Российская Федерация

Постановление от 08 июня 2005 года № 3-П

Принято
Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания
08 июня 2005 года
    Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего Цалиева А.М., судей Бежанова А.В. и Батаевой Т.В., руководствуясь частями 1 и 3 статьи 1011 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 3 статьи 3, статьями 56, 80, 81 и 83 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений Закона Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" (Приложение N 3).
    Поводом к рассмотрению дела, согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", явилось обращение администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания в форме жалобы о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания Закона Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" в части установления унифицированных наименований муниципальных должностей муниципальной службы (Приложение N 3). Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемые положения названного нормативного правового акта.
    Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика Т.В. Батаевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
    1.Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" устанавливает перечень муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания.
    Основываясь на данном законе, Ирафский районный суд Республики Северная Осетия-Алания вынес решение, обязывающее главу администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания уволить с должности заместителя главы Саккаева А.Д., являющегося одновременно депутатом представительного органа местного самоуправления, что противоречит статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
    Заявитель - администрация местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания - оспаривает конституционность Закона Республики Северная Осетия-Алания "О реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" в части установления унифицированных наименований муниципальных должностей муниципальной службы (Приложение N 3). По мнению заявителя, данные нормы нарушают принцип самостоятельности главы администрации муниципального образования, ограничивая его право на решение вопросов местного значения, в том числе и кадровых, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.
    Заявитель считает, что установление перечня муниципальных должностей муниципальной службы нарушает права и свободы граждан, ограничивает права органов местного самоуправления, определенные статьями 108 - 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. По его мнению, принятие Закона Республики Северная Осетия-Алания "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" является вмешательством в деятельность местного самоуправления, так как оно вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, к которым относятся, в том числе, и кадровые вопросы, имея в виду и право отнесения той или иной муниципальной должности к муниципальной службе.
    Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" в части, устанавливающей унифицированные наименования распределенных по группам муниципальных должностей муниципальной службы Республики Северная Осетия-Алания, учреждаемых муниципальными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (муниципальные должности категории "В", Приложение N 3).
    2.В Республике Северная Осетия-Алания признается и гарантируется местное самоуправление, составляющее одну из основ конституционного строя Республики Северная Осетия-Алания ( статья 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Местное самоуправление является выражением воли народа, служит для самостоятельного решения населением в пределах своих полномочий вопросов местного значения ( часть 1 статьи 108 и часть 1 статьи 110 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).
    Такое понимание сущности местного самоуправления, вытекающее из положений Европейской хартии "О местном самоуправлении" от 15 октября 1985 года, закреплено в Конституции Российской Федерации ( статьи 12, 130, 132). В статье 4 (часть 2) Европейской хартии "О местном самоуправлении" установлено, что органы местного самоуправления в пределах, определенных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.
    Согласно статье 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, местное самоуправление основывается на принципе самостоятельности, действует независимо от органов государственной власти, осуществляет деятельность под свою ответственность. Вместе с тем, принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется только в пределах, предоставленных ему государством.
    Установление общих принципов организации местного самоуправления, согласно конституционному разграничению предметов ведения, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ( пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими (часть 1 статьи 21).
    Федеральным законом от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" регулируется деятельность муниципальных служащих, включая установление требований к должностям, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой и т.д. В Республике Северная Осетия-Алания муниципальная служба осуществляется в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 декабря 1998 года N 25-З "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания". В указанном законе (статья 1, часть 1) под муниципальной должностью понимается должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Северная Осетия-Алания, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Частью 2 статьи 1 названного закона определяется классификация муниципальных должностей, как и то, что Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, включая муниципальные должности категории "Б" и "В", должен быть утвержден республиканским законом. Таким законом является Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания", устанавливающий перечень муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания, в числе которых названа должность заместителя главы муниципального образования (высшая по группе должностей).
    Утверждение перечня муниципальных должностей Законом Республики Северная Осетия-Алания "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" гарантирует единообразное регулирование местного самоуправления в вопросах организации муниципальной службы на территории Республики Северная Осетия-Алания и обеспечивает установление единого статуса муниципальных служащих. Иное означало бы нарушение принципа равенства перед законом, что недопустимо. Именно поэтому в уставе муниципального образования урегулирование условий и порядка организации муниципальной службы, установление статуса муниципальных служащих, обеспечение социальных гарантий и т.п. должно полностью соответствовать федеральным и республиканским законам. Это не исключает, однако, возможность органов местного самоуправления самостоятельно решать, например, такие кадровые вопросы, как: утверждение по согласованию с собранием представительного органа местного самоуправления структуры администрации местного самоуправления; проведение аттестации муниципальных служащих, осуществление мер по повышению квалификации муниципальных служащих и др.
    3.Муниципальная служба в Республике Северная Осетия-Алания осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, законами Республики Северная Осетия-Алания " О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания", "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания", другими законами Республики Северная Осетия-Алания.
    Указанными нормативными правовыми актами муниципальные служащие наделены определенными правами и обязанностями; их особый статус обеспечен как гарантиями равного доступа граждан к муниципальной службе и единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, так и особой правовой и социальной защищенностью муниципальных служащих.
    Вместе с тем, Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 декабря 1998 года N 25-З "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания" установлены ограничения, связанные с муниципальной службой, гарантирующие соответствие выполняемых муниципальными служащими функций принципам муниципальной службы. К числу указанных ограничений частью 1 статьи 13 названного закона отнесены: недопустимость занятия другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; запрещение заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; неправомерность использования в неслужебных целях средств материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другого имущества, служебной информации; запрещение принимать участие в забастовках и т.д.
    Согласно пункту 2 части 1 этой же статьи муниципальный служащий не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления. При этом, данное ограничение предусмотрено пунктом 2 части первой статьи 11 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и не может быть преодолено законом или иным нормативным актом субъекта Российской Федерации.
    Необходимость указанного ограничения заключается в несовместимости муниципальной службы с какой-либо иной публичной деятельностью, поскольку сама муниципальная служба носит публично-правовой характер. Такой смысл правовой природы муниципальной службы выявлен в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 14 января 1999 года N 23-О), что и обусловило включение в перечень муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания всех должностей, имеющих публичный характер, в том числе должность заместителя главы администрации. Поскольку названная должность отнесена законодателем к муниципальной службе, то к ней применимы все установленные законом требования, а также ограничения, в том числе запрещение быть муниципальным служащим и депутатом выборного органа местного самоуправления одновременно.
    Таким образом, принимая Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания", законодатель реализовал свои функции, согласно пункту 2 статьи 71 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и в соответствии с частью 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, что не может рассматриваться как вмешательство органов государственной власти в полномочия местного самоуправления. Следовательно, установление унифицированных наименований муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Северная Осетия-Алания не противоречит конституционному разграничению полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением и не нарушает принцип независимости и самостоятельности местного самоуправления, предусмотренный статьей 8 и статьями 108- 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
    Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 55, 57, 60, 84 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
    1.Признать соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 года N 14-РЗ "О Реестре муниципальных должностей в Республике Северная Осетия-Алания" (Приложение N 3), поскольку установление перечня муниципальных должностей республиканским законом не является ограничением прав органов местного самоуправления в сфере вопросов местного значения и не нарушает принцип независимости и самостоятельности местного самоуправления.
    2.Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
    3.Согласно части 2 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".
    Конституционный Суд
    Республики Северная Осетия-Алания