-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 25 июня 2008 года № А47-1203/2008АК-104
(Извлечение)
открытое акционерное общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания", налогоплательщик, общество) обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решения N 583 от 26.12.2007 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения N 450 от 26.12.2007 г. о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятых Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Оренбурга (далее - ИФНС по Центральному району г. Оренбурга, Инспекция, налоговый орган).
ИФНС по Центральному району г. Оренбурга в отзыве на заявление просит отказать заявителю в удовлетворении его требований, считая их необоснованными.
Из материалов дела следует, что ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" 10.08.2007 г. представила в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2005 и 2006 год.
По результатам проведенных камеральных проверок уточненных деклараций налоговым органом были составлены акты камеральной налоговой проверки от 23.11.2007 г. N 117474, 117475 и 26.12.2007 заместителем руководителя налогового органа были вынесены решения: N 583 об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 30129006 руб. и пени в размере 2733 руб. 15 коп., а также N 450 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 7907661 руб. и доначислен налог на прибыль в сумме 48272311 руб.
На указанные Решения налогового органа обществом в Управление ФНС России по Оренбургской области были поданы апелляционные жалобы, по результатам рассмотрения которых, Решение N 583 от 26.12.2007 г. оставлено без изменения, а Решение N 450 от 26.12.2007 г. было отменено в части начисления штрафа в сумме 7907661 руб., в остальной части оставлено без изменения.
Считая принятые Инспекцией решения незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их полностью недействительными.
Как следует из материалов дела, ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" было создано 01.07.2005 г. в результате реорганизации в форме выделения из ОАО "Оренбургэнерго" на основании протокола заседания Правления РАО "ЕЭС России" от 23.02.2005 г. N 1158 пр/4. Часть имущества (основные средства) ОАО "Оренбургэнерго" переданы заявителю в порядке правопреемства на основании разделительного баланса. В представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год, по мнению налогового органа, Обществом неправомерно отнесены в состав расходов амортизационные отчисления, начисленные после перехода права собственности на имущество от ОАО "Оренбургэнерго" в сумме 125540180 руб. и завышена сумма убытка текущего отчетного периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты ЖКХ и социально-культурной сферы на 2653,00 руб., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль на 125537527,00 руб. и суммы налога к доплате 30129006,00 руб. В связи с наличием переплаты по налогу на прибыль на срок уплаты 28.03.2006 г. решением N 583 от 26.12.2007 г. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ предприятие не привлекалось.
В представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год, по мнению налогового органа, были также неправомерно отнесены на расходы амортизационные отчисления, начисленные после перехода права собственности на имущество от ОАО "Оренбургэнерго" в сумме 201134631,00 руб., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль на 201134631,00 руб. и суммы налога к доплате 48272311,00 руб. За данное правонарушение Общество было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7907661 руб. 00 коп.
Из обжалуемых заявителем решений следует, что налоговый орган применил положения п. 2.1 ст. 252 НК РФ, из которых следует, что расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество, имущественные права. Налоговый орган сослался также на п. 1 ст. 257 НК РФ, который регулирует порядок осуществления переоценки стоимости основных средств при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях главы 25 НК РФ.
Заявитель считает, что налоговый орган неправомерно применил к правоотношениям, возникшим с 01.01.2005 года, положения п. 2.1 ст. 252 НК РФ, введенные Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 г., так как учитывая нормы п. 1 ст. 5 НК РФ этот нормативный акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль, то есть с 01.01.2006 г., поскольку его нормы ухудшают положение налогоплательщика ввиду изменения порядка исчисления налоговой базы и налога на прибыль в части амортизируемого имущества, переданного в порядке реорганизации. Кроме того, общество считает незаконным доначисление оспариваемыми решениями недоимки по налогу на прибыль и начисление на нее пени, так как подача уточненной налоговой декларации сама по себе не образует недоимку по уже уплаченному в бюджет налогу.
Инспекция ФНС по Центральному району г. Оренбурга считает доводы заявителя необоснованными, полагая, что положения п. 2.1 ст. 252 НК РФ, введенные Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 г., не ухудшают положение налогоплательщика, а следовательно подлежат применению к правоотношениям, возникшим с 01.01.2005 г.
МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области поддерживает позицию Инспекции.
До судебного заседания от заявителя поступили дополнительные документы: акты совместной сверки (с ИФНС по Центральному району г. Оренбурга) расчетов по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ по состоянию на 06.12.2007 г., акты совместной сверки расчетов (с МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области) по налогам, пеням и штрафам за период с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. и за период с 01.01.2008 г. по 31.03.2008 г., а также справки о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 15.02.2008 г. и 24.04.2008 г. Данные документы представлены в обоснование доводов о наличии у общества переплаты по налогу на прибыль на момент принятия оспариваемых решений и выставления требований об уплате налога, пени и штрафов. Указанные документы приобщаются к материалам дела.
Как установлено судом при оценке представленных сторонами доказательств и заслушивания доводов сторон, основанием для доначисления заявителю налога на прибыль за 2005 г. в сумме 30129006 руб., пени в сумме 2733 руб. 15 коп. и за 2006 г. налога на прибыль в сумме 48272311,00 явилась неправомерная, с точки зрения налогового органа, корректировка налоговых обязательств за 2005 и 2006 гг. в виде перерасчета амортизационных отчислений в сторону увеличения. При этом, налоговый орган в оспариваемых решениях ссылается на положения п. 2.1 ст. 252 НК РФ, которые предусматривают, что расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку определяется по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права).
Заявитель оспаривает правомерность применения налоговым органом указанных положений п. 2.1 ст. 251 НК РФ, введенных в действие Федеральным законом от 06.06.2005 г. N 58-ФЗ, при определении стоимости амортизируемого имущества в 2005 г., считая, что поскольку установление порядка определения стоимости имущества вновь созданных в результате реорганизации организаций ухудшает его положение ввиду увеличения его обязанности по уплате налога на прибыль за 2005 год и 2006 г., он должен был быть применен налоговым органом в силу п. 1 ст. 5 НК РФ только с 01.01.2006 г.
Суд считает указанные доводы заявителя обоснованными.
В соответствии с п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Из вступительного баланса ОАО "ТГК" следует, что разделительный баланс был составлен по состоянию на 30.09.2004 г.
До внесения указанных изменений в часть вторую НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 г. N 58-ФЗ в Налоговом кодексе отсутствовали соответствующие положения об оценке стоимости передаваемого имущества при реорганизации организаций. Таким образом, налогоплательщик был вправе определять стоимость имущества, передаваемого по разделительному балансу по правилам бухгалтерского учета. На момент передачи заявителю имущества реорганизованным обществом действовали Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 г. N 44н.
В соответствии с п. 7 Методических указаний оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).
При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
При оценке передаваемого в ходе реорганизации имущества по решению (договору) учредителей по остаточной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) отражение в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемой организации передаваемого имущества производится в сумме. которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.
В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого при реорганизации имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта или разделительного баланса.
Пунктом 34 названных Методических указаний также предусмотрено, что при реорганизации организации в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.
При этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации не производится.
В соответствии с п. 36, 37, 38 указанных Методических указаний до внесения в Реестр записи о возникших организациях при реорганизации в форме выделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемой организации (расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам, осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды, по списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемой организации.
Хозяйственные операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации в форме выделения организаций, в том числе указанные в пункте 36 настоящих Методических указаний, а также операции по вводу в действие (эксплуатацию) основных средств должны найти отражение в бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации, составленной на дату внесения в Реестр записи о возникших организациях.
Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в пунктах 36 и 37 настоящих Методических указаний.
Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации.
Налоговым органом не оспаривается, что налогоплательщик определил свои налоговые обязательства по налогу на прибыль, исходя из данных разделительного баланса при реорганизации в форме выделения, представив к уточненным налоговым декларациям: вступительный баланс ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" по состоянию на 01.07.2005 г., содержащего данные по разделительному балансу в отношении передаваемых основных средств реорганизованной организации; акты приема-передачи основных средств ОАО "Оренбургэнерго" для внесения в ОАО "ТГК" на основании вступительного баланса с подробной характеристикой и суммами, отражаемыми в бухгалтерском учете по каждому инвентарному номеру, выписку из протокола заседания Правления ОАО РАО "ЕЭС России" от 23.02.2005 г., регистры налогового учета амортизационных отчислений за 2005 и 2006 год. Оснований для переоценки стоимости амортизируемого имущества, предусмотренных положениями Налогового кодекса РФ в 2006 году не имелось, в связи с чем стоимость амортизируемого имущества была определена по данным бухгалтерского учета с учетом стоимости, рассчитанной в 2005 году.
При таких обстоятельствах, с учетом норм п. 2 ст. 5 НК РФ, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5, суд считает, что определение налоговым органом налоговых обязательств заявителя исходя из условий п. 2.1 ст. 252 НК РФ ухудшает положение налогоплательщика, поскольку увеличивает размер указанных налоговых обязательств по сравнению с тем, как они должны были быть определены заявителем до вступления в силу п. 2.1 ст. 252 НК РФ.
Кроме того, следует признать обоснованными доводы заявителя о том, что подача уточненных налоговых деклараций не привела к образованию недоимки по налогу на прибыль, поскольку исчисленная сумма налога уплачена обществом до подачи уточненных налоговых деклараций. Из оспариваемых решений следует, что на установленный срок уплаты налогов у общества имелась переплата по налогу на прибыль за 2005 и 2006 год, это также следует из представленных заявителем актов совместной сверки расчетов по состоянию на 06.12.2007 г. (на момент вынесения оспариваемых решений) и за период с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. Между тем, данные обстоятельства не были учтены налоговым органом при вынесении оспариваемых решений, которыми установлена недоимка по налогу на прибыль за 2005 и 2006 гг. с предложением заявителю уплатить ее.
Подача налогоплательщиком уточненной декларации, хотя и содержащей, по мнению налогового органа, неправильно исчисленную сумму налога, не влечет возникновение недоимки. Следовательно, оснований для доначисления налога и пени оспариваемыми решениями у налогового органа не имелось.
В пункте 1 мотивировочной части решения N 583 от 26.12.2007 года указано, что завышена сумма убытка текущего отчетного (налогового) периода на 2653 руб.
Данная сумма произошла вследствие арифметической ошибки. Сумма убытка текущего отчетного (налогового) периода отражается по строке 240 Приложения 2 к листу 02 и формируется как разница между строкой 100 в сумме 2912312 руб. ("Выручка от реализации товаров (работ услуг), имущественных прав по объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы" Приложения 1 Листа 02) и строкой 190 в сумме 3135509 руб. ("Расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчетном (налоговом) периоде в сумме 3135509 руб.).
Разница составила 223197 руб. (3135509 руб. - 2912312 руб.), в то время как по строке 240 отражена сумма 225850 руб.
Расходы по 2005 году были уменьшены налоговым органом на сумму 223197 руб. против суммы 225850 руб., на которую расходы уменьшил по декларации сам налогоплательщик.
Получившаяся разница 2653 руб. (225850 руб. - 223197 руб.) является отражением факта занижения расходов и завышения суммы налога на прибыль, подлежащей к уплате.
В результате установленного налоговым органом завышения убытка в размере 2635 руб. доначисление (восстановление уменьшенной суммы налога к уплате в размере 30129643 руб.), отраженное в резолютивной части решения уменьшено на 2635 руб.
125540180 - 2635 = 125537527 руб.
125537527 руб. x 24 % = 30129006 руб.
В Решении N 583 организации предложено уплатить 30129006 руб.
Таким образом, сумма 2635 является излишне уплаченной суммой налога, сформировавшейся за счет арифметической ошибки самого налогоплательщика.
Исходя из ст. 197, 198 АПК РФ, основанием для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Учитывая, что оспариваемыми решениями налогового органа нарушены права и законные интересы ОАО "ТГК", заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" расходы по госпошлине по основному заявлению и заявлению о принятии обеспечительных мер относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
1.Требования заявителя удовлетворить.
2.Признать недействительными: решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга N 583 от 26.12.2007 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга N 450 от 26.12.2007 г. о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
3.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания", г. Оренбург.
4.Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в пользу Открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания", г. Оренбург (ОГРН 1055612022003, ИНН 5612042831, КПП 561201001, юридический адрес: 460024, г. Оренбург, ул. им. Маршала Г.К. Жукова, 44) 3000 руб. (три тысячи руб.) расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать Открытому акционерному обществу "Оренбургская теплогенерирующая компания", г. Оренбург после вступления решения в законную силу.
5.Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Оренбургской области по данному делу от 02.06.2008 г., отменить после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.