заявления отменить с момента вступления решения в законную силу.
    4.Государственную пошлину в сумме 2000 рублей возвратить заявителю из федерального бюджета.