от 20 февраля 2006 г. Дело N А74-101/2006
Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2006
Полный текст решения составлен 20.02.2006
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск,
к индивидуальному предпринимателю Ереминой Елене Аркадьевне, г. Черногорск,
о взыскании пени в сумме 307 руб. 48 коп.
Протокол судебного заседания вела судья Гигель Н.В.
В судебном заседании принимал участие представитель налоговой инспекции - Иванов Д.А. (дов. от 10.01.2006).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ереминой Елене Аркадьевне (далее - предприниматель) о взыскании 307 руб. 48 коп., составляющих сумму пени, начисленной за нарушение сроков уплаты единого социального налога за 2004 г.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал заявленные требования.
Предприниматель Еремина Е.А. в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, отзыва на заявление налоговой инспекции не представила. Определение арбитражного суда от 18.01.2006, направленное по адресу места жительства предпринимателя, получено ею 25.01.2006 (почтовое уведомление N 18584).
Учитывая данное обстоятельство и положения части 3 статьи 156 и части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает спор в отсутствие предпринимателя.
В судебном заседании 08.02.2006 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 45 мин. 14.02.2006.
Заслушав представителя налоговой инспекции, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Еремина Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Хакасия 15.06.2004 и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия.
18.10.2004 предприниматель представила в налоговую инспекцию по месту учета налоговую декларацию о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, в сумме 45000 руб.
В связи с неуплатой предпринимателем авансового платежа по сроку 15.01.2005 предпринимателю начислена пеня в сумме 307 руб. 48 коп. за период с 18.01.2005 по 20.05.2005, в том числе в федеральный бюджет - 231 руб. 55 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 75 руб. 28 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4 руб. 43 коп.
21.06.2005 предпринимателю направлено требование о добровольной уплате пени в срок до 24.06.2005 по адресу: г. Черногорск.
В связи с тем, что по названному адресу предприниматель не проживала, 06.12.2004 предпринимателю повторно направлено требование по адресу местожительства: г. Черногорск. Указанное требование получено предпринимателем 09.12.2005.
Неуплата пени послужила основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Оценив приведенные налоговым органом доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогового органа.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
По смыслу пункта 1 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
В соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 20), при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.
Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу положений пункта 1 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации в течение налогового периода предприниматели уплачивают авансовые платежи, расчет которых производится налоговым органом из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.
При этом пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что в случае начала осуществления предпринимательской деятельности после начала очередного налогового периода, налогоплательщики-предприниматели обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.
Как установлено пунктом 4 статьи 244 Кодекса, авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений, в том числе: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Согласно пункту 5 статьи 244 Налогового кодекса расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями самостоятельно исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Как следует из пояснений представителя налоговой инспекции в судебном заседании, предъявленная ко взысканию пеня начислена на авансовые платежи по ЕСН за октябрь - декабрь 2004 г. по сроку уплаты 15.01.2005, расчет которых произведен налоговым органом на основании декларации о предполагаемом доходе.
Поскольку авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из предполагаемого дохода, а не фактического дохода, их неуплата не может служить основанием для начисления пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из пояснений представителя налоговой инспекции в судебном заседании арбитражным судом установлено, что налоговое уведомление на уплату авансового платежа предпринимателю не направлялось.
С учетом вышеизложенного начисление пени в сумме 307 руб. 48 коп. не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах требования налогового органа являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Госпошлина по спору составляет 500 рублей и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на налоговую инспекцию.
Поскольку налоговые органы в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты, взыскание государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, частью 2 статьи 176, статьей 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Н.В.ГИГЕЛЬ