Российская Федерация
Постановление от 21 апреля 2006 года № 2-П

По делу о толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания

Принято
Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания
21 апреля 2006 года
    Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе Председателя А.М. Цалиева, судей А.В. Бежанова, Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова, с участием представителей Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Прокурора Республики Северная Осетия-Алания, администраций местного самоуправления г. Владикавказ, Правобережного, Пригородного, Алагирского и Ардонского районов, руководствуясь статьей 1011 (часть 6) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 4 статьи 3 , статьями 21 , 56 , 89 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Маргиева Виталия Графовича о толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
    Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.Д. Бокоевой, объяснения представителей Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Прокурора Республики Северная Осетия-Алания, администраций местного самоуправления г. Владикавказ, Правобережного и Пригородного районов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
    1.Частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено, что право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Северная Осетия-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, депутатам Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительным органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Прокурору Республики Северная Осетия-Алания по вопросам их ведения.
    Гражданин Маргиев В.Г. просит дать толкование содержащегося в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания конституционного положения о праве законодательной инициативы в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания в связи с обнаружившейся неопределенностью в понимании названного конституционного положения, а именно: что понимается под "вопросами ведения" соответствующей группы субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
    По мнению заявителя Маргиева В.Г., право законодательной инициативы принадлежит субъектам, указанным в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, по тем вопросам, которые отнесены к полномочиям каждого из них Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, а также соответствующими федеральными законами.
    2.По смыслу статей 66 и 71 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, правовыми формами реализации полномочий Парламента Республики Северная Осетия-Алания являются принимаемые им нормативные правовые акты, основными из которых являются законы Республики Северная Осетия-Алания. Они принимаются в особом порядке, реализуемом в законодательном процессе, содержание которого определяется статьями 76 , 77 и 78 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Из статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания следует, что начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы.
    Законодательная инициатива в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания по своей сути относится к числу институтов конституционного законодательства Республики Северная Осетия-Алания. Поэтому определение субъектов права законодательной инициативы, равно как и форм ее выражения, производится конституционными нормами.
    Исходя из конституционно-правового смысла статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, единственной формой реализации права законодательной инициативы в Республике Северная Осетия-Алания является внесение соответствующим субъектом в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законопроекта. При этом он представляется в виде: проекта нового конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания, закона Республики Северная Осетия-Алания; проекта конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания, закона Республики Северная Осетия-Алания о внесении изменений и дополнений в конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания, закон Республики Северная Осетия-Алания, или о признании закона утратившим силу; проекта конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Северная Осетия-Алания; проекта новой конституции Республики Северная Осетия-Алания. Установление иных форм реализации права законодательной инициативы нормативным правовым актом Республики Северная Осетия-Алания недопустимо. Вместе с тем, это не исключает права Парламента Республики Северная Осетия-Алания законом Республики Северная Осетия-Алания предоставить субъектам права законодательной инициативы дополнительные правомочия, в частности, право внесения поправок к законопроектам, участие в заседаниях Парламента, Совета Парламента, комитетов и комиссий и пр.
    Внесению в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законопроекта в порядке законодательной инициативы корреспондирует обязанность Парламента Республики Северная Осетия-Алания рассмотреть законопроект и принять или отклонить его решением Парламента Республики Северная Осетия-Алания в установленном порядке.
    3.Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 , части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации законодательная компетенция по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе общих принципов организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что законодательная инициатива в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления (статья 6) . При этом указанный Федеральный закон допускает, что конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель установил границы законодательных полномочий субъекта Российской Федерации в регулировании субъектного состава права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах.
    Из названных конституционных и законодательных положений следует, что определение факультативных субъектов права законодательной инициативы относится к ведению законодателя республики. Таким образом, пределы собственного регулирования в этом вопросе определяются Конституцией Республики Северная Осетия-Алания.
    4.Согласно части 1 статьи 76 , Конституции Республики Северная Осетия-Алания право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Северная Осетия-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, депутатам Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительным органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Прокурору Республики Северная Осетия-Алания по вопросам их ведения.
    Юридическая возможность первой группы субъектов вносить в Парламент Республики Северная Осетия-Алания проекты законов связывается с их особым положением в системе конституционно-правовых отношений республики. В силу этого данные субъекты несут непосредственную общественно-политическую ответственность за укрепление конституционно-правового статуса Республики Северная Осетия-Алания как субъекта Российской Федерации.
    В качестве субъектов права законодательной инициативы Глава Республики Северная Осетия-Алания, депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, представительные органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания предлагают правовые решения любых проблем, возникающих в социально-экономической и культурной сферах, а также в области государственного строительства и управления Республики Северная Осетия-Алания. Их право законодательной инициативы не ограничено компетенционными рамками, его границы совпадают с правотворческими полномочиями республики, основанными на Конституции Российской Федерации.
    5.В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания право законодательной инициативы Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Прокурора Республики Северная Осетия-Алания ограничено пределами их ведения.
    Смысл используемого в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания понятия "вопросы ведения" раскрывается в системной связи с нормами статей 98 , 1011 , 102 , 103 , 104 , 105 и 107 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а также с учетом преследуемых конституционным законодателем и заложенных в этом положении целей.
    Правовая логика деления субъектов права законодательной инициативы на две группы в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания заключается в том, чтобы ограничить правоспособность судебных органов в лице Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания, а также Прокурора Республики Северная Осетия-Алания как субъектов права законодательной инициативы в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания. Подобный подход соответствует особому статусу указанных органов государственной власти.
    Предоставляя право законодательной инициативы судебным органам и Прокурору Республики Северная Осетия-Алания только по вопросам их ведения, Конституция Республики Северная Осетия-Алания исходит из их предназначения и характера полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания и Арбитражный Суд Республики Северная Осетия-Алания, осуществляя судебную власть в Республике Северная Осетия-Алания, являющуюся самостоятельной ветвью государственной власти, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти, разрешают конкретные споры о праве, обеспечивают соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права: государством, органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и их объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. На достижение общегосударственных целей - обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина и др. - направлена и деятельность Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, входящей в единую систему органов прокуратуры Российской Федерации.
    Изложенное позволяет сделать вывод о том, что полномочия субъектов права законодательной инициативы, указанных во втором предложении части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества и государства. Вместе с тем, отождествление вопросов ведения, по которым эти субъекты могут инициировать законотворческий процесс, с их компетенцией либо полномочиями является расширительным подходом к данной проблеме и может фактически привести к предоставлению им неограниченного права законодательной инициативы, что недопустимо. Подобное расширительное толкование понятия "вопросы ведения" противоречило бы природе, сущности и назначению Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания и прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, служило бы чрезмерно активному их вовлечению в процесс законотворчества, а следовательно, и в политический процесс и, таким образом, противоречило бы принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ( статья 6 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).
    6.Замысел конституционного законодателя, заложенный в понятие "вопросы ведения", предусмотренное частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, означает предоставление Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания и Прокурору Республики Северная Осетия-Алания права вносить в Парламент Республики Северная Осетия-Алания обязательные для рассмотрения законопроекты, содействующие указанным органам государственной власти в решении вопросов непосредственной организации их деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, регламентирующие их полномочия (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством), регулирующие взаимоотношения с другими органами государственной власти, а также другие процедурные вопросы. Правильность подобного "узкого" подхода к предметам правового регулирования законопроектов судебных органов подтверждается правоприменительной практикой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
    Вместе с тем, не исключается право Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания и Прокурора Республики Северная Осетия-Алания при выявлении пробелов в ходе правоприменительной деятельности, несоответствия законодательства Республики Северная Осетия-Алания Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству вносить в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законодательные предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов Республики Северная Осетия-Алания.
    Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 54 , статьями 55 , 56 , 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
    1.Из конституционно-правового смысла части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Глава Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительные органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания обладают правом законодательной инициативы в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания в полном объеме по любым вопросам, регулируемым в законодательном порядке Республикой Северная Осетия-Алания, вне зависимости от их конституционных полномочий, предусмотренных статьями 71 , 83 , 90 и 110 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
    2.По конституционно-правовому смыслу второго предложения части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания под вопросами ведения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания и Прокурора Республики Северная Осетия-Алания, обладающих правом законодательной инициативы, понимаются вопросы непосредственной организации их деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, регламентации их полномочий (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством) и взаимодействия с другими органами государственной власти.
    3.Статья 76 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания не исключает возможности внесения Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражным Судом Республики Северная Осетия-Алания и Прокурором Республики Северная Осетия-Алания в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законодательных предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов Республики Северная Осетия-Алания вне зависимости от вопросов ведения.
    4.Законопроекты, внесенные Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражным Судом Республики Северная Осетия-Алания и Прокурором Республики Северная Осетия-Алания в Парламент Республики Северная Осетия-Алания в порядке законодательной инициативы, принятые в первом чтении до вступления в силу настоящего Постановления и не отвечающие требованиям, предъявляемым частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, исходя из конституционно-правового смысла, придаваемого данному положению настоящим Постановлением, подлежат рассмотрению Парламентом Республики Северная Осетия-Алания в обычном порядке.
    5.Согласно статье 90 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" конституционно-правовой смысл части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания является обязательным для всех представительных, исполнительных органов государственной власти, судебных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
    6.Согласно частям первой и второй статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
    7.Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному после его провозглашения опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
    Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".
    Конституционный Суд
    Республики Северная Осетия-Алания