Российская Федерация
Постановление от 05 октября 1995 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положения пункта 5 статьи 14 Закона Республики Карелия от 22 ноября 1994 года N 18-ЗРК "О плате за землю" в части бессрочного освобождения от уплаты земельного налога граждан, получивших для ведения коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли

Принято
Конституционным Судом Республики Карелия
05 октября 1995 года
    Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, П.А.Союнена рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 5 статьи 14 Закона Республики Карелия от 22 ноября 1994 года N 18-ЗРК "О плате за землю".
    Поводом к рассмотрению дела согласно статьям 39, 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" явилось ходатайство Совета и Главы местного самоуправления Прионежского района от 17 июля 1995 года.
    Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия положение пункта 5 статьи 14 Закона Республики Карелия N 18-ЗРК "О плате за землю" в части бессрочного освобождения от уплаты земельного налога граждан, получивших для ведения коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли.
    Заслушав объяснения представителей сторон: от Совета и Главы местного самоуправления Прионежского района - Пшика Б.И., от Председателя Правительства Республики Карелия - Киннера А.И., выступления приглашенных - от Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата Тюкова Б.И., Министра юстиции Республики Карелия - Петровского А.В., заместителя Прокурора Республики Карелия - Петрова Б.Ф., заместителя Председателя Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству - Кондрашова А.Т., специалиста, старшего государственного налогового инспектора государственной налоговой инспекции Республики Карелия - Огурцову Н.С., исследовав материал дела Конституционный Суд Республики Карелия,
    1.Закон Республики Карелия "О плате за землю" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 10 ноября 1994 года, 22 ноября 1994 года подписан Председателем Правительства Республики Карелия, опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия N 2 за декабрь 1994 года.
    Ходатайство Совета и Главы местного самоуправления Прионежского района мотивировано тем, что положение пункта 5 статьи 14 вышеназванного Закона об освобождении от уплаты земельного налога граждан, получивших для ведения коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли, не соответствует Закону Российской Федерации в редакции федерального Закона Российской Федерации от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю".
    Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от уплаты земельного налога полностью освобождены "...граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие культивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв".
    Статьями 13 и 14 этого же Закона установлено, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, а органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающегося в распоряжении местного самоуправления.
    По мнению заявителей, органы государственной власти, принявшие рассматриваемую норму, превысили предоставленные им полномочия, вторглись в компетенцию органов местного самоуправления, чем нарушили пункты 4, 8, 9 статьи 42, статью 82 Конституции Республики Карелия.
    2.Согласно статье 42 Конституции Республики Карелия к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия относятся:
    - обеспечение соответствия Конституции и законов Республики Карелия Конституции и законам Российской Федерации;
    - установление общих принципов налогообложения и сборов;
    - земельное законодательство;
    - установление общих принципов организации местного самоуправления (пункты 1, 8, 9, 12).
    Статьей 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, а "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в этом случае не могут противоречить федеральным законам..." (часть 5).
    Установление земельного налога законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Российской Федерации (часть 2 статьи 21 закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
    Местными налогами являются только те, которые устанавливаются органами местного самоуправления (статья 1 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
    На основании статьи 55 части 2 упомянутого федерального закона все нормативные правовые акты в Российской Федерации применяются только в части, не противоречащей ему.
    Поэтому при рассмотрении настоящего дела суд не принимает во внимание положение пункта "б" части 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которое относит земельный налог к категории местных налогов.
    Частью 4 статьи 51 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что в республиках, входящих в состав Российской Федерации, льготы по взиманию платы за землю определяются законодательством этих республик.
    В Республике Карелия в настоящее время такие нормы содержатся в статье 53 Земельного Кодекса Республики Карелия и в статье 14 Закона Республики Карелия "О плате за землю".
    В части полного и бессрочного освобождения от уплаты земельного налога всех граждан, получивших для ведения коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли, в законодательстве Республики Карелия противоречий нет (пункт 5 части 1 статьи 53 Земельного Кодекса Республики Карелия и пункт 5 части 1 статьи 14 Закона Республики Карелия "О плате за землю").
    3.В статье 78 Конституции Республики Карелия закреплено, что местное самоуправление наделяется законом Республики Карелия собственной компетенцией.
    В пределах собственных полномочий, в том числе по самостоятельному установлению местных налогов и сборов, местное самоуправление гарантируется государством (статья 12 Конституции Российской Федерации и статьи 78, 81 Конституции Республики Карелия).
    Как в Федеральном Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 3 части 2 статьи 6), так и в Законе Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия" (часть 2 статьи 7) к компетенции местного самоуправления относятся вопросы местного значения, в том числе установление местных налогов и сборов.
    Пределы полномочий органов местного самоуправления в части предоставления льгот по взиманию земельного налога четко обозначены в действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Карелия (часть 2 статьи 51 Земельного Кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 53 Земельного Кодекса Республики Карелия, статья 15 Закона Республики Карелия "О плате за землю").
    В соответствии со статьей 15 Закона Республики Карелия "О плате за землю" органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
    Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия считает, что норма пункта 5 статьи 14 Закона Республики Карелия "О плате за землю" принята Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия согласно части 3 статьи 57 Конституции Республики Карелия в рамках компетенции высшего органа законодательной власти Республики Карелия, в соответствии с действующим законодательством Республики Карелия, не ограничивает прав органов местного самоуправления и является конституционной.
    Проверка рассматриваемой нормы на соответствие Закону Российской Федерации "О плате за землю", другим подзаконным актам Российской Федерации, как и проверка на соответствие Конституции Российской Федерации не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия
    1.Признать, что положение пункта 5 статьи 14 Закона Республики Карелия "О плате за землю" в части полного и бессрочного освобождения от уплаты земельного налога граждан, получивших для коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли, принята в пределах конституционных полномочий Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия и соответствует Конституции Республики Карелия.
    2.Согласно части 2 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
    3.В силу части 7 статьи 24, части 2 статьи 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание Законодательства Республики Карелия".
    Конституционный Суд Республики Карелия