-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Определение от 06 июня 2007 года № А47-4580/2007-АК-104
Отдел внутренних дел Кувандыкского района Оренбургской области, г. Кувандык Оренбургской области (далее по тексту - ОВД Кувандыкского района Оренбургской области) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М.С.В., г. Кувандык Оренбургской области (далее по тексту - предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В соответствии со ст.ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Отводов судье, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области 19.04.2007 на основании распоряжения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области от 19.04.2007 была проведена проверка в кафе "Коралл", расположенном по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский район, г. Кувандык, ул. Дальняя/ул. Речная, принадлежащем индивидуальному предпринимателю М.С.В.
В результате проверки в проверяемом кафе была установлена реализация алкогольной продукции 6 наименований, без лицензии, без документов (сертификатов соответствия, справок к ТТН к ГТД, ценников). По мнению налогового органа, нарушена ст. 10.2, п. 2 ст. 16, ст. 25, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), п.п. 12, 19, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства N 55 от 19.01.1998.
Результаты проверки 19.04.2007 зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Согласно протоколу изъятия алкогольной продукции N 25 в момент проверки изъята алкогольная продукция. Сотрудниками налогового органа 19.04.2007 взяты объяснения с бармена-кассира Ф.А.Р., которая пояснила, что осуществляла реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сертификатов соответствия, справок к ТТН и ГТД, без ценников, прейскуранта цен на продаваемую алкогольную продукцию, так как данная алкогольная продукция завезена индивидуальным предпринимателем на реализацию. О том, что нужны в обязательном порядке вышеуказанные документы не знала.
Заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области 20.04.2007 материалы проверки направлены начальнику ОВД Кувандыкского района Оренбургской области для составления протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя М.С.В. для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В отношении индивидуального предпринимателя М.С.В. 03.05.2007, в ее присутствии, составлен протокол N 152238 об административном правонарушении.
При составлении протокола предпринимателю разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе об административном правонарушении. Протокол подписан и копия данного протокола получена предпринимателем непосредственно в день составления протокола. Согласно объяснениям предпринимателя, данными ею к протоколу, обязуется не допускать в продажу алкогольную продукцию.
Установив в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ОВД Кувандыкского района Оренбургской области обратился к мировому судье судебного участка N 1 города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области У.К.Х. с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М.С.В. к административной ответственности по указанной норме права.
Определением 07.05.2007, вынесенным мировым судьей судебного участка N 1 города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области У.К.Х., дело в отношении М.С.В. направлено по подведомственности для рассмотрения в Арбитражный суд Оренбургской области.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования о привлечении индивидуального предпринимателя М.С.В. к административной ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ не подлежат удовлетворению, а дело подлежит прекращению в суде, по следующим основаниям.
Часть 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Из буквального содержания данной нормы следует, что административная ответственность по указанному основанию наступает в случае, если субъектом ответственности осуществляется предпринимательская деятельность, для которой необходимо наличие соответствующего разрешения (лицензии). При этом подразумевается, что данный субъект ответственности в принципе имеет свободный, без ограничений доступ на осуществление данного вида предпринимательской деятельности при наличии у него предоставленной законом возможности получения в установленном порядке соответствующего разрешения (лицензии).
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции, действующей согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 102-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно ч. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Таким образом, изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлен запрет на допуск индивидуальных предпринимателей с 01.07.2006 к осуществлению такого вида предпринимательской деятельности как розничная продажа алкогольной продукции. С указанного срока индивидуальные предприниматели не могут выступать лицензиатами на право розничной торговли алкогольной продукцией.
Следует отметить, что, устанавливая специальные требования к статусу и порядку допуска субъектов хозяйственной деятельности к осуществлению розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, законодатель исходит из того, что данный вид продукции имеет ограничение к свободному обороту. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, включая ее розничную продажу, имеет целью защиту здоровья и жизни населения, обеспечение права потребителя на качественную продукцию. Продажа алкогольной продукции без соблюдения установленных требований является незаконной. Данное обстоятельство было констатировано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.04.2001 N 74-О.
Согласно положениям ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ ограниченно оборотоспособные объекты допускаются к обороту по специальному разрешению. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограниченно оборотоспособным, определяет как специальные условия, связанные с ее производством и оборотом, так и ограничения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В этих целях данным Федеральным законом закрепляется, в том числе, обязательность лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. Федеральным законодателем установлено императивное положение, не допускающее с 01.07.2006 осуществление индивидуальными предпринимателями розничной продажи алкогольной продукции без каких-либо условий (в том числе связанных с наличием или отсутствием у них ранее выданных лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции). Осуществление индивидуальными предпринимателями розничной продажи алкогольной продукции после 01.07.2006 нельзя рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), поскольку индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не включены в круг субъектов, которым предоставлено право на реализацию алкогольной продукции. В связи с изложенным, данное нарушение следует рассматривать как незаконную продажу товаров, свободная реализация которых ограничена законом, и квалифицировать по ст. 14.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд считает, что заявителем неверно дана правовая квалификация выявленного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ.
Статьей 23.49 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в виду его неподведомственности арбитражному суду.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 - 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.Производство по заявлению Отдела внутренних дел Кувандыкского района Оренбургской области N 4759 от 03.05.2007 о привлечении индивидуального предпринимателя М.С.В., г. Кувандык Оренбургской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, прекратить.
2.Возвратить в Отдел внутренних дел Кувандыкского района Оренбургской области протокол N 152238 об административном правонарушении от 03.05.2007; определение о передаче материалов дела по подведомственности от 07.05.2007; сопроводительное письмо N 18/12635 от 20.04.2007 заместителя начальника Межрайонной инспекции ИФНС России N 8 по Оренбургской области; распоряжение N 16 от 19.04.2007; копия протокола N 25 осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.04.2007; копия протокола N 25 изъятия алкогольной продукции от 19.04.2007; копия акта проверки правильности выдачи чека ККТ (или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку ККТ - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) от 19.04.2007; копия чека ККТ; копия объяснения Ф.А.Р. к протоколу осмотра N 25 от 19.04.2007; копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи серии 56 N 001333852 от 30.10.2000.
3.Копии определения направить лицам, участвующим в деле.
4.Апелляционная жалоба на определение может быть подана в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня изготовления определения в полном объеме.