-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Самарской области
Решение от 29 января 2009 года
По делу № А55-862/2008
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25
Именем Российской Федерации Решение
29 января 2009 года
Дело №
А55-862/2008
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
Хмелева С.П.
рассмотрев в судебном заседании 28 января 2009 года дело по иску
Открытое акционерное общество "РАТ-Тольятти", г. Тольятти, Самарская область
От 24 октября 2008 года №
к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара,
третьи лица: 1) Министерство финансов РФ, г. Москва,
2) Мэрия г. Тольятти, Самарская область, Самарская область, г. Тольятти,
3) Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», Самарская область, г. Тольятти, о взыскании 5 710 400 руб. при участии в заседании от истца – Жильцов А.С., представитель по доверенности от 28.02.2008г., от ответчика – Коневская А.Ю., представитель по доверенности от 21.01.2009г., от третьих лиц – не явились, извещены, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бачурихиной Г.Н.
Муниципальное предприятие «Тольяттинское троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании (с учетом уточнения) с субъекта Российской Федерации – Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 5 710 400 руб. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005г. №15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».
Решением суда от 05 июня 2008 года в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 08 октября 2008 года Решение от 05.06.2008г. Арбитражного суда Самарской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Указанным Постановлением кассационной инстанции установлено следующее:
«Как следует из материалов дела, истец как транспортная организация осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков за счет средств бюджета Самарской области, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере 5 710 400 руб. за период с 01.01.2007 по 01.01.2008.
Предъявляя убытки, в обоснование исковых требований истец сослался на Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 №15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 № 55), согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;
лиц, награжденных знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
С 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
С 01 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше установлена в размере 250 руб.
В соответствии с Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 № 11931-1/п стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007г. для граждан установлена в размере 680 руб.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. (680 и 210 руб.) и 530 руб. (680 и 150 руб.), а с августа 2007г. - 430 руб. истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП «Почта России» - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 23 от 22.06.2006 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей . 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
При данных обстоятельствах истец, предъявляя требования по делу, правомерно определяло размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета».
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Судебное заседание проведено в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании согласно ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 22.01.2009г. до 13 часов 45 минут 28.01.2009г.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд Самарской области
Как следует из материалов дела, истец как транспортная организация осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков за счет средств бюджета Самарской области, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере 5 710 400 руб.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Истец, предъявляя убытки, в обоснование исковых требований ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005г. №15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005г. № 55), согласно которому с 01.03.2005г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:
лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
А с 01 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше установлена в размере 250 руб.
Истец указывает, что в соответствии с Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006г. № 11931-1/п стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007г. для граждан установлена в размере 680 руб.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее – ЕСПБ) составляла 470 руб. (680 и 210 руб.) и 530 руб. (680 и 150 руб.), а с августа 2007г. – 430 руб. истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП «Почта России» - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 5 710 400 руб. за период с 01.01.2007г. по 01.01.2008г. с казны публично-правового образования в лице Министерства финансов области (как главного распорядителя бюджетных средств).
Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации постановлений Самарской области. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.
Субъект Российской Федерации, установив указанным Постановлением Правительства Самарской области «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» льготы в виде неполной стоимости проездного билета принял на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г.№23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Таким образом, суд считает, что согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта.
С учетом установленного Постановлением кассационной инстанции обстоятельства, что «предприятие, предъявляя требования по делу правомерно определяло размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета», то взысканию подлежит сумма в размере 5 710 400 руб. исходя из расчета разницы между стоимостью проездного месячного билета для граждан и стоимостью ЕСПБ (как 210 руб., так и 150 руб.) и стоимости установленной Мэрии Тольятти (520 руб.) для не льготного проездного билета.
Согласно п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ" НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика (в том числе по делам о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот), в связи с чем, расходы по оплате госпошлины согласно ч.1 ст. 110 АПК РФ, следует возложить ответчика.
Во исполнение отмененного решения от 05 июня 2008 года истцу выдана справка на возврат госпошлины из федерального бюджета на 30 052 руб. (возврат произведен), то с ответчика в пользу истца взыскивается 10 000 руб., а в доход бюджета - 30 052 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 180, 181, ч. 1 ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Взыскать с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, Самара за счет казны Самарской области в пользу МП "Тольяттинское троллейбусное управление", Самарская область, г. Тольятти 5 710 400 руб. убытков, а также расходы по госпошлине - 10 000 руб.
Взыскать с Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 30 052 руб.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.П. Хмелев