Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 20 января 2006 года № А74-5712/2005

    Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2006 года.
    Полный текст решения изготовлен 20 января 2006 года.
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия, город Абакан,
    к индивидуальному предпринимателю Х, город Абакан,
    о взыскании штрафной санкции в сумме 280,00 руб.
    Протокол судебного заседания вела судья Тутаркова И.В.
    В судебном заседании принимали участие
    от заявителя: Шулбаева А.В. по доверенности от 29 сентября 2005 года N 11292.
    от индивидуального предпринимателя: отсутствовал.
    Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Х (далее - Предприниматель) штрафной санкции в размере 280,00 руб., предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", за нарушение срока представления в Пенсионный фонд сведений о страховых взносах и страховом стаже на работающих за 2004 год.
    В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда поддержал требование о взыскании с индивидуального предпринимателя штрафной санкции в сумме 280,00 руб., за непредставление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
    Представитель индивидуального предпринимателя в судебном заседании отсутствовал. Копия определения от 07 декабря 2005 года о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу, направленная арбитражным судом в адрес Предпринимателя, что подтверждает почтовое уведомление N 09060.
    В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, считается извещенным надлежащим образом арбитражным судом, если, к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие Предпринимателя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
    Заслушав представителя Управления Пенсионного фонда, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
    Х зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия.
    Уполномоченным Управления Пенсионного фонда проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страховании". По итогам проведенной камеральной проверки Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 11 мая 2005 года N 120143, согласно которому Предприниматель не представлены в установленный срок индивидуальные сведения за 2004 год.
    27 июня 2005 года начальником Управления Пенсионного фонда вынесено решение о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 10% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за период 2004 год. Сумма штрафа составила 280,00 руб.
    В решении Предпринимателю предложено уплатить сумму штрафных санкций в добровольном порядке в десятидневный срок с момента получения решения. Данное решение получено Предпринимателем 27 июля 2005 года, что подтверждает почтовое уведомление N 2151.
    Сумма штрафных санкций Предпринимателем не уплачена до настоящего времени, это обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
    Оценив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к выводу, что требование Управления Пенсионного фонда является правомерным, между тем удовлетворению не подлежит в связи с нижеследующим.
    Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
    Материалами дела подтверждается непредставление Предпринимателем к установленному сроку индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2004 год.
    Данное обстоятельство явилось для Управления Пенсионного фонда основанием для констатации факта неисполнения Предпринимателем обязанности по представлению в установленный срок индивидуальных сведений, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, что в силу статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подпадает под признаки правонарушения.
    Статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Сумма штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, составила 280,00 руб.
    Вместе с тем арбитражный суд полагает, что требование Управление Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока для обращения с заявлением в арбитражный суд.
    Согласно статье 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
    Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом.
    Статьями 9, 13, 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно статье 34.1 Кодекса в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренных Кодексом.
    Таким образом, при наложении штрафных санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования должны применяться правила главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие положения и порядок привлечения к ответственности за совершение правонарушения и сроки давности взыскания санкций.
    В соответствии со статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
    Срок давности взыскания санкции является пресекательным и восстановлению не подлежит.
    Поскольку днем обнаружения нарушения является 11 мая 2005 года (день представления Предпринимателем ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в Пенсионный фонд), соответственно шестимесячный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафной санкции за непредставление в установленный срок сведений за 2004 истек 11 ноября 2005 года (пятница).
    Между тем заявление о взыскании штрафной санкции поступило в арбитражный суд только 30 ноября 2005 года, то есть с нарушением 6-месячного срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд отказывает Управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявления о взыскании с Х штрафной санкции в размере 280,00 руб. в связи с истечением срока давности взыскания штрафной санкции.
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 500 рублей.
    В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на Управление Пенсионного фонда.
    Принимая во внимание, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, отнесенная на Управление Пенсионного фонда, взысканию не подлежит.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 215, 216, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    отказать Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в городе Абакане в Республике Хакасия в удовлетворении заявленного требования.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    И.В.ТУТАРКОВА