-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 17 апреля 2008 года № А47-5756/2007АК-24
(Извлечение)
Сущность спора.
Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (г. Оренбург) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования "город Оренбург" (г. Оренбург) о признании частично недействительным Постановления Главы города Оренбурга N 2697-п от 14.09.2006 года "Об утверждении границ и формировании земельного участка по улицам Пролетарской/Кирова/Комсомольской для передачи в аренду ЗАО "Валера" (в части, касающейся пунктов 2 - 5), ссылаясь на отсутствие у Ответчика полномочий по распоряжению земельными участками, нарушение норм закона при передаче в аренду ЗАО "Валера" земельного участка и нарушение при этом прав и законных интересов Заявителя. Прокуратура Оренбургской области поддерживает требования Заявителя, находя их законными и обоснованными.
Права и обязанности участникам процесса разъяснены.
Отводов составу Суда не заявлено.
От представителя Заявителя поступило ходатайство о восстановлении пропущенного им срока на обжалование Постановления Главы города Оренбурга N 2697-п от 14.09.2006 года. Представители ответчика, третьего лица, Прокуратуры Оренбургской области относительно заявленного ходатайства не возражают.
Ответчик и третье лицо оспариваемое Заявителем Постановление считают законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства не нарушающим его права и законные интересы.
Заслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, Суд установил следующее.
09.10.2006 года Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый мир" обратилось с заявлением в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области о предоставлении ему земельного участка площадью 1000 кв. м для строительства трехэтажного гостинично-развлекательного комплекса с подземной парковкой по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская. В связи с этим, Заявителем в Администрацию города Оренбурга был направлен пакет документов для изготовления и утверждения проекта границ земельного участка на испрашиваемый Обществом участок (письмо N ОС-27/15-9530 от 15.12.2006 года приобщено в дело). Администрация города Оренбурга направила Заявителю ответ N 24/8-5181,6299 от 19.03.2007 года, из которого следовало, что в соответствии с выпиской из протокола N 36 от 08.08.2006 года заседания комиссии по выбору земельных участков, предназначенных под застройку в городе Оренбурге, земельный участок, расположенный по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская, согласно Акту выбора N 5/23 от 08.08.2006 года, уже предоставлен на праве аренды ЗАО "Валера". При этом, в газете "Вечерний Оренбург" N 34 от 23.08.2006 года была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство гостиничного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта, а также информация об установлении месячного срока подачи заявлений от лиц, чьи интересы могут быть затронуты предоставлением указанного земельного участка. В свою очередь, Постановлением Главы города Оренбурга от 25.08.2006 года N 2221-п "Об утверждении Акта выбора земельного участка N 5/23 от 08.08.2006 года, для строительства гостиничного комплекса по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская" для ЗАО "Валера" был утвержден указанный Акт выбора земельного участка. При этом, пунктом 2.4 указанного Постановления, было предусмотрено ведение проектирования согласно архитектурно-планировочному заданию, утвержденному Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга от 15.03.2006 года. Во исполнение Постановления Главы города Оренбурга от 14.09.2006 года N 2697-п "Об утверждении границ и формировании земельного участка по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская для передачи в аренду ЗАО "Валера", указанный земельный участок был сформирован и предоставлен в аренду ЗАО "Валера" для осуществления на нем строительства гостиничного комплекса.
Заявитель, оспаривая Постановление Главы города Оренбурга от 14.09.2006 года N 2697-п в части пунктов 2 - 5, считает, что оно было вынесено с нарушением норм действующего законодательства, в частности ст.ст. 30 - 32, 70 ЗК РФ, и нарушает его права и законные интересы.
Суд считает, что заявленное Министерством природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктами 2 - 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка, а именно: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса; 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Комплексный анализ указанного порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования позволяет сделать вывод о том, что на момент объявления конкурса (аукциона) орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, не имеет заявлений о предоставлении участка кому-либо, а также по своей инициативе должен подготовить необходимые документы и сформировать земельный участок как объект права, то есть провести его кадастровый учет.
Пунктами 5 - 8 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован иной порядок предоставления земельного участка. Так, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса РФ о предоставлении земельного участка для строительства или прокол о результатах торгов (конкурсов, аукционах) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно материалам дела, ЗАО "Валера" обратилось в Администрацию города Оренбурга 13.01.2006 года с заявлением о выделении ему земельного участка по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская для строительства гостиничного комплекса повышенной комфортности. Поступившее заявление было рассмотрено коллегиально на Комиссии по выбору земельных участков, которая образована при Администрации города Оренбурга (Постановлением Оренбургского городского Совета от 09.06.2004 г. N 84 было утверждено Положение о комиссии по выбору земельных участков, предназначенных под застройку в г. Оренбурге, а также утвержден состав комиссии). В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения о Комиссии, на ее рассмотрение выносятся вопросы, касающиеся наличия возможности предоставления земельных участков для строительства без проведения торгов (конкурса, аукциона) или необходимости проведения торгов (конкурса, аукциона) по продаже в собственность или права на заключение договора аренды земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования в случаях предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органам государственной власти, органами местного самоуправления, муниципальным организациями. Представленными в дело документами подтверждается факт того, что помимо Акта выбора земельного участка, Ответчиком была разработана разрешительная документация (по данному вопросу было дано заключение отделом генплана от 15.03.2006 г., которое согласовано председателем КГА Ч.-А.Н.А.); разработана ситуационная схема размещения объекта и согласована с соответствующими отделами Комитета по градостроительству и архитектуре, а Акт выбора N 5/23 земельного участка для строительства гостиничного комплекса по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольской был согласован с ТУ Роспотребнадзора, с ОГПН по г. Оренбургу, с ГИБДД УВД г. Оренбурга, с ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области", с Комитетом по градостроительству и архитектуре. Представитель Ответчика отметил, что решающим фактором при предоставлении спорного земельного участка именно ЗАО "Валера", явился факт нахождения на этом земельном участке ветхого жилого дома, жильцов которого, выразило готовность расселить, приобретя им квартиры, ЗАО "Валера". Двухэтажный жилой дом с подвалом, общей площадью 310,5 кв. м, жилой 140,6 кв. м, согласно распоряжению администрации г. Оренбурга от 19.06.1992 г. N 908 "Об узаконивании и включении жилого дома в фонд муниципальной собственности" и Удостоверения Инвентаризационно-Технического Бюро от 19.06.1992 года был зарегистрирован на праве муниципальной собственности. Этот дом состоял из помещений коммунального заселения и был включен в "Списки непригодных для проживания граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Оренбурга на 2004 год." Согласно пункту 1.1 Распоряжения администрации г. Оренбурга от 19.06.1992 г. N 908 домовладение по ул. Комсомольская/Кирова, 15/21 уже тогда имело 67 % износа. В этой связи, учитывая поступившее от ЗАО "Валера" предложение по отселению граждан и ветхость жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, между Администрацией города Оренбурга и ЗАО "Валера" было заключено соглашение от 20 марта 2006 года, предусматривающее, в том числе, плановое отселение жильцов дома по ул. Кирова/Комсомольская. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении ЗАО "Валера" спорного земельного участка, Ответчиком учитывалось то, что изначально площадь земельного участка, занимаемого домом, согласно пункту 1.1 Распоряжения Администрации г. Оренбурга от 19.06.1992 N 908 составляла лишь 1164 кв. м, при этом свободным (незастроенным) оставался земельный участок с незначительной площадью, которая не позволяла сформировать его как отдельный объект земельных правоотношений для выставления его на торги.
В соответствии с Заключением по вопросу строительства от гостиничного комплекса по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская/Пушкинская от 15.03.2006 г., освоение земельного участка возможно путем проектирования застройки квартала с учетом максимального сохранения историко-культурного потенциала и соблюдением регламента N ИС-2. Использование же территории только под бывшим жилым домом, без учета оставшейся незначительной площади земельного участка, признано нерациональным.
Оценив в комплексе вышеописанные обстоятельства, Администрация города Оренбурга приняла решение о предоставлении ЗАО "Валера" земельного участка площадью 1352 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть путем утверждения Акта выбора земельного участка. 8 августа 2006 года Комиссия приняла Решение о предоставлении земельного участка по Акту выбора, который был утвержден заместителем Главы города.
Основываясь на вышеизложенном, суд считает, что Администрацией города Оренбурга были соблюдены процедуры, определенные статьями 30, 31 Земельного Кодекса РФ и которые необходимо было произвести при утверждении акта выбора, что свидетельствуют о принятии обоснованного решения по предоставлению земельного участка для строительства гостиничного комплекса ЗАО "Валера".
Довод представителя Заявителя, касающийся необходимости организации и проведения торгов и нарушении порядка информирования возможных претендентов является несостоятельным, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков. Необходимость проведения торгов не возникает в случае поступления заявления на соответствующую публикацию, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ, при выборе земельного участка орган местного самоуправления обязан проинформировать население о возможном предоставлении земельного участка с целью выявления возможных препятствий для предоставления земельного участка и во избежание нарушений прав и интересов других лиц. Данная норма не содержит указаний на проведение торгов в случае поступления нескольких заявлений на публикацию. При этом, Ответчик представил в дело доказательство того, что он проинформировал о предстоящем строительстве путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" от 23.08.2006 г. N 34, где предлагалось лицам, чьи интересы могли быть затронуты возможным предоставлением земельного участка ЗАО "Валера", направить в течение месяца свои заявления. При этом, указанная публикация не информировала ни о предстоящих торгах, в случае поступления более одной заявки, ни о последствиях поступления заявлений, а судьба спорного земельного участка никак не зависела от поступивших заявлений, так как орган местного самоуправления на тот момент уже выбрал один из вариантов предоставления земельного участка - Акт выбора и проинформировал население о предстоящем строительстве для того, чтобы лица, чьи интересы могут быть нарушены этим строительством (землепользователи, землевладельцы, собственники строений), могли указать на нарушение их прав и интересов. Что касается заявления ООО "Земельные инвестиции" от 28 августа 2006 года N 21, то Судом установлено, что оно не содержит информации о том, что предстоящим строительством гостиничного комплекса затрагиваются права и интересы этого Общества. На момент поступления данного заявления, а также заявления ООО "Зеленый мир" в орган местного самоуправления, им уже было принято решение о предоставлении спорного земельного участка ЗАО "Валера" путем утверждения Акта выбора (Акт выбора от 08.08.2006 г. N 5/23), а не путем проведения торгов.
Кроме того, в заявлении ООО "Земельные инвестиции", указывается просьба о предоставлении земельного участка для строительства торгового комплекса, что не соответствует размещенной публикации о предстоящем строительстве гостиничного комплекса.
Из положений Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков с предварительным согласованием и без такового представляет собой две независимые друг от друга процедуры, регулирующиеся различными нормами Земельного кодекса. Нормы статей 30, 31, 32 Земельного кодекса, регулируют только порядок предоставления земельных участков путем утверждения акта выбора, причем в них не говорится о возможности проведения торгов при предварительном согласовании места размещения объекта, а также при поступлении заявлений от других лиц, претендующих на этот же участок. Пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ может применяться только в том случае, если заявление о выборе земельного участка поступило после того, как была инициирована процедура проведения торгов и земельный участок сформирован как объект земельных отношений. Согласно материалам дела, заявления от ООО "Земельные инвестиции" и ООО "Зеленый мир" поступили Ответчику уже после утверждения им Акта выбора земельного участка для ЗАО "Валера". Кроме того, подтвержден факт того, что участок на момент поступления заявлений не был сформирован, а Акт выбора был уже утвержден для ЗАО "Валера". Таким образом, обеспечив выбор земельного участка и утвердив Акт выбора, Администрация города Оренбурга, в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ приняла решение о предоставлении земельного участка Закрытому акционерному обществу "Валера". Указанная норма земельного законодательства не предусматривает право органа местного самоуправления уже после проведенного предварительного согласования места размещения объекта одному лицу, выставлять этот земельный участок на торги при поступлении впоследствии заявок от других лиц. Таким образом, у Администрации города Оренбурга не имелось оснований для проведения торгов по предоставлению земельного участка по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская, так как изначально был выбран вариант предоставления земельного участка, предусматривающим предварительное согласование места размещения объекта.
Довод представителя Заявителя и представителя Прокуратуры Оренбургской области, касающийся обязанности Суда признать недействительным оспариваемое ими Постановление Главы города Оренбурга от 14.09.2006 года N 2697-п, по основанию предоставления спорного земельного участка ЗАО "Валера" без его формирования и постановки на кадастровый учет, Судом не принимается, исходя из следующего.
В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, земельный участок, как объект земельных правоотношений считается сформированным после постановки земельного участка на кадастровый учет. Согласно статьи 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", для проведения государственного кадастрового учета земельного участка необходимо проведение работ по его межеванию. Порядок межевания земель был установлен Законом РФ "О землеустройстве", Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 г. Основаниями проведения землеустройства, согласно ст. 4 ФЗ "О землеустройстве" являются решения федеральных органов государственной власти, решения органов государственной власти, решения органов местного самоуправления о проведении землеустройства. Согласно пункту 5 Инструкции по межеванию земель, при подготовке работ по межеванию осуществляется сбор и анализируется ряд документов, одним из которых является Акт уполномоченного на распоряжение органа власти о предоставлении данного земельного участка. Учитывая вышеизложенное, Суд установил, что без издания компетентным органом Акта, свидетельствующего о принятии решения о предоставлении земельного участка, проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет невозможно. При этом, пунктами 4.1, 4.2, 4.3. Постановления Главы города от 14.09.2006 N 2697-п, предписывается произвести действия по постановке земельного участка на такой учет. Следует учитывать, что решение о предоставлении земельного участка является правоустанавливающим документом - основанием для заключения и государственной регистрации договора аренды земельного участка (если регистрация необходима), а правоудостоверяющим документом, который подтверждает право на земельный участок, является договор аренды земельного участка. Судом установлено, что на момент заключения договора аренды между Администрацией г. Оренбурга и ЗАО "Валера", предоставленный земельный участок прошел кадастровый учет, и ему был присвоен кадастровый номер 56:44:02 32 002:0015. Данное обстоятельство документально подтверждается договором аренды N 7/л-72-юр от 14.05.2007 г. и кадастровым планом от 9 февраля 2007 г.
Кроме того, довод Заявителя о том, что Администрация города Оренбурга издала оспариваемый ненормативный правовой акт, якобы с превышением предоставленных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге, является безосновательным, исходя из следующего. Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством субъектов Российской Федерации не установлено иное (ч. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Постановление Главы города от 14.09.2006 г. N 2697-п было издано в период действия полномочий органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками в г. Оренбурге, поскольку законодательством субъекта (Оренбургской областью), был установлен иной порядок в Законе Оренбургской области от 09.09.2006 г. N 575/112-4-ОЗ. В данном законе было указано, что к компетенции Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области отнесено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге, и который вступил в силу, согласно ст. 2 настоящего Закона, лишь после его официального опубликования. Официально этот Закон был опубликован 16.09.2006 г. в газете "Южный Урал" за N 188. Оспариваемое же Постановление Главы города Оренбурга было издано 14.09.2006 года, то есть до вступления в силу вышеуказанного Закона N 575/112-4-ОЗ. Кроме того, Акт выбора земельного участка, который согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка, утвержден Постановлением Главы города от 25.08.2006 года N 2221, то есть до вступления в силу Закона Оренбургской области, регламентирующего компетенцию по распоряжению земельными участками в г. Оренбурге и возлагающего эту обязанность на Министерство природных ресурсов и имущественных отношений по Оренбургской области.
Формальными (если учитывать степень несоразмерности негативных последствий для третьего лица - ЗАО "Валера", расселившего по условиям Соглашения с Администрацией г. Оренбурга всех жильцов аварийного дома, располагавшегося на спорном земельном участке, в случае признания Судом оспариваемого Постановления недействительным и передачи этого земельного участка другому застройщику) Суд считает доводы представителей Заявителя и Прокуратуры Оренбургской области, касающиеся нарушения прав ООО "Зеленый мир" и ООО "Земельные инвестиции" на выделение им этого участка для строительства, учитывая факт непредставления в дело документов, подтверждающих одномоментное с ЗАО "Валера" предложение Ответчику по расселению жильцов аварийного дома по ул. Пролетарская/Кирова/Комсомольская, с условием предоставления этого участка для последующего строительства.
Довод представителя Прокуратуры Оренбургской области о нарушении государственных и экономических интересов Оренбургской области в связи с изданием Ответчиком оспариваемого Постановления и по причине нахождения на спорном земельном участке "объекта государственной собственности, находящегося в пользовании ГУП "Оренбургэлектросеть" (комплексная трансформаторная подстанция), Суду представляется необоснованным, учитывая, что при достижении договоренности между заинтересованными хозяйствующими субъектами, возможен перенос этой подстанции на другой участок.
Что касается ходатайства Заявителя о восстановлении ему срока на обжалование Распоряжения, то оценив доводы, связанные с указанной Заявителем причиной пропуска установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение за защитой нарушенных прав, Суд признал причину пропуска этого срока уважительной, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе права на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, и непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц.
Само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и вопрос о причинах пропуска срока, решается судом уже после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что пропуск заявителем срока для обращения в суд не является для суда основанием для возвращения заявления. Статья 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса.
Следовательно, причины пропуска срока подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что Заявителю стало известно о существовании Постановления Администрации города Оренбурга N 2697-п от 14.09.2006 года только 19 марта 2008 года из ответа Администрации города Оренбурга N 24/8-5181,6299. Копия оспариваемого ненормативного правового акта в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области направлена не была. Кроме того, одной из причин пропуска срока на обжалование Постановления является несвоевременное поступление документов в отдел правового и нормативно-методического обеспечения Министерства, а также нахождение в служебной командировке руководителя Министерства.
При указанных обстоятельствах, ходатайство Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области о восстановлении срока подачи заявления о признании недействительным оспариваемого им Постановления Администрации города Оренбурга от 14.09.2006 года N 2697-п подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления принят в соответствии с нормами действовавшего на тот момент законодательства и в пределах полномочий исполнительного органа - Администрации города Оренбурга, правовых оснований для признания его недействительным, не имеется, так как статьей 13 Гражданского кодекса РФ, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным судом лишь при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия указанного акта органа местного самоуправления закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Следовательно, в удовлетворении заявленного Министерством природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области требования о признании недействительным Постановления Главы города Оренбурга N 2697-п от 14.09.2006 года "Об утверждении границ и формировании земельного участка по улицам Пролетарской/Кирова/Комсомольской для передачи в аренду ЗАО "Валера", в части пунктов 2 - 5, следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный Суд
1.Ходатайство Заявителя о восстановлении пропущенного им срока на обжалование Постановления N 2697-п от 14.09.2006 года, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, удовлетворить, признав причину его пропуска уважительной.
2.В удовлетворении заявленного Министерством природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (г. Оренбург), требования о признании частично недействительным Постановления Главы города Оренбурга N 2697-п от 14.09.2006 года "Об утверждении границ и формировании земельного участка по улицам Пролетарской/Кирова/Комсомольской для передачи в аренду ЗАО "Валера" в части пунктов 2 - 5, отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.