Решение от 25 февраля 2005 года № А47-17829/04-АК-24
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 25 февраля 2005 года № А47-17829/04-АК-24
г. Оренбург Дело N А47-17829/04-АК-24
Резолютивная часть решения объявлена 25.02.2005
Решение изготовлено в полном объеме 02.03.2005
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Карева А.Ю., судей Лазебной Г.Н., Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмонько О.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Оренбургский станкозавод" о признании недействующим Постановления "Об утверждении коэффициентов дифференциации ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" N 229 от 29.12.2003, принятого Оренбургским городским Советом в части отнесения земельного участка ОАО "Оренбургский станкозавод" к 7 (седьмой) ценовой зоне г. Оренбурга и об отнесении земельного участка ОАО "Оренбургский станкозавод" к иной ценовой зоне с учетом фактически имеющихся экономических показателей.
В порядке п. 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 года N 7 , руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена отсутствующей по уважительным причинам судьи Говыриной Н.И., на судью Малышеву И.А.
В судебном заседании приняли участие представители
от заявителя: Огурцова Сергея Владимировича - адвоката (удостоверение N 56/421, доверенность от 15.01.2005, постоянная); Проценко Ольги Викторовны - юрисконсульта (доверенность от 18.02.2005, N 5, постоянная); Мехтиева Хайрутдина Мигудиноваича - помощника генерального директора (доверенность N 565 от 06.06.2003, постоянная); Ефашкина Виктора Анатольевича - консультанта по налогам и сборам (доверенность от 15.11.2004, постоянная).
от органа, принявшего оспариваемый акт: Максимова Максима Валерьевича - главного специалиста (доверенность от 14.10.2004 N 165 Ап, постоянная).
В процессе рассмотрения спора в судебном заседании представитель заявителя по предложению Суда неоднократно письменно уточнял свои требования с целью их формулирования в соответствии с требованиями главы 23 АПК РФ. В окончательном варианте уточненные требования заявителя сформулированы следующим образом: признать п. 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 в части утверждения согласно приложения N 2, установленных границ седьмой ценовой зоны г. Оренбурга, недействующим по причине его несоответствия пункту 4 абзаца 3 статьи 12 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ), части 2 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю", статье 2 Закона РФ "О государственном земельном кадастре", пунктам 8 - 10 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000.
Таким образом, основания для прекращения производства по делу в соответствии с п. 7 ст. 194 АПК РФ отсутствуют по причине того, что заявителем расширены основания несоответствия Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229. "Об утверждении коэффициентов дифференциации ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" N 229 от 29.12.2003 иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу по сравнению с ранее вынесенными судебными инстанциями различных уровней судебными актами по вопросу оспаривания данного нормативного акта.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.02.2005 по 25.02.2005, в связи с необходимостью уточнения требований заявителем.
Открытое акционерное общество "Оренбургский станкозавод" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим Постановления Оренбургского городского Совета "Об утверждении коэффициентов дифференциации ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" N 229 от 29.12.2003 в части отнесения земельного участка занимаемого Обществом к седьмой ценовой зоне города Оренбурга исходя из того, что оспариваемое Постановление не соответствует требованиям Федеральных законов, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно и экономически необоснованно возлагает заведомо невыполнимые обязательства по уплате земельного налога в размере, требующем прекращения промышленного производства и банкротства заявителя.
Также представители Общества считают, что в оспариваемом Постановлении не определена ставка земельного налога, местоположение и зоны различной градостроительной ценности в г. Оренбурге; неверно установлена методика расчета дифференцированной ставки земельного налога; в ценовой зоне N 7 неверно установлены коэффициенты дифференциации ставок земельного налога, отсутствует экономическое обоснование для введения ставок земельного налога.
Представитель Оренбургского городского Совета не признал требований заявителя и просит в их удовлетворении Обществу отказать, ссылаясь на то, что обжалуемый акт полностью соответствует действующему законодательству, обосновывая свою правовую позицию следующими аргументами: 1) на органы местного самоуправления не возложена обязанность устанавливать ставки земельного налога, которые уже установлены федеральным законодательством, а предоставлено право дифференцировать средние ставки земельного налога в зависимости от зон различной градостроительной ценности территории города; 2) федеральным законодательством методика расчета дифференцированных ставок земельного налога не установлена. Органам местного самоуправления предоставлено право, дифференцировать средние ставки земельного налога в зависимости от зон различной градостроительной ценности территории; 3) установление коэффициента дифференциации ставки земельного налога в ценовой зоне N 7 не противоречит федеральному законодательству; 4) номера оценочных участков совпадают с номерами кадастровых кварталов, утвержденных Постановлением администрации Оренбургской области от 29.05.2003 N 103-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", которым также рекомендовано органам местного самоуправления применять результаты кадастровой оценки земель для целей налогообложения.
Суд считает, что оспариваемое Постановление Оренбургского городского Совета отвечает признакам нормативного правового акта, исходя из того, указанное Постановление принято представительным органом городского самоуправления в городе Оренбурге, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные оспариваемым актом.
Данным Постановлением Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 утверждены коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога по ценовым зонам согласно Приложению N 1 (пункт 1); утверждено ценовое зонирование земель г. Оренбурга согласно Приложению N 2 (пункт 2) и утверждена методика расчета дифференциации средней ставки земельного налога по ценовым зонам согласно Приложению N 3 (пункт 3).
Текст оспариваемого Постановления N 229 от 29.12.2003 был впервые официально опубликован 31.12.2003 в Сборнике нормативных актов Оренбургского городского Совета, являющемся, согласно Постановления от 28.02.1997 N 74, одним из источников официального издания и опубликования правовых актов Оренбургского городского Совета.
9 января 2004 г. текст опубликован в региональном издании - Газете "Вечерний Оренбург" в N 2/9.
Решением Ленинского суда г. Оренбурга 28.04.2004 прокурору Ленинского района г. Оренбурга в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004 и приостановлении его действия - отказано.
В суде общей юрисдикции рассматривался вопрос о правомерности введения в действие оспариваемого Постановления, на соответствие его статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда 1 июня 2004 г. решение Ленинского суда оставлено без изменения. Судом также исследовался вопрос подведомственности арбитражному суду рассматриваемого спора, в результате чего установлено следующее.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам с участием организаций, являющихся юридическими лицами. В соответствии со свидетельством серии А N 2243 от 24.06.2002, выданного Администрацией г. Оренбурга, заявитель является юридическим лицом.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 22 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает, что споры, возникающие по вопросам, касающимся земельного налога, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.95 (с изменениями и дополнениями) решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном порядке.
Совокупность указанных норм указывает на то, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, которыми затрагиваются права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, судом устанавливается, не нарушены ли государственные и общественные интересы, независимо от субъекта обращения в суд и от указания в заявлении на нарушение частного интереса. Решение по такому делу всегда направлено одновременно на защиту их публичного интереса. В этом случае арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений на предмет соответствия его федеральному конституционному закону, федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (пункты 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Законом определено (ст. 3), что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.
Согласно п.п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Статьей 7 Федерального закона от 27 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ставки по земельному налогу на основании части 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1736-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируется по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Уставом города Оренбурга (статья 13) определено, что представительным органом городского самоуправления в городе Оренбурге является Оренбургский городской Совет.
Оренбургским городским Советом 29.12.2003 принято Постановление N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга", которым установлены коэффициенты дифференциации ставки земельного налога по ценовым зонам г. Оренбурга.
При рассмотрении дела установлено, что данное Постановление принято на основании Постановления Администрации Оренбургской области от 29.05.2003 N 103-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области" и с учетом Отчета "Об определении коэффициентов дифференциации средней ставки для земель г. Оренбурга на основе материалов государственной кадастровой оценки земель г. Оренбурга", сделанного филиалом "Пермский кадастровый центр" Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля".
При этом за основу при определении границ различных экономических зон была принята указанная выше экономическая оценка земель города Оренбурга, целью которой было определить рентные показатель различных участков городской территории с учетом параметров, влияющих на дифференциацию ставок земельного налога. Вышеуказанный Отчет "Об определении коэффициентов дифференциации средней ставки для земель г. Оренбурга на основе материалов государственной оценки земель г. Оренбурга" в настоящее время никем не оспорен на предмет его необъективности и несоответствия нормам действующего законодательства, что опровергает довод представителя заявителя о несоответствии оспариваемого Постановления Горсовета пунктам 8 - 10 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", утвержденных Постановлением Правительства N 316 от 08.04.2000.
Также Судом признан необоснованным довод ОАО "Оренбургский станкозавод", изложенный в заявлении, и касающийся того, что общеэкономические и географические показатели, по которым определяется градостроительная ценность занимаемых им земель ниже средних по городу, экономическое или иное обоснование увеличения ценности территории, занимаемой Обществом, отсутствует, а в расчет коэффициента дифференциации, якобы, были приняты необоснованные сведения. Доказательством этому служит то, что номера оценочных участков, закрепленные в обжалуемом Постановлении, установлены в соответствии с номерами кадастровых кварталов, утвержденных Постановлением Администрации Оренбургской области от 29.05.2003 N 103-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", которым было рекомендовано органам местного самоуправления применять результаты кадастровой оценки земель для целей налогообложения.
Ссылка ОАО "Оренбургский станкозавод" на неправомерное отнесение Городским Советом Оренбурга участка, занимаемого Обществом к 7 (седьмой) ценовой зоне, где ставка земельного налога составляет 29,8 рублей за 1 кв. метр (ранее по Постановлению Оренбургского Горсовета от 28.12.2002 N 286 спорный участок относился к зоне 2 со ставкой налога 9,07 рублей за 1 кв. метр) Судом отклоняется, так как это обстоятельство носит технический, устранимый характер, которое не исключает при взаимной доброй воле сторон далее согласовывать размер ставок налога и границ ценовых зон в г. Оренбурге с учетом соответствующего экономического обоснования.
Анализ действующего законодательства и имеющиеся в деле доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, установленные оспариваемым Постановлением в некоторых случаях меньше, в некоторых превышает средние ставки земельного налога, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю", применяемые с учетом поправочных коэффициентов, определяемых федеральными нормативными актами.
Кроме того, Судом учтено, что вступившим в силу решением Арбитражного Суда Оренбургской области от 25.06.2004 и Постановлением Федерального арбитражного Суда Уральского округа от 01.09.2004 обжалуемое Постановление Горсовета N 229 от 29.12.2003 признано полностью соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления, устанавливать дифференцированные ставки земельного налога по видам земель, что, и было реализовано Городским Советом в оспариваемом Постановлении.
Довод заявителя, что в оспариваемом нормативном акте не верно установлена методика расчета дифференцированной ставки земельного налога, судом не принимается.
В настоящее время законодательно не установлены нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки ставок земельного налога, дифференцированных по месторасположению и зонам различной градостроительной ценности территории, что отмечалось в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" в 1995 году", поэтому при определении дифференцированных ставок органы государственной власти и органы местного самоуправления должны руководствоваться общими принципами налогообложения, однако методики определения ставок могут быть самыми различными. В частности, основой для дифференциации средней ставки является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая градостроительная документация; зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов: местоположение; доступность к центру города; местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения; эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории; состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; рекреационная ценность территории и другие (Приказ Госналогслужбы РФ от 14.04.1995 N 29, Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации, "Методические рекомендации по дифференциации ставок земельного налога", утвержденные Государственным земельным комитетом Российской Федерации письмом от 02.06.99 N СС-2). Суд считает, что порядок определения дифференцированных ставок Оренбургским городским Советом полностью соответствует данным принципам и не противоречит законодательству.
Суд считает, что оспариваемое Постановление в этой части соответствует ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", согласно которого органам местного самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки земельного налога в зависимости от зон различной градостроительной ценности территории. Других законодательных ограничений воли органов местного самоуправления при дифференциации средних ставок земельного налога, в том числе определения методики расчета дифференцированных ставок земельного налога, федеральным законодательством не установлено.
По этой причине является несостоятельной ссылка заявителя на иной порядок дифференциации ставок и об отсутствии экономических оснований для введения ставок земельного налога, поскольку орган государственной власти и местного самоуправления вправе с учетом специфики данной территории принимать свою методику, учитывая при этом разнообразные, зачастую присуще лишь данной территории критерии.
По мнению суда, в данных полномочиях реализован один из основных принципов, определяющих основы регулирования земельных отношений - принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, что определяет цели использования земли, которая может выступать в качестве территориальной (пространственной) основы (базиса) осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, однако, главным является экологическое значение земли как природного объекта. Исходя из этого, дифференцированная ставка земельного налога является экономическим рычагом для более рационального использования земельных ресурсов населенных пунктов Российской Федерации, в связи с чем, при ее применении орган местного самоуправления вправе учитывать местные условия и особенности.
14 апреля 2004 года в областной газете "Южный Урал" орган, принявший оспариваемый акт по этому вопросу дал разъяснения. В целях единообразного применения оспариваемого Постановления 9 июня 2004 года Постановлением Оренбургского городского Совета N 71 утверждены Разъяснения "О применении для исчисления земельного налога номеров оценочных участков, утвержденных приложением 2 к Постановлению Совета от 28.12.2003 N 229".
В данных разъяснениях указано как пользоваться данным Постановлением: если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет; если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Поэтому, суд не принимает ссылку заявителя на отсутствие, как таковых, результатов кадастровой оценки земли по г. Оренбургу в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области (согласно предоставленной оттуда справки N 54/4-01 от 22.02.2005), как основание для утверждения о не проведении кадастрового учета земельных участков в г. Оренбурге, так как это обстоятельство документально опровергается материалами дела.
Что касается вопроса о соответствии оспариваемого акта пункту 4 абзаца 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, то на основании части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу решение суда общей юрисдикции, решения Арбитражного суда Оренбургской области по аналогичным делам обязательны для арбитражного суда и является основанием освобождения от доказывания.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований не имеется в связи с соответствием оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству и законодательству Оренбургской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд 1.Уточнение заявленных требований принять. 2.Признать п. 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 в части утверждения согласно приложения N 2, установленных границ седьмой ценовой зоны г. Оренбурга, соответствующим пункту 4 абзаца 3 статьи 12 Налогового Кодекса РФ, части 2 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю", статье 2 Закона РФ "О государственном земельном кадастре", пунктам 8 - 10 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000.
В удовлетворении заявленных Открытым Акционерным обществом "Оренбургский станкозавод" (г. Оренбург) требований - отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ
Судья
Г.Н.ЛАЗЕБНАЯ
Судья
И.А.МАЛЫШЕВА