-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 21 мая 2004 года № А74-2482/03-К2
от 21 мая 2004 г. Дело N А74-2482/03-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судьей Каспирович Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Государственного унитарного предприятия "Аскизский райтопсбыт", поселок Аскиз,
к Управлению социальной защиты населения администрации Аскизского района, село Аскиз,
и к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков -
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан,
о взыскании основного долга в размере 139896 рублей 32 копеек.
В судебном заседании принимали участие представители:
истца: Янулявичус А.А. - директор согласно контракту от 21 сентября 2000 года без номера;
ответчиков: Управления социальной защиты населения администрации Аскизского района, отсутствовал;
Министерства финансов и экономики Республики Хакасия: Голощапов Д.В. по доверенности от 16 мая 2003 года N 17-д;
третьего лица - Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, отсутствовал.
Государственное унитарное предприятие "Аскизский райтопсбыт" (далее - ГУП "Аскизский райтопсбыт" или Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования Аскизский район 139896 рублей 32 копеек, составляющих сумму основного долга за 2001 - 2002 годы по договорам от 1 июля 1999 года, от 11 июня 2001 года N 1 и от 19 апреля 2002 года N 1/01, возникшую в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате топлива (уголь, дрова) в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
Определением Арбитражного суда от 27 августа 2003 года в соответствии с частью 2 статьи 46 и частью 2 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено в качестве второго ответчика Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее - Минфин РХ), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета пора, на стороне ответчиков - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее - Минтруд РХ).
Определением Арбитражного суда от 17 октября 2003 года по заявлению истца в порядке части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации из состава ответчиков исключено Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования Аскизский район и привлечено в качестве второго ответчика Управление социальной защиты населения администрации Аскизского района.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования и в качестве оснований иска указал на нарушение ответчиками условий договоров от 11 июня 2001 года N 1 и от 19 апреля 2002 года N 1/01, в связи с чем, ему не в полной мере были возмещены "выпадающие доходы" при предоставлении ветеранам льгот по оплате топлива.
ГУП "Аскизский райтопсбыт" ссылается также на пункт 5.6 договора без номера от 1 июля 1999 года, заключенного между ним и Администрацией Аскизского района, из которого следует, что после получения компенсации от Управления соцзащиты в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате топлива, истец должен ее перечислить в бюджет Аскизского района.
Истец поясняет, что уголь поставляется из шахт Республики Хакасия на основании договоров поставки, заключенных Администрацией Аскизского района с шахтами, и в соответствии с пунктом 1.2 договора без номера от 1 июля 1999 года является собственностью Администрации Аскизского района.
В качестве правового обоснования иска истец ссылается на статью 10 Федерального закона "О ветеранах", Постановление Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2001 года N 88 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 7 марта 2001 года N 3 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год", а также на статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия с предъявленными требованиями не согласилось, пояснив при этом, что не является стороной по договорам, указанным в качестве оснований исковых требований.
Минфин РХ, ссылаясь на пункты 1.2, 5.1 и 5.6 договора без номера от 1 июля 1999 года, заключенного между истцом и Администрацией Аскизского района, указывает, что уголь, поступающий в ГУП "Аскизский райтопсбыт", не является его собственностью, а находится у него на ответственном хранении, оплата угля поставщикам производится Администрацией Аскизского района.
По мнению Минфина РХ, истец не может нести убытки, так как фактически им не затрачиваются собственные материальные средства на реализацию льгот согласно Федеральному закону "О ветеранах", в данном случае убытки несет другое лицо.
Ответчик - Управление социальной защиты населения администрации Аскизского района в судебное заседание не явилось, отзыва на иск не представило.
Определение о месте и времени судебного разбирательства получено делопроизводителем Майнагашевой, в связи с чем дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления соцзащиты.
Как следует из материалов дела, Управление социальной защиты населения администрации Аскизского района создано в качестве юридического лица Постановлением Администрации Аскизского района от 1 декабря 1994 года N 892.
3 марта 2003 года Постановлением N 19пл Администрации муниципального образования Аскизский район, образованного в соответствии с Законом Республики Хакасия от 26 сентября 2002 года N 39 "Об образовании муниципального образования Аскизский район и установлении его границ", было создано новое юридическое лицо - Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования Аскизский район.
28 апреля 2003 года Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования Аскизский район зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается соответствующим свидетельством от 28 апреля 2003 года серии 19 N 0441503.
Управление социальной защиты населения администрации Аскизский район в установленном законом порядке до настоящего времени не ликвидировано, однако, на день рассмотрения настоящего спора фактически не действует.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования Аскизский район - первоначально указанный в иске в качестве ответчика - пояснил, что располагает документами относительно предмета спора и изложил при этом следующее.
В 2001 году Управление социальной защиты населения администрации Аскизского района (далее - Управление соцзащиты) получило от Минтруда РХ 72000 рублей при утвержденных лимитах на реализацию льгот по оплате топлива, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в сумме 1010800 рублей.
Вся полученная сумма на реализацию льгот в размере 72000 рублей была перечислена истцу.
Однако в связи с тем, что Предприятием в 2001 году предъявлены счета на сумму 152428 рублей 10 копеек, перед истцом на 1 января 2002 года образовалась кредиторская задолженность в сумме 80428 рублей 10 копеек.
В 2002 году Минтруд РХ перечислил Управлению соцзащиты на реализацию льгот по оплате топлива ветеранам 351000 рублей при утвержденных лимитах в этой же сумме.
Вся указанная сумма направлена истцу, в том числе 40000 рублей - на погашение кредиторской задолженности 2001 года.
В то же время Предприятием в 2002 году было оказано услуг и предъявлено счетов на сумму 410468 рублей 22 копейки, в связи с чем задолженность перед истцом на 1 января 2003 года составила 99468 рублей 22 копейки.
Третье лицо - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия дало аналогичные пояснения по суммам лимитов, утвержденных на реализацию льгот по Федеральному закону "О ветеранах", а также фактически полученных из бюджета Республики Хакасия на эти цели.
Минтруда РХ пояснило, что все средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах", полученные от органа, исполняющего бюджет Республики Хакасия - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, - в полном объеме перечислены районным и городским Управлениям соцзащиты.
Каких-либо нарушений при контроле использования Управлением соцзащиты средств, направленных на реализацию льгот по Федеральному закону "О ветеранах", Минтрудом РХ не установлено.
В судебном заседании установлено следующее.
Государственное унитарное предприятие "Аскизский райтопсбыт" создано Постановлением Администрации Аскизского района от 31 мая 1999 года N 197, зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением Администрации Аскизского района от 22 июня 1999 года N 232.
1 июля 1999 года между истцом и Администрацией Аскизского района заключен договор без номера "О финансово-хозяйственной деятельности", согласно пункту 1.2 которого из шахт Республики Хакасия в адрес ГУП "Аскизский райтопсбыт" поступает уголь, являющийся собственностью Администрации Аскизского района.
Из пунктов 4.3 и 5.2 названного договора следует, что уголь является собственностью Администрации Аскизского района и находится у Предприятия на ответственном хранении, учет и движение угля Предприятие ведет за балансом.
В соответствии с пунктом 5.1 данного договора оплата за уголь, поступающий на склад Предприятия, производится Администрацией Аскизского района.
Возмещение понесенных истцом затрат по приемке, складированию и хранению угля производится за счет средств, полученных от реализации угля населению (пункт 5.5 договора).
Согласно пункту 5.6 договора 1 июля 1999 года денежные средства, полученные от реализации угля населению, за вычетом полной стоимости затрат Предприятия, перечисляются в бюджет Аскизского района.
Как следует из пунктов 7.1 и 7.2 названного договора и пояснений истца, договор действовал с 1 июля 1999 года и на день рассмотрения спора в суде расторгнут не был.
11 июня 2001 года Администрация Аскизского района, Управление социальной защиты населения администрации Аскизского района и ГУП "Аскизский райтопсбыт" заключили договор N 1 "О предоставлении льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в рамках реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1.1 и 3.1 названного договора Предприятие приняло на себя обязательство предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг категориям граждан, предусмотренным вышеназванными Законами.
Пунктами 2.2 и 4.3 договора от 11 июня 2001 года N 1 стороны предусмотрели, что при поступлении финансирования Управление соцзащиты возмещает Предприятию выпадающие доходы, возникающие при предоставлении населению услуг на льготных условиях, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
Источником средств по названному договору в пункте 5.4 названо Минтруда РХ.
Согласно пункту 6 договор действовал с 11 июня 2001 года по 31 декабря 2001 года.
Аналогичный договор N 1/01 был заключен вышеназванными лицами 19 апреля 2002 года, который действовал до 31 декабря 2002 года.
10 апреля 2001 года между Управлением соцзащиты и Минтрудом РХ заключен договор без номера "О совместной деятельности по реализации Порядка предоставления и расходования средств на исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действующий до 31 декабря 2001 года.
Согласно пунктам 1,2, 2.1.3, 3.1.1 указанного договора Управление соцзащиты обязуется организовать в Аскизском районе работу по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", контролировать правильность оформления документов и целевое использование средств, а Минтруда РХ - осуществлять перечисление средств на реализацию указанных льгот в пределах лимитов бюджетных обязательств.
19 июля 2002 года Управлением соцзащиты и Минтрудом РХ заключено соглашение без номера "О реализации Порядка предоставления и расходования средств республиканского бюджета на исполнение Федеральных законов "О ветеранах"...", действующее до 31 декабря 2002 года и предусматривающее аналогичные условия.
Как свидетельствуют материалы дела, в период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 год ГУП "Аскизский райтопсбыт" в соответствии с условиями договоров от 1 июля 1999 года "О финансово-хозяйственной деятельности", от 11 июня 2001 года N 1 "О предоставлении льгот..." и от 19 апреля 2002 года N 1/01 "О предоставлении льгот..." осуществляло прием от шахт угля и его реализацию населению на льготных условиях в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Истец указывает, что при этом он понес расходы в 2001 году в сумме 292428 рублей 10 копеек, в 2002 году - в размере 410468 рублей 22 копеек.
В качестве доказательств понесенных расходов истец представил счета-фактуры от 26 ноября 2001 года N 629 на сумму 23439 рублей 50 копеек, от 24 декабря 2001 года N 756 на сумму 23566 рублей 25 копеек, от 30 октября 2002 года N 482 на сумму 87829 рублей 71 копейка, от 26 ноября 2002 года N 525 на сумму 39174 рубля 08 копеек, акты сверки расчетов между Управлением соцзащиты и Предприятием по состоянию на 1 апреля 2003 года и на 1 июля 2003 года, акт сверки расчетов между Администрацией Аскизского района и Предприятием по состоянию на 1 апреля 2003 года, справками истца от 24 сентября 2003 года N 89 и реестрами к счетам-фактурам с перечнем льготников.
Понесенные расходы истцу возмещены за счет средств бюджета Республики Хакасия частично, в 2001 году - в сумме 252000 рублей, в 2002 году - в размере 311000 рублей.
В связи с неполной оплатой компенсации 50-ти процентов стоимости угля, предоставленного населению в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах", Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании суммы основного долга по договорам от 1 июля 1999 года "О финансово-хозяйственной деятельности", от 11 июня 2001 года N 1 "О предоставлении льгот..." и от 19 апреля 2002 года N 1/01 "О предоставлении льгот..." в размере 139896 рублей 32 копеек (292428,1 - 252000 + 410468,22 - 311000).
С учетом предмета заявленного иска в предмет доказывания по настоящему делу входят факты заключения между истцом и ответчиками гражданско-правового договора и неисполнения обязательств по нему.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении исковых требований ГУП "Аскизский райтопсбыт" по следующим основаниям.
Статьями 14, 15, 18, 21, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлена льгота по оплате в размере 50-ти процентов приобретения и доставки топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Подпунктом "б" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 названного Закона предусмотрено возмещение расходов на реализацию указанной льготы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 названного Закона порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Хакасия от 7 марта 2001 года N 3 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год", утвердившей функциональную структуру расходов республиканского бюджета на 2001 год, в редакции Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2001 года N 62, на финансирование льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", предусмотрено 87370000 рублей. Фактически перечислено 26116000 рублей.
Статьей 30 Закона Республики Хакасия от 18 мая 2002 года N 10 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год" утверждены ассигнования из республиканского бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в сумме 87825000 рублей. Фактически перечислено 87945000 рублей.
Согласно справке Минфина РХ в 2001 году на реализацию льгот по оплате топлива ветеранам лимит составил 13505000 рублей, фактически перечислено - 3544000 рублей; в 2002 году при уточненном лимите 7289000 рублей перечислена эта же сумма.
Из вышеуказанных сумм на реализацию льгот по оплате топлива ветеранам в 2001 году в Аскизский район перечислено 72000 рублей при утвержденных лимитах в сумме 1010800 рублей; в 2002 году в Аскизский район перечислена 351000 рублей при установленных лимитах в этой же сумме.
Все полученные Управлением соцзащиты в 2001 и 2002 годах на реализацию спорной льготы средства были перечислена истцу.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2001 года N 88 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 7 марта 2001 года N 3 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" утвержден Порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям.
Согласно пункту 1 раздела 2 "Социальная политика" названного Порядка распорядителем бюджетных средств, предоставленных из Фонда компенсации в виде субсидий, субвенций и дотаций, направляемых на реализацию Федерального закона "О ветеранах", является Минтруда РХ.
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что средства из федерального и республиканского бюджетов, поступающие на счет Минфина РХ, зачисляются на лицевой счет Минтруда РХ для дальнейшего перечисления на лицевые счета учреждений соцзащиты в городах и районах Республики Хакасия по уведомлениям Минтруда РХ.
В соответствии с пунктом 7 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям органы соцзащиты населения городов и районов направляют на основании договоров полученные денежные средства организациям, осуществляющим предоставление ветеранам льгот по жилищно-коммунальным услугам и оплате за топливо.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 мая 2002 года N 139 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 18 мая 2002 года N 10 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год" утвержден Порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям, содержащий положения, аналогичные вышеуказанным.
Арбитражный суд полагает, что заявленный иск не может быть удовлетворен за счет Управления соцзащиты населения администрации Аскизского района ввиду следующего.
Факт того, что все полученные из бюджета Республики Хакасия через Минтруда РХ средства за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года в сумме 423000, рублей были перечислены Управлением соцзащиты ГУП "Аскизский райтопсбыт", не опровергается сторонами и подтверждается материалами дела.
Данный факт подтверждается отзывами на иск лиц, участвующих в деле, справками об объеме финансирования, приложенными к отзывам, уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств, актами сверки расчетов между Управлением соцзащиты и Предприятием по состоянию на 1 апреля 2003 года и на 1 июля 2003 года.
Таким образом, из материалов дела не усматривается нецелевого использования Управлением соцзащиты средств, полученных из бюджета Республики Хакасия на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Договоры от 11 июня 2001 года N 1 и от 19 апреля 2002 года N 1/01, заключенные между Администрацией Аскизского района, Управлением социальной защиты населения администрации Аскизского района и ГУП "Аскизский райтопсбыт", не могут являться основанием для взыскания основного долга с Управления соцзащиты, поскольку данные документы не являются договорами в гражданско-правовом смысле, а лишь регулируют порядок предоставления льгот населению в рамках исполнения Федерального закона "О ветеранах" лицами, подписавшими его.
Из пунктов 2.2, 4.3, 5.4 и 5.6 названных договоров следует, что при поступлении финансирования из Минтруда РХ Управление соцзащиты возмещает Предприятию выпадающие доходы, возникающие при предоставлении населению услуг на льготных условиях.
Вышеуказанный вывод подтверждается также договором от 10 апреля 2001 года и соглашением от 19 июля 2002 года, заключенными Управлением соцзащиты и Минтрудом РХ.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 2.1.3, 3.1.1 указанных актов Управление соцзащиты являлось органом, получающим из бюджета Республики Хакасия через Минтруда РХ средства на реализацию льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и организовывающим работу по их распределению между конкретными получателями и контролю за их целевым использованием.
Таким образом, с учетом предмета иска по настоящему делу - взыскание основного долга по заключенным с истцом договорам от 11 июня 2001 года N 1 и от 19 апреля 2002 года N 1/01 - Управление соцзащиты не является надлежащим ответчиком, поскольку данные договоры не содержат гражданско-правовых обязательств Управления соцзащиты перед истцом в части компенсации 50-ти процентов стоимости топлива.
Названные договоры, а также договор от 1 июля 1999 года, на которые ссылается истец в качестве оснований иска, регулируют лишь порядок предоставления льгот населению в рамках исполнения Федерального закона "О ветеранах".
Кроме того, необходимо учитывать, что стороной по договору от 1 июля 1999 года Управление соцзащиты не является, в связи с чем не может идти речь о взыскании по нему с названного ответчика основного долга.
За счет Министерства финансов и экономики Республики Хакасия исковые требования также не могут быть удовлетворены.
Минфин РХ не является стороной по договорам, указанным истцом в качестве оснований иска о взыскании основного долга, в связи с чем на Минфин РХ не может быть возложена обязанность по их исполнению.
Кроме того, как уже указывалось, договоры от 1 июля 1999 года, от 11 июня 2001 года N 1 и от 19 апреля 2002 года N 1/01 являются не гражданско-правовыми договорами, а документами, устанавливающими механизм предоставления спорных льгот.
Вследствие сказанного правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании основного долга по приведенным истцом договорам за счет указанных истцом ответчиков не имеется.
Приведенные ГУП "Аскизский райтопсбыт" в обоснование иска статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом предмета заявленного иска - взыскание основного долга по договорам - применены судом быть не могут.
Данные нормы права регулируют порядок и основания взыскания убытков, в то время как истец с иском о взыскании убытков не обращался.
Определениями от 31 июля 2003 года и от 17 октября 2003 года арбитражный суд предложил истцу уточнить предмет иска и разъяснил, что определение предмета иска является правом истца, а доказывание обстоятельств дела - его обязанностью.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей или злоупотребление процессуальными правами влекут для стороны неблагоприятные последствия.
В связи с предложением уточнить предмет требований в судебном заседании истец пояснил, что не может изменить предмет иска и просить суд взыскать убытки, возникшие в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате топлива в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах", так как убытков он не понес, поскольку уголь являлся собственностью Администрации Аскизского района, оплата за уголь производилась также Администрацией Аскизского района.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении требования ГУП "Аскизский райтопсбыт" о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации Аскизского района и с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия основного долга по договорам в размере 139896 рублей 32 копеек.
Государственная пошлина по делу составляет 4397 рублей 93 копейки и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.
Поскольку при обращении в арбитражный суд истцом государственная пошлина была оплачена в полном объеме по платежному поручению от 23 июля 2003 года N 145, ее взыскание с указанного лица не производится.
Резолютивная часть решения объявлена в соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 октября 2003 года. В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2004 года.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
- В удовлетворении искового заявления Государственного унитарного предприятия "Аскизский райтопсбыт" о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации Аскизского района и с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия основного долга в размере 139896 рублей 32 копеек отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Е.В.КАСПИРОВИЧ