-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 15 апреля 2005 года № А74-733/2005
от 15 апреля 2005 г. Дело N А74-733/2005
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, город Черногорск,
к Кооперативному сельскохозяйственному предприятию "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества, станция Ербинская Усть-Абаканского района, о взыскании налоговых санкций в сумме 3150 рублей.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Сергеев В.П. (доверенность от 12.01.2005);
ответчика: отсутствовал (извещен).
Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Кооперативного сельскохозяйственного предприятия "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества (далее - КСП "Агропродукт") налоговых санкций в сумме 3150 рублей, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки деклараций по налогу с продаж за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2002 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2003 года, по налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2002 года, 1, 2 кварталы 2003 года, по налогу на прибыль за 2002, 2003 годы, земельному налогу за 2003 год и по налогу на пользователей автомобильных дорог за 3, 4 кварталы 2002 года, а также санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный законодательством срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в количестве 15 штук.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании требования налогового органа признал частично, в сумме штрафа 200 рублей (за непредставление деклараций по налогу на прибыль за 2002, 2003 годы) и пояснил, что в 2002 - 2003 годах Кооператив не осуществлял производственную деятельность, поэтому не обязан уплачивать налог на добавленную стоимость, налог с продаж и налог на пользователей автодорог. Земельного участка у организации не имеется, поэтому обязанности по представлению декларации по земельному налогу тоже не имеется. Что касается непредставления документов по требованию налогового органа, то книга покупок и продаж в организации не велась, договоры не заключались. Остальные документы были представлены в налоговую инспекцию 20 августа 2004 года.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее:
Кооперативное сельскохозяйственное предприятие "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества зарегистрировано в качестве юридического лица распоряжением Усть-Абаканской районной Администрации от 21 апреля 1998 года N 126-р.
8 января 2003 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия КСП "Агропродукт" выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 19 N 0592178.
При выездной налоговой проверке КСА "Агропродукт", проведенной за период с 16.06.2002 по 01.10.2003, налоговым органом установлены следующие нарушения:
- несвоевременное представление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки деклараций по налогу с продаж за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2002 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2003 года, по налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2002 года, 1, 2 кварталы 2003 года, по налогу на прибыль за 2002, 2003 годы, земельному налогу за 2003 год и по налогу на пользователей автомобильных дорог за 3, 4 кварталы 2002 года;
- непредставление в установленный законодательством срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки: приказа по учетной политике, журналов-ордеров NN 1, 2, 6, 7, 10, 11, 16, оборотных ведомостей по счетам 01, 08, 12, договоров, сведений о начислении зарплаты, книги покупок и книги продаж. Всего в количестве 15 документов.
Решением и.о. руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия, правопреемником которого является заявитель, от 5 октября 2004 года N 06-25/28 Кооперативное сельскохозяйственное предприятие "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление деклараций по налогу с продаж, в виде штрафа в сумме 1400 рублей, по налогу на прибыль - в сумме 200 рублей, по налогу на добавленную стоимость - в сумме 500 рублей, по земельному налогу - в размере 100 рублей, по налогу на пользователей автомобильных дорог - в сумме 200 рублей, а также предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в количестве 15 документов - в виде штрафа в сумме 750 рублей.
Решение и требование N 2846 об уплате штрафов в указанной сумме были получены ответчиком соответственно 8 октября и 8 декабря 2004 года, но не были им исполнены в установленный срок, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд полагает частично удовлетворить требования налогового органа по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
1.Статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Пунктом 6 указанной выше статьи предусмотрено представление налогоплательщиком налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Как установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 80 Кодекса, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня.
При отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов следует применять минимальный размер налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, - 100 рублей за каждую не поданную в срок декларацию.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять налоговому органу декларации при отсутствии подлежащей уплате суммы налога в связи с неполучением доходов.
По налогу на прибыль
В силу статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации.
В соответствии со статьей 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода по указанному налогу не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
В срок, установленный законодательством о налогах и сборах, КСП "Агропродукт" декларации по налогу на прибыль за 2002, 2003 годы не представило. Данное правонарушение налоговый орган квалифицирует по части 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
В пункте 7 Информационного письма от 17 марта 2003 года N 71 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.
Учитывая изложенное, требование заявителя о применении к ответчику налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 200 рублей является обоснованным.
По налогу на добавленную стоимость
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации КСП "Агропродукт" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.
Порядок и сроки представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость установлены статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку декларации по налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2002 года, 1, 2 кварталы 2003 года не представлены ответчиком в налоговый орган в установленные сроки, привлечение КСП "Агропродукт" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 500 рублей, является обоснованным.
По налогу с продаж
В соответствии со статьей 347 главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2002, налог с продаж устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Статьей 348 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.
Законом Республики Хакасия от 29.11.2001 N 57 "О налоге с продаж" на территории Республики Хакасия введен налог с продаж.
В соответствии с частью 2 статьи 4 названного Закона с 1 января 2002 года декларации представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту налогового учета ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие налога, за истекший календарный месяц, в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Таким образом, отнесение КСП "Агропродукт" к плательщикам данного налога ставится законодателем в зависимость от осуществления реальной деятельности и самостоятельной реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Хакасия. Лицо, не признаваемое плательщиком налога с продаж, не обязано направлять в налоговый орган декларации по указанному налогу.
В пункте 2.1 акта проверки от 30 августа 2004 года N 06-25/17 указано, что согласно объяснительным руководителя предприятия оно финансово-хозяйственной деятельности за проверяемый период не осуществляло. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает требование налогового органа о взыскании с КСП "Агропродукт" налоговых санкций за непредставление деклараций по налогу с продаж за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2002 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2003 года в сумме 1400 рублей оставить без удовлетворения.
По земельному налогу
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В силу статьи 16 названного Закона юридические лица ежегодно не позднее первого июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что земельного участка у него во владении не имеется. Налоговый орган не представил соответствующих доказательств о наличии у КСП "Агропродукт" земельного участка, поэтому оснований для удовлетворения требования о взыскании налоговой санкции в сумме 100 рублей за непредставление декларации по земельному налогу за 2003 год у арбитражного суда не имеется.
По налогу на пользователей автомобильных дорог
При определении размера штрафной санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 3 и 4 кварталы 2002 года арбитражный суд руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", которым установлен налог на пользователей автомобильных дорог, не предусмотрена обязанность представления в налоговый орган декларации по данному налогу. Обязанность представления такой декларации иными актами законодательства о налогах и сборах также не предусмотрена.
Ссылку налогового органа на срок представления декларации, установленный Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 4 апреля 2000 года N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", арбитражный суд находит несостоятельной.
Так, согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Поскольку ответственность по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации наступает за непредставление декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, требование заявителя о взыскании штрафа в сумме 200 рублей за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог является неправомерным.
2.Статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации
Пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 27 января 2004 года ответчику было направлено требование о представлении в срок не позднее 5 февраля 2004 года документов: главных книг, кассовых книг, лицензии, приказа по учетной политике, журналов-ордеров NN 1, 2, 6, 7, 10, 11, 16 и документов к ним, оборотных ведомостей по счетам 01, 08, 12 и документов к ним, всех договоров, начисления заработной платы, книги покупок и продаж, счетов-фактур, материальных отчетов за проверяемый период.
Судя по почтовому уведомлению, требование получено налогоплательщиком 29 января 2004 года. Ряд истребованных документов сданы налоговому органу лишь 20 августа 2004 года: кассовая книга, карточки учета, главная книга, товарно-денежный отчет, приходная фактура, квитанция приходного ордера, выписка из кассовой книги, ведомость по заработной плате, мемориальный ордер.
В судебном заседании руководитель КСП "Агропродукт" пояснил, что книга покупок и книга продаж в организации не велась.
Статьей 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлена обязанность организаций по ведению регистров бухгалтерского учета.
В письме Министерства финансов РФ от 24 июля 1992 года N 59 изложены Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, а также Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы.
Пунктом 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914 установлен порядок ведения указанных выше документов. Поэтому довод ответчика о том, что такие документы не должны применяться в организации, является неверным.
В то же время книга покупок и книга продаж у ответчика отсутствовала, поэтому и не могла быть представлена налоговому органу.
Учитывая, что статьей 126 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за непредставление уже имеющихся у налогоплательщика документов, а не за нарушение правил бухгалтерского учета, арбитражный суд полагает необоснованным требование налогового органа о взыскании штрафа в размере 100 рублей за непредставление указанных форм отчетности (2 документа x 50 р.).
Не конкретизировано и требование о представлении договора. Представитель ответчика указал на то, что в указанное время договоры ни с кем не заключал. Доказательств иного заявителем не представлено. Поэтому штраф в сумме 50 рублей за непредставление договора также является необоснованным.
Требование о представлении других документов (приказ по учетной политике, журналы-ордера NN 1, 2, 6, 7, 10, 11, 16, оборотные ведомости по счетам 01, 08, 12, сведения о начислении зарплаты) было предъявлено обоснованно, за неисполнение его в установленный срок с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 600 рублей.
Принимая во внимание изложенное, требования налогового органа о взыскании с Кооперативного сельскохозяйственного предприятия "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества налоговых санкций обоснованы частично, в сумме 1300 рублей.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
По результатам рассмотрения спора государственная пошлина относится на КСП "Агропродукт" - в сумме 206 рублей 35 копеек, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия - в сумме 293 рублей 65 копеек. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому она не подлежит взысканию с заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 212, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, город Черногорск, удовлетворить частично.
Взыскать с Кооперативного сельскохозяйственного предприятия "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества, зарегистрированного в качестве юридического лица распоряжением Усть-Абаканской районной Администрации от 21 апреля 1998 года N 126-р (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 8 января 2003 года серии 19 N 0592178), находящегося по адресу: Усть-Абаканский район, станция Ербинская, улица Степная, 100, в доход соответствующих бюджетов штраф в сумме 1300 рублей, в том числе за непредставление деклараций по налогу на прибыль за 2002, 2003 годы в сумме 200 рублей, за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2002 года, 1, 2 кварталы 2003 года - в сумме 500 рублей, за непредставление в установленный срок в налоговый орган 13 документов - в сумме 600 рублей.
2.Во взыскании остальной суммы требований - отказать.
3.Взыскать с Кооперативного сельскохозяйственного предприятия "Агропродукт" Усть-Абаканского районного казачьего общества, зарегистрированного в качестве юридического лица распоряжением Усть-Абаканской районной Администрации от 21 апреля 1998 года N 126-р (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 8 января 2003 года серии 19 N 0592178), находящегося по адресу: Усть-Абаканский район, станция Ербинская, улица Степная, 100, в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 206 рублей 35 копеек.
4.Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.М.ЖУРБА