-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Хабаровского края

Решение от 03 декабря 2010 года

По делу № А73-9668/2010
    Арбитражный суд Хабаровского края
    Именем Российской Федерации Решение г. Хабаровск № дела А73 -9668/2010
    «03» декабря 2011 год
    Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2010 года. Изготовление решения в полном объеме откладывалось до 03 декабря 2010 года.
    Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи
    Ж.В. Жолондзь
    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.М. Зининой
    рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Булгинского сельского поселения Охотского муниципального района
    к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края
    о взыскании 24 539, 84 рублей
    при участии в судебном заседании:
    от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Егорова Оксана Владимировна по доверенности от 02 ноября 2010 года,
    от Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края – Шевченко Мария Павловна по доверенности от 05 апреля 2010 года №19-06/639
    администрация Булгинского сельского поселения Охотского муниципального района обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края убытков в размере 24 539, 84 рублей, возникших в результате компенсации расходов, связанных с выездом к месту постоянного жительства неработающего пенсионера.
    Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства по существу извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
    Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации иск не признал, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года №572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в обоснование также указал на то обстоятельство, что информация о необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на осуществление расходов, связанных с выездом пенсионеров из районом Крайнего Севера, в Министерство финансов Российской Федерации в 2006 – 2009 годах не направлялась, в связи с чем в федеральных бюджетах денежные средства на реализацию гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1, не предусматривались.
    Ответчик - Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края согласно отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании считает себя ненадлежащим ответчиком, так как льгота в виде компенсации стоимости расходов, связанных с выездом пенсионеров из районом Крайнего Севера, для пенсионеров была установлена нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, гарантии и компенсации для пенсионеров отнесены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 к расходным обязательствам Российской Федерации, которые в 2006 году (как и ранее) последней не исполнялись.
    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд Установилследующие обстоятельства.
    На основании решения мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района города Хабаровска от 25 мая 2009 года по делу №2-138/09-60 истец выплатил Терляковой Антонине Андреевне, являющейся с 1985 года неработающим пенсионером, 23 728 рублей, составляющие расходы, понесенные в 2006 году в связи с выездом из района Крайнего Севера к месту постоянного жительства, а также судебные издержки в размере 811, 84 рублей.
    Сумма понесенных истцом расходов в связи с исполнением указанного судебного решения подтверждается платежным поручением от 29 января 2010 года №231.
    Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
    Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
    В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 вышеуказанного постановления отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
    В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся неработающими гражданами, получающими трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
    В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года №572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
    Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
    Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
    Статьей 26.3 Закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Согласно пункту 1 данной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
    Из пункта 2 настоящей статьи следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), полномочие на компенсацию неработающим гражданам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не отнесено.
    Пунктом 1 статьи 26.14 Закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на Решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
    В федеральном бюджете на 2006 год денежные средства на реализацию гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1, не предусматривались.
    В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
    В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.
    Учитывая установленные судом факты возникновения у неработающего пенсионера, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, права на компенсацию связанных с этим расходов из нормативных правовых актов Российской Федерации, факт отнесения гарантий и компенсаций для такого пенсионера Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 к расходным обязательствами Российской Федерации, ответственность за причиненные истцу убытки подлежит возложению на Российскую Федерацию, убытки - возмещению за счет казны Российской Федерации.
    Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    РешилВзыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации Булгинского сельского поселения Охотского муниципального района убытки в размере 24 539, 84 рублей.
    В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края отказать.
    Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд путем направления апелляционной жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.
    Судья Ж.В. Жолондзь