Российская Федерация
Постановление от 26 декабря 2008 года № 4-П

По делу о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 «Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе» в связи с запросом гражданина Самова Э.Э.

Принято
Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания
26 декабря 2008 года
    Конституционный Суд РСО-А в составе председательствующего А.М. Цалиева, судей Т.В. Катаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова, А.В. Севастьянова, с участием представителя стороны - администрации местного самоуправления г. Владикавказа Доева А.С., представителя Прокуратуры РСО-А - старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, юриста 1 класса Терешкова Н.В.,
    руководствуясь статьей 1011 (пункт 4 части 3) Конституции РСО-А, статьями 3 (часть 1) , 56 , 70 , 71 Конституционного закона РСО-А "О Конституционном Суде РСО-А",
    рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе".
    Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Самова Эрика Эльбру-совича о признании не соответствующим Конституции РСО-А постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе".
    Заслушав сообщение судьи-докладчика Л. Бокоевой, объяснения представителя администрации местного самоуправления г. Владикавказа, выступления приглашенных в заседание представителей: Республиканского государственного учреждения "Управление госэкспертизы проектов строительства РСО-А" - замначальника Ивлева В.В.; Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России - замначальника отдела административной практики и дознания Чечулина С.Г.; Государственной жилищной инспекции - начальника информационно-правового отдела Серокурова Т.В.; Государственного строительного надзора РСО-А - начальника отдела Томаева Р.Х., исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд РСО-А
    1.Пунктом 1 постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" установлен запрет использования (занятие, обустройство, эксплуатация и т.п.) в многоквартирных жилых домах, общежитиях, зданиях, расположенных в административных границах г. Владикавказа, независимо от их ведомственной принадлежности, технических подполий, этажей, чердаков для каких-либо иных целей, кроме обслуживания и эксплуатации проходящих через них коммуникаций. При этом постановлению главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" придана обратная сила, то есть его нормы распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до его издания.
    Пунктом 2 оспариваемого постановления Комитету по управлению городским имуществом, Управлению архитектуры и градостроительства запрещено рассматривать обращения по вопросам использования технических подполий, этажей, чердаков.
    Обязанность по принятию мер к лицам, нарушившим положения указанного постановления, возложена на Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации местного самоуправления г. Владикавказа (пункт 3) .
    По мнению заявителя Самова Э.Э., постановление главы администрации местного самоуправления от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" нарушает закрепленные в статьях 34 , 35 , 40 , 46 Конституции РСО-А гарантии конституционных прав граждан, в том числе права на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, права иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, права на жилище. Заявитель также утверждает, что оспариваемое постановление администрации местного самоуправления г. Владикавказа официально не было опубликовано, хотя фактически применялось.
    2.Согласно статье 63 (часть 1) Конституции РСО-А законы и иные нормативные правовые акты РСО-А не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями РФ. Вопросы, регулируемые постановлением главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе", затрагивают права и свободы человека и гражданина, а также устанавливают определенные обязанности. По своей сути оспариваемые нормы являются гражданско-правовыми и в силу пунктов "в" и "о" статьи 71 Конституции РФ составляют предмет исключительного ведения РФ.
    В соответствии со статьями 289 , 290 ГК РФ, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему жилым помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома: общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
    В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. При этом предусматривается, что не только собственник, но и наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
    ЖК РФ ( статьи 12 , 13 , 14 ) регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти, а не органов местного самоуправления.
    Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что администрация местного самоуправления г. Владикавказа, устанавливая запрет на использование технических помещений в многоквартирном доме, вышла за пределы своих полномочий, установленных законодательством РФ и РСО-А, так как регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения объектами общей долевой собственности является исключительной прерогативой федерального законодателя.
    Нормативные положения постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795, устанавливающие запрет на владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирных домах, общежитиях, зданиях, расположенных в административных границах г. Владикавказа, ограничили конституционные права граждан, что недопустимо с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного и российского права.
    Кроме того, постановление главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" не было официально опубликовано, хотя фактически оно применялось.
    Согласно правовым позициям, выявленным Конституционным Судом РСО-А в Постановлении от 28 мая 2004 г. N 1-П, Конституционный Суд РСО-А может рассматривать не вступившие в законную силу нормативные правовые акты на предмет их конституционности в случае, если они фактически применялись органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, организациями и учреждениями РСО-А, однако такая проверка невозможна по содержанию норм. Следовательно, дело в части признания постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" противоречащим Конституции РСО-А по содержанию норм подлежит прекращению.
    Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда РСО-А по настоящему делу является соответствие Конституции РСО-А постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" по порядку его опубликования и введения в действие.
    3.В соответствии со статьей 14 (часть 3) Конституции РСО-А любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    Статьей 47 (часть 3) Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьей 46 (часть 3) Закона РСО-А от 24 апреля 2006 г. N 24-РЗ "О местном самоуправлении в РСО-А" на органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
    Обязательность официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления г. Владикавказа, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотрена также Уставом муниципального образования г. Владикавказа, действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.
    Названные конституционные и законодательные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
    Указанным выводам корреспондируют правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении от 2 марта 2006 г. N 58-0, из которых следует, что официально не опубликованные нормативные правовые акты не должны влечь правовые последствия как не вступившие в силу и не подлежат применению.
    Следовательно, не опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе допускающие придание нормативным правовым актам органов местного самоуправления обратной силы, не должны влечь правовые последствия как не вступившие в силу. Они не подлежат применению и должны быть устранены из системы законодательства.
    Таким образом, постановление главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" не соответствует положениям Конституции РСО-А, а именно ее статье 14 (часть 3) , как не опубликованное для всеобщего сведения.
    Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 54 , 55 , 56 , 57 , 61 (части 1 и 3 ), 71 Конституционного закона РСО-А "О Конституционном Суде РСО-А", Конституционный Суд РСО-А
    1.Признать не соответствующим Конституции РСО-А, ее статьям 14 (часть 3) , 54 (часть 2) постановление главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе", устанавливающее запрет на использование объектов общей долевой собственности в многоквартирных домах, по порядку опубликования и введения в действие.
    2.Правоприменительные решения, принятые на основании постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 г. N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе", признанного настоящим Постановлением не соответствующими Конституции РСО-А, подлежат пересмотру в установленном порядке.
    3.Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
    4.Согласно статье 60 (часть 1) Конституционного закона РСО-А "О Конституционном Суде РСО-А" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РСО-А. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда РСО-А" и в муниципальном печатном издании - газете "Владикавказ".
    Конституционный суд
    Республики Северная Осетия-Алания