-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Омской области

Решение от 30 января 2009 года

По делу № А46-19132/2008
    Решение
    город Омск Дело № А46-19132/2008
    «30» января 2009 года
    Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2009 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2009 года.
    Арбитражный суд в составе:
    судьи Н.А.Вагановой,
    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Сумбаевой,
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ян и К», город Омск
    к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
    при участии в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Омской области, Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», город Москва,
    о признании незаконными действий и обязании устранить нарушения
    при участии в заседании суда:
    от заявителя – О.В. Мелиховой, действующей на основании доверенности от 08.08.2008,
    от заинтересованного лица – Т.А. Кузьминой, действующей на основании доверенности от 12.01.2009 № 5,
    от Правительства Омской области – В.В. Фетисова, действующего на основании доверенности от 11.03.2008 № 08/ПП-177/01,
    от ФГУП ФКЦ «Земля» - представитель не явился,
    Общество с ограниченной ответственностью «Ян и К» (далее по тексту – ООО «Ян и К», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенных 28.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик, а именно: кадастровой стоимости в размере 10 403 753,64 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 925,69 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 37:14 площадью 3 556 кв.м, предоставленного для производственных целей, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 1-я Казахстанская, дом 1 А; кадастровой стоимости в размере 6 858 524,52 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 024,59 руб. за один кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 22:7 площадью 428 кв.м, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица Бетховена, дом 22; кадастровой стоимости в размере 46 006 349,13 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 477,99 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 71:2 площадью 3 687 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 2-я Кировская, дом 96. Кроме того, ООО «Ян и К» просит обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики.
    В открытом судебном заседании представитель ООО «Ян и К» уточненные требования поддержала в полном объеме.
    В обоснование заявленных требований заявитель со ссылками на положения Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, положения Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Минэконоразвития России от 28.06.2007 № 215, а также на положения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 указал, что Управлением Роснедвижимости по Омской области неправомерно в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 01 37:14, 55:36:19 03 22:7, 55:36:19 03 71:2.
    Выводы заявителя основаны на том, что Постановлением Правительства Омской области № 174-П от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, в то время как в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Минэконоразвития России от 28.06.2007 № 215, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 нормативным актом субъекта Российской Федерации должна быть утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка.
    По мнению заявителя, результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации также и потому, что кадастровая стоимость земельных участков является налоговой базой по земельному налогу, следовательно, как указало ООО «Ян и К», нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости относится к законодательству о налогах и сборах. ООО «Ян и К» сослалось также на то, что отсутствие нормативного акта, определяющего кадастровую стоимость, свидетельствует об отсутствии всех элементов налогообложения по земельному налогу.
    Со ссылкой на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Ян и К» указало на то, что налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. По мнению заявителя, отсутствие нормативного акта Омской области об утверждении величины налоговой базы (кадастровой стоимости) конкретных земельных участков свидетельствует о произвольном установлении и взимании земельного налога.
    В обоснование позиции о неправомерном включении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков 55:36:19 01 37:14, 55:36:19 03 22:7, 55:36:19 03 71:2 ООО «Ян и К» указало, что размещение информации о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте Роснедвижимости не является официальной публикацией правового акта органа исполнительного орган государственной власти Омской области.
    Кроме того, ООО «Ян и К» сослалось на то, что в постановлении № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» отсутствуют сведения о средних удельных показателях кадастровой стоимости названных выше земельных участков, следовательно, как указал заявитель, включение таких сведений в государственный кадастр недвижимости является неправомерным.
    Представитель Управления Роснедвижимости по Омской области представила отзыв на заявление, дополнения к нему, с требованиями ООО «Ян и К» не согласилась.
    Возражая против заявленных требований, Управление Роснедвижимости по Омской области сослалось на то, что пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность по утверждению органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а не об утверждении кадастровой стоимости каждого земельного участка.
    Кроме того, Управление Роснедвижимости по Омской области со ссылками на пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» указало, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка могли быть внесены в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативного правового акта исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, но и данных государственной кадастровой оценки земель, содержащихся в отчете Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее по тексту - ФГУП ФКЦ «Земля»).
    Определениями Арбитражного суда Омской области от 20.10.2008, 23.12.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Омской области, ФГУП КЦ «Земля».
    Правительство Омской области представило отзыв на заявление и дополнения к нему, с требованиями ООО «Ян и К» не согласилось. Позиция Правительства Омской области аналогична позиции Управления Роснедвижимости по Омской области. Кроме того, Правительство Омской области полагает, что внесение государственной оценки земель в государственный земельный кадастр предшествует утверждению данных результатов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данный вывод Правительства Омской области основан на анализе пунктов 9, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
    По мнению Правительства Омской области, отсутствие в постановлении № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не является основанием для определения налоговой базы по земельному налогу, поскольку в силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется не на основании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
    ФГУП ФКЦ «Земля», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на заявление не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
    Поскольку неявка участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела, суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУП ФКЦ «Земля».
    Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд Установил, что ООО «Ян и К»» является собственником земельного участка площадью 3 556 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 01 37:0014, предоставленного для производственных целей, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 1-я Казахстанская, дом 1 А; земельного участка площадью 428 кв.м с кадастровым номером 55:36:19 03 22:7, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица Бетховена, дом 22. Кроме того, ООО «Ян и К» имеет на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 3 687 кв.м с кадастровым номером 55:36:19 03 71:2., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 2-я Кировская, дом 96.
    На основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» Управлением Роснедвижимости по Омской области 28.12.2007 в государственный земельный кадастр были внесены следующие экономические характеристики, а именно: кадастровая стоимость в размере 10 403 753,64 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 925,69 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 37:14 площадью 3 556 кв.м, предоставленного для производственных целей, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 1-я Казахстанская, дом 1 А; кадастровая стоимость в размере 6 858 524,52 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 16 024,59 руб. за один кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 22:7 площадью 428 кв.м, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица Бетховена, дом 22; кадастровая стоимость в размере 46 006 349,13 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 12 477,99 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 71:2 площадью 3 687 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 2-я Кировская, дом 96.
    В связи с тем, что с 17.05.2008 Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» утратил силу, сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков на основании статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в силу с 01.03.2008, стали составной частью государственного кадастра недвижимости. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела выписками из государственного кадастра недвижимости.
    Полагая, что действия, совершенные Управлением Роснедвижимости по Омской области 28.12.2007 по внесению сведений о кадастровой стоимости названных выше земельных участков, а также удельного показателя кадастровой стоимости не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы ООО «Ян и К», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
    Требования ООО «Ян и К» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
    Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
    В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Анализ указанных выше норм позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий незаконными является наличие двух условий, а именно: несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения (действия) на момент его вынесения (совершения).
    Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
    Таким образом, обращаясь с настоящим заявлением, ООО «Ян и К» должно было представить арбитражному суду доказательства того, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и средних удельных показателях земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 01 37:14, 55:36:19 03 22:7, 55:36:19 03 71:2 на момент их совершения не соответствовали законодательству и нарушали права и законные интересы ООО «Ян и К».
    Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд находит необоснованными доводы ООО «Ян и К» о несоответствии действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и средних удельных показателях земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 01 37:14, 55:36:19 03 22:7, 55:36:19 03 71:2. Выводы суда основаны на следующем.
    Выше было указано, что ООО «Ян и К» просит признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 28.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик, а именно: кадастровой стоимости в размере 10 403 753,64 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 925,69 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 37:14 площадью 3 556 кв.м, предоставленного для производственных целей, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 1-я Казахстанская, дом 1 А; кадастровой стоимости в размере 6 858 524,52 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 024,59 руб. за один кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 22:7 площадью 428 кв.м, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица Бетховена, дом 22; кадастровой стоимости в размере 46 006 349,13 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 477,99 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 71:2 площадью 3 687 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 2-я Кировская, дом 96.
    В спорный период, а именно 28.12.2007, действовал Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», который утратил силу 16.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
    Таким образом, арбитражный суд проверяет законность внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков на момент действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
    В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» под государственным земельным кадастром понимается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
    Пунктами 2 и 3 статьи 9 названного Закона установлено, что государственное управление в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
    Федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
    Таким органом исполнительной власти в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.
    Подпунктами 5.3.5, 5.4.2 пунктов 5.3, 5.4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, предусмотрено, что Роснедвижимость осуществляет ведение государственного земельного кадастра и организует проведение государственной кадастровой оценки земель, а также осуществляет создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости.
    При осуществлении полномочий по ведению государственного земельного кадастра и государственной кадастровой оценке земель Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в спорный период руководствовалось Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее по тексту – Административный регламент), Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее по тексту – Методические указания), Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее по тексту – Технические рекомендации).
    Из содержания пунктов 2, 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» следует, что кадастровая стоимость земельного участка - это проявление экономической характеристики земельного участка, которая подлежит внесению в государственный земельный кадастр. При этом Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости названным Законом не предоставлена возможность внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости. Ведение государственного кадастра недвижимости стало возможным после принятия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который вступил в силу с 01.03.2008.
    Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
    Таким образом, сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре, могли стать составной часть государственного кадастра недвижимости не ранее 01.03.2008.
    В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 28.12.2007 Управление Роснедвижимости по Омской области включило сведения о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости спорных земельных участков в государственный земельный кадастр. Данное обстоятельство также подтверждено Правительством Омской области в отзыве на заявление, представленном в судебное заседание 10.11.2008.
    Поскольку 28.12.2007 Управление Роснедвижимости по Омской области не совершало действия по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, следовательно, в удовлетворении требований ООО «Ян и К» о признании незаконными действий и обязани устранить нарушения следует отказать.
    Вместе с тем, арбитражный суд считает необходимым дать оценку следующим обстоятельствам дела.
    Как было указано выше, Управление Роснедвижимости по Омской области в спорный период было наделено полномочиями по внесению сведений о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости спорных земельных участков в государственный земельный кадастр.
    Анализ пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний, пунктов 6.2, 9.9 11.5 и приложения № 1 Административного регламента позволяет суду сделать вывод о том, что кадастровая стоимость устанавливается для каждого земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка, а сведения о кадастровой стоимости земельных участков есть результат государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
    Таким образом, результаты работ по государственной кадастровой оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости. Данное обстоятельство также подтверждено письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 17.06.2008 № ВК/2625, адресованным первому заместителю мэра города Омска Ю.В. Гамгургу, из содержания которого следует, что результатом работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов является среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов по видам функционального использования, средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов), а также кадастровая стоимость в рублях за квадратный метр каждого земельного участка в составе земель населенных пунктов.
    Правомочиями по порядку проведения государственной кадастровой оценки земель в силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации наделено Правительство Российской Федерации, которое во исполнение данного положения Постановлением от 08.04.2000 № 316 утвердило Правила проведения государственной оценки земель.
    Согласно пунктам 9 и 10 названных Правил государственная кадастровая оценка земель производится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
    Системный анализ указанных выше норм и пункта 35 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» позволяет суду сделать вывод о том, что Правительство Омской области утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель, в том числе и кадастровой стоимости земельных участков. Лишь после совершения указанной процедуры сведения о кадастровой стоимости земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр. Данный вывод также следует из пункта 4, подпунктов 11.1, 11.2, 11.4 пункта 11 Административного регламента. Иное толкование указанных норм лишает процедуру утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель всякого смысла.
    В данном случае из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П в первоначальной редакции утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
    Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П (в первоначальной редакции) не утверждена, суд находит процедуру включения сведений о кадастровой стоимости земельных участков и сведений об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 01 37:14, 55:36:19 03 22:7, 55:36:19 03 71:2 в государственный земельный кадастр несоответствующей действующему законодательству.
    Однако, нарушение процедуры включения сведений о кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости за один кв.м. в государственный земельный кадастр без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации, не повлекли нарушения прав и законных интересов заявителя. Выводы суда основаны на следующем.
    Как указал заявитель, действия Управления Роснедвижимости по Омской области нарушают права ООО «Ян и К» на уплату законно установленного земельного налога и исключительные права заявителя на выкуп земельного участка площадью 3 687 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 03 71:0002, принадлежащего ООО «Ян и К» на праве бессрочного (постоянного) пользования.
    По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельных участков является налоговой базой по земельному налогу, следовательно, как указало ООО «Ян и К», нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости относится к законодательству о налогах и сборах; отсутствие нормативного акта, определяющего кадастровую стоимость, свидетельствует об отсутствии всех элементов налогообложения по земельному налогу.
    Со ссылкой на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Ян и К» указало на то, что налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. По мнению заявителя, отсутствие нормативного акта Омской области об утверждении величины налоговой базы (кадастровой стоимости) конкретных земельных участков свидетельствует о произвольном установлении и взимании земельного налога.
    Суд находит доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям.
    Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса российской Федерации.
    Анализ норм, изложенных в главах 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет суду сделать вывод о том, что налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения по налогу, указанные в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
    В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог, который отнесен законодателем к числу местных налогов, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая данный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных названной главой, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
    Таким образом, представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по установлению лишь некоторых элементов налогообложения, а именно: налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога, а также налоговых льгот.
    В соответствии с требованиями статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Омска земельный налог установлен Решением Омского Городского Совета № 298 от 16.11.2005 «О земельном налоге на территории города Омска», в котором определены названные выше элементы налогообложения. Остальные элементы налогообложения определены нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога.
    Анализ указанных норм позволил суду сделать вывод о том, что Правительство Омской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не наделено полномочиями по определению такого элемента налога, как налоговая база. Данные полномочия, как было указано выше, являются исключительной компетенцией представительных органов власти Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами ООО «Ян и К» относительно того, что земельный налог не установлен. Данный вывод суда основан также на следующем.
    Из статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
    Выше было указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
    Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение вышеназванных Постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
    Между тем отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Налогового кодекса российской Федерации. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
    Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
    Кроме того, статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
    В статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации определены особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, которые распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
    Таким образом, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Налогового кодекса российской Федерации.
    Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что основанием для определения налоговой базы по земельному налогу является не нормативный правовой акт, утверждающий результаты кадастровой стоимости земельного участка, а кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном земельном кадастре (государственном кадастре недвижимости).
    Поскольку порядок определения налоговой базы по земельному налогу установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, а сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости и заявителем не оспорены, следовательно, доводы заявителя о нарушении прав ООО «Ян и К» на уплату законно установленного земельного налога являются несостоятельными.
    Кроме того, суд считает необходимым отметить, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, соответствуют сведениям, содержащимся в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля» и не противоречат сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».
    В ходе судебного разбирательства представители ООО «Ян и К» указали на то, что нарушение процедуры внесения сведений о кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 71:0002 повлекло нарушение права заявителя на выкуп земельного участка. Вместе с тем каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение права на выкуп земельного участка, заявителем суду не представлено.
    Что касается доводов заявителя относительно того, что действиями Управления Роснедвижимости по Омской области нарушаются права ООО «Ян и К» на достоверную информацию о кадастровой стоимости земельного участка, то суд не принимает его во внимание, поскольку ООО «Ян и К» не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность сведений. Более того, как было указано выше, сведения, содержащиеся в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», соответствуют сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 65, 167-170, 180, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Ян и К» о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенных 28.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик, а именно: кадастровой стоимости в размере 10 403 753,64 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 925,69 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 37:14 площадью 3 556 кв.м, предназначенного для производственных целей, расположенного на землях населенных пунктов, место положение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, ул. 1-я Казахстанская, дом 1 А; действия, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 28.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик, а именно кадастровой стоимости в размере 6 858 524,52 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 024,59 руб. за один кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 22:7 площадью 428 кв.м, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица Бетховена, дом 22; действия, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 28.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик, а именно кадастровой стоимости в размере 46 006 349,13 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 477,99 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 71:2 площадью 3 687 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 2-я Кировская, дом 96; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики вышеназванных земельных участков отказать.
    Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия. Не вступившее в законную силу Решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г. Омск).
    Судья Н.А. Ваганова