-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Решение от 30 августа 2002 года
О признании некоторых пунктов Инструкции, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия N 138 от 10.08.2002, недействительными и не подлежащими применению
По делу № 3-17-2002
- Принято
- Президиумом Верховного Суда Республики Коми
30 августа 2002 года
Верховный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Петренко В.Л., при секретаре Мучкаевой А.Д., с участием прокурора Барановой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Бадмаева Валерия Антоновича, прокурора Республики Калмыкия о признании недействительными части положений Инструкции о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов на должность Президента Республики Калмыкия,
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия N 138 от 10 августа 2002 года утверждена Инструкция о порядке сбора подписей в поддержку кандидатов на должность Президента Республики Калмыкия и предложенных ими кандидатов на должность вице-президента Республики Калмыкия, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых кандидатами, избирателями, группами избирателей, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков в Избирательную комиссию Республики Калмыкия в период избирательной кампании по выборам Президента Республики Калмыкия. Постановление и Инструкция официально опубликованы в газетах "Хальмг унн" от 14 августа 2002 года и "Известия Калмыкии" N 161 от 15 августа 2002 года.
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании недействительными некоторых пунктов названной Инструкции, указывая, что ряд норм противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.07.1997 года и Закону Республики Калмыкия "О выборах Президента Республики Калмыкия" от 15.02.2002 года и неправомерно вводит ограничения законных избирательных прав граждан и их объединений.
В частности, абзацами 2 и 3 пункта 1.2, пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 Инструкции предусматривается, что избиратели ставят подписи в поддержку выдвинутых кандидатов в подписных листах, являющихся бланками строгой отчетности; листы изготовляются по распоряжению Избиркома РК типографским способом на офсетной бумаге с защитными знаками и брошюруются в 14 пронумерованных книг по 56 листов в каждой, выдача книг инициаторам выдвижения кандидата производится Избиркомом РК одновременно с выдачей письменного подтверждения о приеме документов на выдвижение.
В силу п. 1 ст. 31 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.07.1997 года порядок сбора подписей в поддержку кандидатов определяется исключительно федеральными законами и законами субъектов Федерации. Поскольку пунктом 3 ст. 28 Закона Республики Калмыкия "О выборах Президента Республики Калмыкия" от 15.02.2002 года подписи избирателей вносятся в подписные листы, форма которых установлена в приложениях NN 1, 2, 3 и 4 к указанному закону, поэтому никаких иных требований к подписным листам федеральное и республиканское законодательство не устанавливает и не предусматривает возможности их установления каким-либо другим органом. Прокурор Республики Калмыкия просил признать вышеуказанные пункты Инструкции недействующими и не подлежащими применению.
Бадмаев В.А. также обратился в суд с жалобой об отмене части пунктов названной Инструкции, указывая на следующее.
Так, согласно пунктам 1.1, 1.4, 4.1 Инструкции последним днем выдвижения кандидатов и представления в Избирательную комиссию Республики Калмыкия подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидатов указано 14 сентября 2002 года, в то время как пункт 3 ст. 25 и пункт 1 ст. 29 Закона Республики Калмыкия "О выборах Президента Республики Калмыкия" устанавливают, что указанные избирательные действия заканчиваются за 35 дней до 20 октября 2002 года, дня голосования. Поэтому считает, что избирательная комиссия неверно установила последний день сдачи подписных листов. По мнению заявителя, последним днем сдачи подписных листов должно быть 15 сентября 2002 года. Кроме того, избирательная комиссия превысила свои полномочия, отнеся бланки подписных листов к избирательным документам строгой отчетности, подлежащим защите, а также изготовление подписных листов только по распоряжению Избирательной комиссии республики в сброшюрованном и пронумерованном виде, типографским способом в виде 14 книг в твердом переплете желтого цвета по 56 листов в каждой книге, поскольку п. 1 ст. 48 и п. 4 ст. 60 Закона РК "О выборах Президента Республики Калмыкия" содержат исчерпывающий перечень документов, которые являются документами строгой отчетности.
Обязанность брошюрования уже заполненных подписных листов и их нумерация возложены на инициаторов выдвижения кандидатов, а также самих кандидатов при сдаче подписных листов в Избирательную комиссию РК для регистрации.
Пунктом 3.1 Инструкции установлено требование о том, что сбор подписей в поддержку кандидатов производится исключительно на подписных листах, изготовленных в соответствии с требованиями Инструкции, и что при сборе подписей книги с подписными листами не расшиваются. Заявитель считает, что указанные пункты вводят ограничения и устанавливают квоты по сбору подписей, что существенно ущемляет и ограничивает избирательные права граждан Республики Калмыкия. Пунктом 5.2 Инструкции введена персональная ответственность лица, собирающего подписи избирателей, за нарушение порядка пользования конфиденциальной информацией, однако такая ответственность федеральным законодательством не предусмотрена.
В судебном заседании прокурор Баранова С.А. и заявитель Бадмаев В.А. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив ходатайство об отложении дела слушанием на 6 сентября 2002 года, в связи с болезнью председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Андреева В.А.
В соответствии с ч. 3 ст. 157 ГПК РСФСР суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, если признает причины неявки неуважительными. Жалоба и заявление прокурора поданы на действия избирательной комиссии как юридического лица. Болезнь председателя Избирательной комиссии РК не освобождает от участия в рассмотрении дела любого другого члена избирательной комиссии, поэтому суд считает возможным признать причину неявки представителя Избиркома РК в судебное заседание неуважительной, учитывая требования п. 6 ст. 234 ГПК РСФСР, рассмотреть дело в отсутствие представителя Избиркома РК.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействия) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, 10 августа 2002 года постановлением N 138 Избирательной комиссии Республики Калмыкия утверждена Инструкция о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов на должность Президента Республики Калмыкия и предложенных ими кандидатов на должность вице-президента Республики Калмыкия, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых кандидатами, избирателями, группами избирателей, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков в Избирательную комиссию Республики Калмыкия в период избирательной кампании по выборам Президента Республики Калмыкия.
В пунктах 1.1, 1.4 и 4.1 Инструкции, которые оспариваются заявителем Бадмаевым В.А., последним днем выдвижения кандидатов и представления в Избирательную комиссию Республики Калмыкия подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидатов указано 14 сентября 2002 года и установлено время 18 часов.
В соответствии с п. 3 ст. 25 и п. 1 ст. 29 Закона Республики Калмыкия "О выборах Президента Республики Калмыкия" от 15.02.2002 года период выдвижения кандидатов составляет 30 дней. Выдвижение кандидатов начинается за 65 дней и заканчивается за 35 дней до дня голосования. Для регистрации кандидатов на должности Президента Республики Калмыкия и вице-президента Республики Калмыкия кандидат, избиратель, группа избирателей, либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в Избирательную комиссию Республики Калмыкия не позднее чем за 35 дней до дня голосования подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидатов.
Таким образом, Законом РК предусмотрено ограничение представления документов, осуществляемых кандидатами, избирателями, уполномоченными представителями избирательного объединения, блока временными рамками, а именно не позднее 35 дней до дня голосования.
Пунктами 1.1, 1.4 и 4.1 Избирательная комиссия РК правильно установив последний день приема подписных листов и иных документов в поддержку кандидатов (14 сентября 2002 года), ограничила последние сутки временными рамками, указав, что прием документов будет осуществляться до 18 часов, тем самым фактически неправомерно сократила на 6 часов срок приема документов, установленный Законом РК. Таким образом, данными действиями избирательной комиссии были нарушены правила процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента Республики Калмыкия и вице-президента РК, поэтому указанные пункты Инструкции в этой части должны быть признаны недействующими.
Абзацами 2 и 3 пункта 1.2, пунктами 2.1, 2.2, 2.3 и 3.1 Инструкции предусматривается, что избиратели ставят свои подписи в поддержку выдвинутых кандидатов в подписных листах, являющихся бланками строгой отчетности; листы изготавливаются по распоряжению Избирательной комиссии РК типографским способом на офсетной бумаге с защитными знаками, которые брошюруются в 14 пронумерованных книгах по 56 листов в каждой; выдача книг инициаторам выдвижения кандидата производится Избирательной комиссией одновременно с выдачей письменного подтверждения о приеме документов на выдвижение; сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов производится исключительно на подписных листах, изготовленных в соответствии с требованиями Инструкции и при сборе подписей книги с подписными листами не расшиваются.
В судебном заседании установлено, что по поручению Избирательной комиссии РК 8 августа 2002 года были сданы в печать и изготовлены типографским способом на офсетной бумаге с защитной сеткой подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку кандидата в Президенты Республики Калмыкия и вице-президента РК. Листы изготовлены по реквизитам, установленным Законом РК "О выборах Президента Республики Калмыкия", сброшюрованы в четырнадцать книг по 56 листов в каждой с количеством семи подписей избирателей на каждом листе и форматом 60 х 84.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.07.1997 года, в редакции ФЗ от 30.03.1999 года и 10.07.2001 года, порядок сбора подписей в поддержку кандидатов определяется исключительно федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Пунктом 3 ст. 28 Закона Республики Калмыкия "О выборах Президента Республики Калмыкия" от 15.02.2002 года подписи избирателей вносятся в подписные листы, форма и реквизиты которых установлены в приложениях NN 1, 2, 3 и 4 к названному закону. Каких - либо иных требований к подписным листам федеральное и республиканское законодательство не устанавливает и не предусматривает возможности их установления иным органом.
Более того, Центризбирком РФ 23.10.1996 года на основании п. 7 ст. 22 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", протоколом N 116 утвердил Методические рекомендации о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов, приема и проверки подписных листов, представляемых уполномоченными представителями региональных избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей в избирательные комиссии субъектов Федерации. Согласно п. 2.1 названных Рекомендаций подписные листы изготавливаются региональными избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами, отдельными избирателями самостоятельно по формам, установленными законами или иными нормативно - правовыми актами субъектов Федерации.
В силу п. "в" ст. 15 Закона РК "О выборах Президента Республики Калмыкия" Избирательная комиссия РК принимает нормативно - правовые акты только по вопросам применения этого Закона, но не устанавливает новые нормы и правила. Полномочиями по установлению порядка изготовления и выдачи подписных листов, определению способа их защиты от подделок, наделению статусом бланков строгой отчетности ни федеральное, ни республиканское законодательство избирательную комиссию не наделили.
Кроме того, пунктом 4 ст. 60 Закона РК "О выборах Президента Республики Калмыкия" установлен исчерпывающий перечень документов строгой отчетности. Бланки подписных листов к документам строгой отчетности законом не отнесены.
Таким образом, предлагаемая Избирательной комиссией РК форма подписного листа - строгой отчетности, в брошюрованном и пронумерованном виде, в количестве 14 книг, противоречит действующему законодательству, а также исключает возможность осуществления сбора подписей одновременно в различных местах, чем значительно ограничивает временные рамки указанной процедуры и тем самым существенно нарушает права избирателей Республики Калмыкия по выдвижению кандидатов и самих кандидатов, закрепленных Законом Республики Калмыкия "О выборах Президента Республики Калмыкия" и ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
Более того, установление Избирательной комиссией подписных листов с графами определенных размеров создает препятствия при их заполнении, так как при внесении сведений об избирателе размер соответствующей графы в подписном листе может быть недостаточным, а выход за ее пределы может повлечь признание подписного листа либо подписи избирателя недействительными.
Согласно п.1 ст. 28 Закона "О выборах Президента Республики Калмыкия" от 15.02.2002 года избиратели вправе начать сбор подписей сразу же после направления в избирательную комиссию уведомления о начале такого сбора. Между тем, в соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1.2 Инструкции следует, что сбор подписей начинается только после выдачи Избиркомом РК письменного подтверждения факта получения документов о выдвижении. Однако ни Закон РК "О выборах Президента Республики Калмыкия", ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такую стадию избирательного процесса не предусматривают и полномочиями по выдаче подтверждений Избирательную комиссию РК не наделяют. Следовательно, Избирком РК не вправе издавать акты, обязывающие избирателей проходить дополнительные по сравнению с законами стадии и процедуры избирательного процесса. Установив такие нормы, Избирком РК неправомерно ограничил реализацию гражданами Республики Калмыкия своих законных избирательных прав на сбор подписей сразу же после направления уведомления.
Пункт 5.2 Инструкции, устанавливающий персональную ответственность лица, собирающего подписи избирателей, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков за нарушение порядка пользования информацией о сведениях об избирателях, содержащихся в подписных листах, не основан на законе. Так, указанный пункт имеет ссылку на федеральное законодательство, которым не предусмотрена ответственность за подобные действия. Более того, согласно п. 8 ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, не являются конфиденциальными.
При таких обстоятельствах доводы жалобы Бадмаева В.А. и заявления прокурора Республики Калмыкия о признании недействительными вышеназванных пунктов Инструкции недействующими и не подлежащими применению являются обоснованными.
Признание недействующими и не подлежащими применению вышеуказанных пунктов Инструкции по сбору подписей в поддержку кандидатов не влечет недействительности подписей избирателей, собранных на подписных листах, выданных Избиркомом РК до рассмотрения настоящего дела по существу.
В целях соблюдения гарантий избирательных прав граждан Республики Калмыкия и исходя из требований ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, а также того, что избирательная кампания продолжается, и сроки ее проведения ограничены, ранее Инструкция была опубликована в газетах "Хальмг унн" и "Известия Калмыкия", суд считает необходимым возложить на средства массовой информации республики - редакции газет "Хальмг унн" и "Известия Калмыкии" опубликовать сообщение о принятом судом решении по данному делу.
Согласно ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через средства массовой информации, редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок.
В соответствии со ст. 211 ГПК РСФСР, суд вправе обратить к немедленному исполнению решение суда полностью, если вследствие особых обстоятельств само исполнение может оказаться невозможным либо затруднительным. В связи с тем, что продолжается сбор подписей в поддержку кандидатов и данный процесс заканчивается 14 сентября 2002 года, суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению. Руководствуясь ст. ст. 191-197, 203 ГПК РСФСР,
Признать пункты 1.1, абзацы 2 и 3 п.1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 4.1 и 5.2 Инструкции о порядке сбора подписей в поддержку кандидатов на должность Президента Республики Калмыкия и предложенных ими кандидатов на должность вице-президента Республики Калмыкия, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых кандидатами, избирателями, группами избирателей, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков в Избирательную комиссию Республики Калмыкия в период избирательной кампании по выборам Президента Республики Калмыкия, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия N 138 от 10 августа 2002 года недействующими и не подлежащими применению.
В соответствии с п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР решение привести к немедленному исполнению.
Обязать редакции газет "Хальмг унн" и "Известия Калмыкии" опубликовать сообщение о решении суда.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в течение 10 дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме.