-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Решение от 01 ноября 2007 года № 3-23/07

О признании противоречащими федеральному закону и недействующими пункта 4 части 1 статьи 4, части 2 статьи 5, части 2 статьи 13, части 1 статьи 14, части 3 статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.2003 83-З N 155-III "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)"

Принято
Верховным судом Республики Саха (Якутия)
01 ноября 2007 года
    Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., с участием представителя прокуратуры Гаврильева С.Л., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешникова В.Ю., представителей Администрации Президента и Правительства РС(Я) Ивановой Т.С. и Нусугуровой А.А., при секретаре Подрясовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 1 ноября 2007 г. в г. Якутске
    заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.2003 83-З N 155-III " противоречащими федеральному законодательству и недействующими,
    16 октября 2003 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон РС(Я) "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)". Законом РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III внесены изменения и дополнения в указанный закон.
    Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением об оспаривании в целом Закона РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III " как нарушающих права граждан на обращение, и, противоречащих федеральному законодательству.
    В судебном заседании представитель прокуратуры РС(Я) Гаврильев С.Л. суду пояснил, что первоначально оспаривался закон в целом, а т.к. по определению Верховного Суда РФ от 23.05.2007 положения закона субъекта РФ, совпадающие по содержанию с положением норм федерального законодательства, не могут рассматриваться как противоречащие федеральному закону, то прокуратура изменяет заявленные требования, и, оспаривает преамбулу, п. 4 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 21, ст. 31 Закона РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III " как противоречащие федеральному законодательству.
    Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешников В.Ю. уточненные требования прокурора не признал, суду пояснил, что Закон РС(Я) "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)" принят в соответствии с требованиями ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Конституции РФ, не противоречит федеральному законодательству.
    Представители Администрации Президента и Правительства РС(Я) Иванова Т.С. и Нусугурова А.А. не согласились с заявлением прокурора, суду пояснили, что оспариваемые прокурором отдельные положения Закона РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III содержат правовые новеллы, повышающие степень защиты граждан по обращению, дополняют гарантии прав граждан на обращения, повышена ответственность должностных лиц по рассмотрению обращений граждан.
    Эксперт Кочеварова П.В. поддержала заявленные требования прокурора, пояснила, что закон противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения по рассмотрению обращений граждан в РФ, т.к. принят с превышением пределов полномочий субъекта РФ.
    Заслушав пояснения представителя прокуратуры Гаврильева С.Л., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешникова В.Ю., представителей Администрации Президента и Правительства РС(Я) Иванову Т.С. и Нусугурову А.А., заключение эксперта - представителя ГУ МЮ РФ по ДВФО Кочеварову П.В., исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
    По мнению прокурора, преамбула Закона РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III вступает в противоречие с федеральным законодательством, поскольку законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться лишь положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, в том числе гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные соответствующим Федеральным законом.
    Действительно, к полномочиям субъекта РФ по принятию законов и иных нормативных правовых актов по правоотношениям, установленным федеральным законодательством, отнесено принятие положений, дополняющих гарантии, установленные федеральным законодательством.
    Однако, согласно ст. 1 Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III "О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)", преамбула Закона РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III, изложена в следующей редакции: "настоящий закон в целях реализации части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Республике Саха (Якутия).", поэтому суд считает, что преамбула Закона РС(Я) от 16.10.2003 в редакции Закона от 26.04.2007 446-З N 907-III не противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в преамбуле содержится ссылка на исполнение требований Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", данное положение принято в пределах полномочий субъекта, поэтому не может быть признано противоречащим требованиям федерального законодательства.
    Статьей 31 Закона РС(Я) "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)", предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан, в том числе, и по законодательству Республики Саха (Якутия). Суд не может согласиться с доводами прокурора, о том, что названная норма полностью противоречит требованиям ст. 15 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ, устанавливающей привлечение виновных в нарушении Федерального закона об обращениях граждан лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, т.к. к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ статьей 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено решение вопросов об установлении ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
    В соответствии с п. б ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
    Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации закреплены в ст. 5 ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
    Исходя из изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству преамбулы и ст. 31 Закона РС(Я) "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)" надлежит отказать, т.к. данные положения закона приняты в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации.
    Законом РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III , что вступает в противоречие с положениями ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 59-ФЗ, согласно которой установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
    По вышеуказанным основаниям в противоречие с федеральным законодательством вступает ч. 2 ст. 5 Закона РС(Я), согласно которой обращение гражданина, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Саха (Якутия).
    Таким образом, названные нормы Закона республики, допускающие возможность регулирования рассмотрения обращений законом республики, противоречат федеральному законодательству.
    В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона республики государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица должны по просьбе гражданина, обратившегося с предложением, сообщить ему в письменной или устной форме о результатах рассмотрения предложения в течение 30 дней со дня принятия решения по поставленным в предложении вопросам.
    Между тем, на основании части 1 статьи 12 Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона письменное предложение является разновидностью обращения. Из смысла указанных статей Федерального закона вытекает, что гражданину, обратившемуся с письменным обращением, государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом дается письменный ответ в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
    Таким образом, часть 2 статьи 13 Закона республики противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц сообщать гражданину о результатах рассмотрения предложения только при наличии его просьбы, иной срок дачи ответа, а именно 30 дней со дня принятия решения, а не со дня регистрации обращения, а также возможность дачи ответа в устной форме.
    В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона республики предложение рассматривается в течение одного месяца со дня его регистрации, а не 30 дней. Данная норма по аналогичным основаниям противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона, так как устанавливает иной срок рассмотрения обращения граждан.
    Частью 3 статьи 21 Закона республики предусмотрено, что о результатах рассмотрения жалобы сообщается гражданину в письменной форме в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе. Данной нормой установлен иной срок направления ответа по обращению гражданина, в связи с этим по аналогичным основаниям вступает в противоречие с федеральным законодательством.
    Анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что требования прокурора по оспариванию п. 4 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 21 Закона РС(Я) от 16.10.2003 83-З N 155-III " подлежат удовлетворению, т.к. нарушают права граждан на обращения, и, приняты с превышением пределов полномочий субъекта РФ.
    По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ суд,
    заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить частично.
    Признать противоречащими федеральному закону и недействующими п. 4 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.2003 83-З N 155-III ".
    В удовлетворении остальной части требований, заявленных прокурором - отказать.
    Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы через суд, постановивший решение.
    Председательствующий
    Н.А.КОЛЕСНИК
    Справка: Решение суда вступило в силу 12 ноября 2007 года.