-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Постановление от 09 апреля 2002 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Распоряжения Министерства государственной собственности Республики Карелия "Об утверждении Временного порядка учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству" от 19 мая 2000 года N 322-р

Принято
Конституционным Судом Республики Карелия
09 апреля 2002 года
    Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего П.А.Союнена, судей А.И.Киннера, В.П.Наговицына, руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, частью 1 статьи 39, статьей 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия Распоряжения Министерства государственной собственности Республики Карелия "Об утверждении Временного порядка учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству" от 19 мая 2000 года N 322-р.
    Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство гражданина Лапоревича Николая Михайловича.
    Заслушав стороны: гражданина Н.М.Лапоревича и его представителя - адвоката А.Н.Грацианова, с одной стороны; заместителя Министра государственной собственности Республики Карелия А.С.Федичева и специалиста 1 категории юридического отдела Министерства государственной собственности Республики Карелия А.А.Погосян, с другой стороны; а также главного специалиста Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия А.В.Мишкину, исследовав материалы дела, Конституционный Суд
    1.Лапоревич Николай Михайлович обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности Распоряжения Министерства государственной собственности Республики Карелия от 19 мая 2000 года N 322-р и утвержденного им Временного порядка учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству.
    По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение противоречит статьям 5 и 7 Конституции Республики Карелия, согласно которым полномочия органов государственной власти Республики Карелия не могут превышать пределы, установленные Конституцией Российской Федерации, и эти органы не вправе самостоятельно принимать решения по вопросам ведения федеральных органов государственной власти. Установление порядка учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству, является объектом регулирования гражданского законодательства и находится, согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации.
    Заявитель считает, что Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия от 19 мая 2000 года N 322-р препятствует предоставлению (продаже) ему органом местного самоуправления квартиры в г. Сортавала, которой заявитель пользуется с 26 февраля 1999 года на основании договора найма жилого помещения.
    Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемым актом изменен порядок распоряжения жилыми помещениями, перешедшими по праву наследования к государству. На основании Постановления Совета Министров СССР "Об утверждении Положения "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" они передавались в муниципальную собственность.
    Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.
    2.В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 под "нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом".
    Аналогичное содержание вкладывается в понятие нормативного правового акта и статьей 3 Закона Республики Карелия "О нормативных правовых актах Республики Карелия" от 24 мая 2000 года.
    Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия "Об утверждении Временного порядка учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству" от 19 мая 2000 года N 322-р является официальным письменным документом, изданным в виде распоряжения. Оно содержит положения нормативного характера, поскольку эти положения предписывают определенные правила, влекущие правовые последствия, обязательны для неопределенного круга лиц, имеют межведомственный характер и рассчитаны на неоднократное применение.
    Оспариваемое распоряжение в установленном для нормативных правовых актов порядке зарегистрировано Министерством юстиции Республики Карелия 10 июля 2000 года, регистрационный номер 91 и опубликовано в газете "Карелия" 19 июля 2000 г. N 55, в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" N 7 за 2000 год.
    Следовательно, оспариваемое заявителем распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия обладает всеми признаками нормативного правового акта органа исполнительной власти Республики Карелия.
    Представители Министерства государственной собственности Республики Карелия в судебном заседании пояснили, что при принятии оспариваемого распоряжения министерство действовало в качестве федерального органа (территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации), вследствие чего данное дело неподведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.
    В соответствии с Положением о Министерстве государственной собственности Республики Карелия, утвержденным Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 26 августа 1998 года N 566, министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия. Оно входит в структуру органов исполнительной власти республики, утвержденную Законодательным Собранием Республики Карелия. Руководитель и все служащие этого органа исполнительной власти являются государственными служащими Республики Карелия. Любое решение нормативного характера, принимаемое Министерством государственной собственности Республики Карелия, действует лишь на территории республики и должно соответствовать Конституции Республики Карелия. Следовательно, принятие отдельных полномочий по управлению объектами федеральной собственности само по себе не повлекло и не могло повлечь изменения правового статуса Министерства государственной собственности Республики Карелия и юридической природы правовых актов, принимаемых им как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому решения нормативного характера этого органа подпадают под юрисдикцию Конституционного Суда Республики Карелия.
    Таким образом, рассмотрение ходатайства гражданина Лапоревича Н.М. подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия в соответствии со статьями 2, 39 и 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
    3.В соответствии с правовыми предписаниями части 1 статьи 5 Конституции Республики Карелия в республике устанавливается верховенство права. При осуществлении своих полномочий органы исполнительной власти республики ограничены полномочиями федеральных органов государственной власти (часть 1 статьи 7 Конституции Республики Карелия), которые определены Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными законами.
    Отношения, связанные с правами наследования, по своей природе являются гражданско - правовыми, поскольку основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются гражданским законодательством.
    Специальный раздел "Наследственное право" Гражданского кодекса РСФСР, действовавший на момент принятия Министерством государственной собственности Республики Карелия оспариваемого распоряжения, регулировал эти гражданско - правовые отношения. В случаях, предусмотренных статьей 552, наследственное имущество по праву наследования переходило к государству.
    С 1 марта 2002 года вступила в действие норма, предусмотренная частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (раздел "Наследственное право"), согласно которой порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
    Положение "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденное постановлением Совета Министров СССР, на которое ссылается заявитель, в настоящее время применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
    Таким образом, Временный порядок учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству, утвержденный распоряжением Министерства государственной собственности Республики Карелия, регулирует отношения, которые являются предметом гражданского законодательства.
    Конституция Российской Федерации относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации (статья 71 пункт "о"). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76 часть 1). Согласно этому конституционному положению субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование в этой сфере, в том числе и воспроизводить в принимаемых ими нормативных актах правовые предписания, установленные федеральными органами государственной власти. Распространение действия федерального законодательства на территорию субъекта Российской Федерации специальными актами, к каковым относится и оспариваемое распоряжение, противоречит понятию исключительного федерального ведения и, кроме того, излишне с точки зрения экономии законодательных усилий и законодательной техники.
    Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 30 сентября 1993 года N 18-П по делу о проверке конституционности Закона Кабардино - Балкарской Республики от 18 мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино - Балкарской Республике" и постановления Верховного Совета Кабардино - Балкарской Республики от 22 июля 1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино - Балкарской Республики", от 4 марта 1997 года N 4-П по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" и др.
    Таким образом, орган исполнительной власти Республики Карелия не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу, так как это не отнесено к ведению Республики Карелия - субъекта Российской Федерации, а само оспариваемое Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия не соответствует Конституции Республики Карелия (статья 5 часть 1, статья 7 часть 1).
    4.Конституционный Суд, принимая решение по данному делу, исследует исключительно вопросы права и не оценивает соответствие осуществляемых органами исполнительной власти действий по распоряжению выморочным имуществом действующему законодательству, так как этот вопрос находится за пределами компетенции Конституционного Суда Республики Карелия. На основании изложенного, руководствуясь статьями 26, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд
    1.Признать Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия от 19 мая 2000 г. N 322-р и утвержденный им Временный порядок учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству, не соответствующими части 1 статьи 5, части 1 статьи 7 Конституции Республики Карелия.
    2.Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
    3.В соответствии с частью 3 статьи 68 Конституции Республики Карелия с момента вступления в силу настоящего постановления Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия от 19 мая 2000 года N 322-р и утвержденный им Временный порядок учета и распоряжения недвижимым имуществом, перешедшим по праву наследования к государству, утрачивают силу.
    4.В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
    Конституционный Суд Республики Карелия