Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 20 июня 2008 года № А47-900/2008АК-24

    (Извлечение)
    Решение изготовлено в полном объеме 20.06.2008 года.
    Сущность спора.
    Управление социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области (г. Медногорск Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) о признании незаконными действий налогового органа и недействительным Решения N 17-19/7447358 от 27.09.2007 года о привлечении к налоговой ответственности.
    Права и обязанности представителю Заявителю разъяснены.
    Отводов судье и секретарю судебного заседания не заявлено.
    Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
    Заявитель просит признать незаконными действия налогового органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области, выразившиеся в привлечении Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также признать недействительным Решение N 17-19/7447358 от 27.09.2007 года, указывая, что оно вынесено неправомерно, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
    Одновременно от Заявителя поступило ходатайство о восстановлении ему срока на обжалование ненормативного правового акта и действий налогового органа, со ссылкой на уважительность причины его пропуска - заявление, своевременно поданное в суд оставлялось без движении и возвращалось в связи с тем, что не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
    Ответчик, как следует из его отзыва, представленного в дело, по существу заявленных требований возражает, считая, что оспариваемое Решение вынесено правомерно, с соблюдением норм действующего законодательства, а также не нарушает прав и законных интересов Заявителя, просит в удовлетворении требований УСЗН администрации Муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области отказать.
    Заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные ими в дело документы, Суд установил следующее.
    По результатам выездной налоговой проверки Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 8 по Оренбургской области 29.08.2007 г. составлен акт N 17-19/111 дсп, и 27.09.2007 года вынесено решение N 17-19/7447358 о привлечении Заявителя к налоговой ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 123 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в общей сумме 78113 рублей. Помимо этого, указанным решением заявителю предложено перечислить неуплаченный налог на доходы физических лиц за период 2004 - 2006 годы в сумме 378313 рублей, сумму пени 111163 рублей. Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что Управление не включило в совокупный доход суммы ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выплачиваемые работникам государственной службы за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
    Заявитель, оспаривая ненормативный правовой акт, в обоснование своих доводов ссылается на неверное применение налоговым органом ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (доходы, не подлежащие налогообложению). По мнению Управления, доплата к пенсии муниципальным служащим не облагается налогом на доходы физических лиц в силу Закона Оренбургской области от 27.11.1996 г. "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области".
    С точки зрения налогового органа, доначисление подоходного налога и пени, а также привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения является правомерным, поскольку действующее законодательство не предусматривает доплаты к пенсиям государственных и муниципальных служащих.
    Исследовав имеющиеся по делу доказательства, заслушав доводы Заявителя, изучив возражения налогового органа, Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
    Из буквального толкования пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ следует, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В данной норме не указано, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые только в соответствии с федеральным законодательством.
    Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 119-ФЗ), законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.
    Статьей 18 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установлено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
    Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы" в целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, впредь до принятия соответствующих федеральных законов предписано Правительству Российской Федерации принять необходимые нормативные правовые акты, а также меры по реализации предусмотренных настоящим Указом социальных гарантий. Пунктом 10 названного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 N 1233 (с изменениями и дополнениями) "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1999 N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности Федеральных государственных служащих" утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, согласно которому лица, замещавшие государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, и лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
    Законом Оренбургской области от 27.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями) "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области" установлены условия и порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" лицам, замещавшим должности, предусмотренные реестром государственных должностей областных государственных служащих.
    Таким образом, суд находит обоснованным довод Заявителя о том, что ежемесячные доплаты к государственной пенсии, выплачиваемые за счет средств бюджета субъекта РФ, относятся к иным выплатам, предусмотренным пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому не подлежат обложению НДФЛ.
    Учитывая, что обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога со спорных выплат у Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области не возникло, доначисление пени в сумме 111163 рублей и привлечение его к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 78113 рублей произведено налоговым органом неправомерно.
    Что касается ходатайства Заявителя о восстановлении пропущенного им срока на обжалование действий налогового органа, то, исследовав и оценив доказательства, связанные с указанными Заявителем причинами пропуска установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение за защитой нарушенных прав, Суд признает основания для признания причин пропуска срока уважительными, принимая во внимание, что заявление подавалось своевременно, однако, Судом оно было оставлено без движения, а впоследствии возвращено Заявителю в связи с тем, что не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
    При таких обстоятельствах, ходатайство Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области о восстановлении срока подачи заявления о признании незаконными действий налогового органа и признании недействительным Решения N 17-19/7447358 от 27.09.2007 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, подлежит удовлетворению.
    Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
    На основании вышеизложенного, Суд считает, что заявленные Управлением социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области требования подлежат удовлетворению.
    Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей следует возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (как на сторону по делу) в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
    На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    1.Ходатайство Заявителя о восстановлении срока на обжалование действий и оспаривание ненормативного правового акта налогового органа, удовлетворить.
    2.Заявленные Управлением социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области требования, удовлетворить.
    Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области, выразившиеся в привлечении Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    Признать недействительным Решение N 17-19/7447358 от 27.09.2007 года о привлечении к налоговой ответственности.
    3.Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
    4.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (462359, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Марии Корецкой, 6а) в пользу Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области (462270, Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Советская, 37) 4000 (четыре тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
    Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителю (Управлению социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области) после вступления решения в законную силу.
    Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.