Российская Федерация
Постановление от 18 марта 1998 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1997 года N 874 "О порядке исполнения республиканского бюджета в 1 квартале 1998 года"

Принято
Конституционным Судом Республики Карелия
18 марта 1998 года
    Конституционный Суд Республики Карелия в составе:
    председательствующего П.А. Союнена, судей А.И. Киннера, В. В. Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1997 года N 874 "О порядке исполнения республиканского бюджета в 1 квартале 1998 года".
    Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства Администрации города Петрозаводска и Прокурора Республики Карелия о проверке конституционности вышеуказанного постановления Председателя Правительства Республики Карелия.
    Заслушав представителей Администрации города Петрозаводска первого заместителя Главы местного самоуправления Акатьева Е.Н., начальника юридического отдела Игнатьеву Т.П.; представителя Прокурора Республики Карелия старшего помощника Кордюкову Т.Н.; представителей Председателя Правительства Республики Карелия Министра финансов Жупикову Н.И., Представителя Председателя Правительства в Законодательном Собрании Республики Карелия Кохвакко В.В.;
    а также начальника финансового управления Администрации города Петрозаводска Лисину А.А. и заместителя Главы местного самоуправления города Петрозаводска Черненко Н.П.,
    исследовав материалы дела Конституционный Суд
    1.Председатель Правительства Республики Карелия постановлением от 31 декабря 1997 года N 874 "О порядке исполнения республиканского бюджета в 1 квартале 1998 года" определил нормативы зачислений доходов и налогов в 1 квартале 1998 года в бюджеты городов, районов, Вепсской волости и в республиканский бюджет. Министерству финансов поручено образовать в республиканском бюджете Фонд поддержки местных бюджетов в размере 20% от общего объема налоговых доходов (за исключением налоговых платежей, имеющих целевой характер) и финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, поступающих в республиканский бюджет. Определены доли финансовой помощи бюджетам городов, районов и Вепсской волости из этого Фонда.
    Этим же постановлением установлено, что Министерство финансов Республики Карелия, другие республиканские органы исполнительной власти и иные получатели средств из республиканского бюджета осуществляют в 1 квартале 1998 года финансирование расходов республиканского бюджета по соответствующим разделам, подразделам функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/12 планового объема расходов 1997 года с учетом дополнительных расходов, принятых к финансированию из республиканского бюджета и переданных из местных бюджетов с 1 января 1998 года, расходов на проведение выборов, расходов, предусмотренных Законами Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1997 год".
    По мнению ходатайствующих сторон Председатель Правительства Республики Карелия превысил пределы своих полномочий, установленных Конституцией Республики Карелия и Законом Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия".
    Кроме того, по мнению Прокурора Республики Карелия, Председателем Правительства нарушена процедура введения в действие этого постановления, которое было направлено для исполнения в Министерство финансов Республики Карелия без официального опубликования.
    Ходатайствующие стороны просят признать оспариваемое постановление Председателя Правительства не соответствующим статьям 4, 45, 57 (пункт "з"), 63, 64, 68, 72 Конституции Республики Карелия.
    Данные ходатайства, как отвечающие требованиям Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", являются допустимыми.
    Конституционный Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
    2.Председатель Правительства Республики Карелия, осуществляя свои полномочия, издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Конституции и законам Республики Карелия и обязательны для исполнения на всей территории республики (статья 72 Конституции Республики Карелия).
    Указанная статья Конституции устанавливает правовые формы актов Председателя Правительства и их подзаконный характер.
    Все постановления и распоряжения, принимаемые Председателем Правительства, подлежат публикации в "Собрании Законодательства Республики Карелия" (часть 4 статьи 4 Закона "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Карелия и иных актов нормативного характера" от 20.09.94 в редакции законов от 30.05.97 и 20.11.97).
    Нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяются только в том случае, если они официально опубликованы для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 2 Конституции Республики Карелия).
    Эти конституционные положения распространяются как на основные права, свободы и обязанности, образующие конституционно - правовой статус человека и гражданина, так и на другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
    Постановления и распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия, носящие нормативный характер, вступают в силу через 5 дней после их официального опубликования, если в самом акте не указан иной срок введения их в действие (часть 1 статьи 7 вышеуказанного Закона Республики Карелия).
    Оспариваемое постановление Председателя Правительства является нормативным актом, регулирующим отношения в процессе исполнения бюджета, не затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежит публикации в "Собрании Законодательства Республики Карелия". В постановлении установлен срок его действия (1 квартал 1998 года). Следовательно, постановление вступает в силу с 1 января 1998 года.
    Таким образом, Постановление Председателя Правительства от 31 декабря 1997 N 874 не противоречит положениям Закона "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Карелия и иных актов нормативного характера" и статьям 2 (часть 7), 72 Конституции Республики Карелия в части, касающейся порядка введения его в действие.
    3.В ситуации, когда 1997 бюджетный год заканчивался, Закон о бюджете на 1998 год не был принят, а законодатель устранился от регулирования бюджетных вопросов на период до его принятия. Председатель Правительства имел право в рамках действующего законодательства Республики Карелия и Российской Федерации принять решение, обеспечивающее дальнейшее функционирование бюджетной системы республики.
    Председателем Правительства Республики Карелия в целях непрерывности финансирования расходов из республиканского бюджета и обеспечения государственной поддержки местного самоуправления издано оспариваемое постановление, которое явилось актом государственного ответа на социальное ожидание, на потребность в регулировании указанных финансовых отношений.
    В соответствии с Законом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия" в редакции от 24.04.97 (часть 4 статьи 17) в случае непринятия бюджета в установленный срок Законодательным Собранием принимаются Законы "О финансировании расходов из республиканского бюджета на 1 квартал" и "О взаимоотношениях республиканского бюджета с бюджетами самоуправляющихся территорий Республики Карелия".
    В случае непринятия первого из указанных законов органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/12 планового объема расходов предыдущего года.
    Этому положению соответствует пункт 2 оспариваемого нормативного акта в части, устанавливающей финансирование из республиканского бюджета расходов ежемесячно в 1 квартале 1998 года в размере 1/12 планового объема расходов 1997 года.
    Кроме того, ряд положений пунктов 1.1 и 1.2 оспариваемого постановления соответствуют Законам Республики Карелия, устанавливающим распределение налоговых поступлений между республиканским и местными бюджетами на длительный (более 1 года) период, например, лесной доход, а также федеральному законодательству, устанавливающему размер отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации и самоуправляющихся территорий.
    В этой части постановление не противоречит федеральному и республиканскому законодательству, основания для признания его неконституционным отсутствуют.
    4.Однако Конституционный Суд считает, что признание правомерности решений Председателя Правительства, принятых вне рамок полномочий, установленных Конституцией Республики Карелия и законодательством, означало бы введение в конституционную практику Республики Карелия института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий, что может привести к нарушению принципа разделения властей (статья 4 Конституции Республики Карелия), других конституционных принципов и норм.
    Полномочия Председателя Правительства в области бюджетных правоотношений установлены статьей 68 Конституции Республики Карелия.
    Постановления и распоряжения Председателя Правительства не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Конституции и законам Республики Карелия (статьи 64, 72 Конституции Республики Карелия").
    Устанавливая Постановлением от 31 декабря 1997 года N 874 не предусмотренные законодательством нормативы зачисления доходов и налогов в 1 квартале 1998 года в бюджеты самоуправляющихся территорий и республиканский бюджет, образование Фонда поддержки местных бюджетов и доли из этого Фонда в виде бюджетных ссуд по оказанию финансовой помощи бюджетам городов, районов и Вепсской волости, указав в нем на необходимость учета дополнительных расходов, принятых к финансированию из республиканского бюджета и переданных из местных бюджетов с 1 января 1998 года, расходов на проведение выборов, расходов, предусмотренных Законами Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1997 год", Председатель Правительства вышел за пределы своих полномочий, установленных Конституцией и законами Республики Карелия.
    Таким образом, пункты 1 (в части положений, не основанных на законодательстве Российской Федерации и Республики Карелия), 2 (после слов "планового объема расходов 1997 года) и 3 оспариваемого нормативного акта противоречат статьям 4, 45, 57 пункт "з", 64, 68, 72 Конституции Республики Карелия, статье 17 (часть 4) Закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия".
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд
    1.Признать пункты 1 (в части положений, не основанных на законодательстве Российской Федерации и Республики Карелия), 2 (после слов "планового объема расходов 1997 года") и 3 Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1997 года N 874 "О порядке исполнения республиканского бюджета в 1 квартале 1998 года" не соответствующими статьям 4, 45, 57, (пункт "з"), 64, 68, 72 Конституции Республики Карелия.
    2.Пункты 1 (в части положений, не противоречащих федеральному и республиканскому законодательству), 2 (до слов "с учетом дополнительных расходов") и 4 признать соответствующими Конституции Республики Карелия.
    3.Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и не может быть пересмотрено иным судом.
    4.В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
    Конституционный Суд Республики Карелия