-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 08 декабря 2004 года № А74-3181/2004-К1

    от 8 декабря 2004 г. Дело N А74-3181/2004-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2004 года
    Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2004 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной, при ведении протокола судебного заседания судьей Тропиной С.М., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
    Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭнергоКомплекс", г. Черногорск,
    к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,
    к Администрации г. Черногорска, г. Черногорск,
    о взыскании 136649 руб. 97 коп.,
    при участии в судебном заседании
    от истца - Пешковой Т.И.; Шеллер Е.Н.;
    от МФ РФ - Набирухина Д.Ю.;
    от Администрации г. Черногорска - Пелевиной А.А.
    Общество с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭнергоКомплекс", г. Черногорск, обратилось в арбитражный суд с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации г. Черногорска, г. Черногорск, к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан и к Администрации г. Черногорска, г. Черногорск, о взыскании 136649 руб. 97 коп. убытков, причиненных в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в рамках договора N 03/12а от 15.02.2003, заключенного с Отделом социальной защиты населения Администрации г. Черногорска, г. Черногорск.
    Определением арбитражного суда от 24.08.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва.
    Определением арбитражного суда от 13.10.2004 принят отказ истца от требований к Министерству финансов и экономики РХ.
    В судебном заседании 03.11.2004 истец заявил отказ от исковых требований к Отделу социальной защиты населения Администрации города Черногорска и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия. Просил суд взыскать сумму убытков с Министерства финансов Российской Федерации и Администрации города Черногорска.
    Определением арбитражного суда от 03.11.2004 прекращено производство по делу в части требований к Отделу социальной защиты населения Администрации города Черногорска и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия.
    Министерство финансов РФ просило в иске отказать, поскольку его вина в причинении истцу убытков не доказана.
    Ответчик пояснил, что истцом неправомерно включен в сумму убытков налог на добавленную стоимость, а также в нарушение требований Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" в июле 2003 года увеличены тарифы на жилищно-коммунальные услуги без одновременного внесения изменений в местный бюджет.
    В судебном заседании 26.11.2004 судом предложено истцу уточнить исковые требования к каждому из ответчиков.
    Истец требования к каждому из ответчиков не уточнил, просил взыскать сумму убытков, понесенных в результате предоставления льгот инвалидам, с ответчиков на усмотрение суда.
    Администрация г. Черногорска просила в иске к ней отказать.
    Исследовав доказательства, представленные в дело, заслушав устные выступления лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
    15.02.2003 Администрация г. Черногорска, Отдел социальной защиты населения Администрации г. Черногорска и ООО "ХакТЭК" заключили договор N 03/12а о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг в рамках реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
    По условиям указанного договора ООО "ХакТЭК" обязалось предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с указанными законами.
    Отдел социальной защиты населения Администрации г. Черногорска в свою очередь принял на себя обязательства возмещать ООО "ХакТЭК" выпадающие доходы при оказании услуг, предоставляемых населению на льготных условиях в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных Министерством труда и социального развития РХ. При этом общая стоимость возмещения выпадающих доходов определена сторонами 775100 руб. 50 коп.
    Договор N 03/12а заключен в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.12.1995 N 181-ФЗ, согласно которому инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
    Срок действия договора определен сторонами до 31.12.2003.
    Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются:
    - по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета;
    - по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    06.05.2003 в Федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики" внесены изменения, закон дополнен ст. 15.6 "Возмещение расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом N 181-ФЗ льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
    Согласно представленным истцом реестрам, счетам-фактурам N 00000715 от 24.09.2003, N 00000716 от 24.09.2003, N 00000902 от 18.11.2003, N 00001021 от 16.12.2003, N 00001031 от 23.12.2003, N 00001032 от 24.12.2003 ООО "ХакТЭК" оказывало коммунальные услуги и принимало оплату за жилье от граждан, проживающих в г. Черногорске, на льготных условиях в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", исходя из тарифов, установленных Постановлением Администрации г. Черногорска от 28.11.2001 N 3041, на сумму 334373 руб. 79 коп. Указанные расходы в полном объеме возмещены истцу Отделом социальной защиты населения Администрации г. Черногорска.
    В результате изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги на основании Постановления Администрации г. Черногорска от 23.06.2004 N 2167 разница между стоимостью предоставленных льгот и суммой, возмещенной Отделом социальной защиты населения Администрации г. Черногорска, составила 136649 руб. 97 коп.
    Всего в 2003 году ООО "ХакТЭК" предоставило льгот на сумму 471023 руб. 76 коп. Как следует из материалов дела, Отделом социальной защиты населения Администрации г. Черногорска в 2003 году перечислено на счет истца денежных средств в возмещение расходов по предоставлению льгот инвалидам в сумме 343373 руб. 79 коп. Согласно представленным доказательствам сумма невозмещенных расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот, составила 136649 руб. 97 коп.
    На реализацию Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 в федеральном бюджете для Республики Хакасия предусмотрена субвенция в размере 56859000 руб., что подтверждает также приложение N 3 к Закону Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год", из них профинансировано 42822000 руб. Остаток неиспользованных средств на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг составил 5331958 руб. 91 коп.
    Как следует из материалов дела, истцу отказано в возмещении суммы 136649 руб. 97 коп. в связи изменением тарифов, поскольку одновременного внесения изменений в бюджет г. Черногорска не произведено.
    Для возмещения затрат по коммунальным услугам в части предоставления льгот истец составляет реестры на возмещение расходов предприятиям и организациям, фактически предоставляющим льготы по жилищно-коммунальным услугам. В реестрах указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество лица, имеющего право на получение льгот, его адрес, номер и дата выдачи удостоверения, размер общей площади и социальной нормы для предоставления льготы, сведения об утвержденных тарифах за коммунальные услуги для населения, стоимость предоставленных льгот по коммунальным услугам, которые предъявляются к возмещению.
    В дело ООО "ХакТЭК" представлены реестры с указанием стоимости предоставленных инвалидам льгот по жилищно-коммунальным услугам. Арбитражный суд признал их надлежащими доказательствами фактических расходов истца, связанных с предоставлением льгот, поскольку они соответствуют форме и содержанию.
    На основе указанных реестров истец предъявлял к возмещению Отделу социальной защиты населения Администрации г. Черногорска счета-фактуры.
    Доводы Министерства финансов РФ о необоснованном применении тарифов, установленных Постановлением Администрации города Черногорска от 23.06.2003 N 2167, суд находит несостоятельными, поскольку указанное Постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который в установленном порядке не признан недействительным, а действия Администрации г. Черногорска, направленные на изменение действующих тарифов, не признаны незаконными, следовательно, предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, обязаны применять тарифы на жилищно-коммунальные услуги, установленные указанным Постановлением. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности по финансированию расходов предприятий, организаций, связанных с предоставлением льгот инвалидам, на орган местного самоуправления.
    При указанных обстоятельствах требования ООО "ХакТЭК" о взыскании убытков с Администрации г. Черногорска не подлежат удовлетворению.
    Оценив представленные истцом договор N 03/12а, счета-фактуры, реестры, арбитражный суд признал доказанным заявленный истцом размер предоставленных и невозмещенных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам.
    На момент рассмотрения дела по существу арбитражному суду не представлено доказательств погашения указанной задолженности. Так как лимиты бюджетных обязательств 2003 года исполнены, а бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает стоимость невозмещенных расходов на предоставление льгот инвалидам в 2003 году как убытки.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Доводы Министерства финансов РФ о включении сумм налога на добавленную стоимость в предъявленные к возмещению расходы арбитражный суд признал несостоятельными, поскольку истцом ко взысканию предъявлена сумма расходов, исходя из фактических цен их реализации, по тарифам, установленным Постановлениями Администрации г. Черногорска N 3041 от 28.11.2001 и N 2167 от 23.06.2003.
    Расчет расходов к возмещению произведен на основании реестров, где стоимость предоставленных льгот определена по тарифам для населения, включающим налог на добавленную стоимость.
    Стоимость коммунальных услуг и платы за жилье в сумме 136649 руб. 97 коп., не полученная с инвалидов в связи с установленной льготой, является неполученным доходом ООО "ХакТЭК", который подлежит возмещению за счет бюджета РФ в соответствии с требованиями Закона "О социальной защите инвалидов в РФ", правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Российской Федерацией расходы на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" не позволили возместить фактические расходы на эти цели, понесенные хозяйствующим субъектом.
    Статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
    На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
    Исходя из того, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 136649 руб. 97 коп., арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование ООО "ХакТЭК" о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг в 2003 году, в размере 136649 руб. 97 коп.
    Вместе с тем, из представленных истцом реестров усматривается, что сумма предоставленных льгот не соответствует суммам, указанным в счетах-фактурах, в связи с чем сумма необоснованно предъявленных убытков составила 25486 руб. 64 коп., которая удовлетворению не подлежит.
    Ссылка Министерства финансов РФ на неиспользование в полном объеме сумм субвенций не может являться основанием для отказа в иске к Министерству финансов РФ, так как Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ", возлагая на Российскую Федерацию бремя расходов по финансированию льгот инвалидам, не ограничивает такие расходы в какой-либо мере или каким-то способом, в том числе и размером бюджетных обязательств. Министерство финансов РФ в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает от имени казны Российской Федерации в спорных отношениях.
    Таким образом, с Министерства финансов РФ подлежит взысканию в пользу истца 111486 руб. 33 коп.
    Государственная пошлина по иску в сумме 4333 руб. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца в сумме 797 руб. 91 коп., на ответчика в сумме 3535 руб. 9 коп., но не подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". Поскольку истцу при обращении в арбитражный суд предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию 797 руб. 91 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
    Истцом заявлено ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины. На основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер подлежащей взысканию с истца государственной пошлины до 100 руб.
    Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭлектроКомплекс", город Черногорск, удовлетворить частично.
    Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, город Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭлектроКомплекс", город Черногорск, убытки в сумме 111486 рублей 33 копеек, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    2.В удовлетворении остальной части иска отказать.
    3.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭлектроКомплекс", город Черногорск, 100 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    С.М.ТРОПИНА