Российская Федерация
Постановление от 17 мая 2002 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Постановления Председателя Правительства Республики Карелия "Об утверждении Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия" от 12 января 2000 года N 8 и некоторых нормативных правовых положений указанных Временных правил рыболовства

Принято
Конституционным Судом Республики Карелия
17 мая 2002 года
    Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена, руководствуясь частью 2 статьи 68, частью 1 статьи 18 Конституции Республики Карелия, частью 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия Постановления Председателя Правительства Республики Карелия "Об утверждении Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия" от 12 января 2000 года N 8 и некоторых нормативных правовых положений указанных Временных правил рыболовства.
    Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство гражданина Баранова Ивана Николаевича.
    Заслушав сообщение судьи - докладчика П.А.Союнена, заявителя И.Н.Баранова, представителей Председателя Правительства Республики Карелия - консультантов отдела правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Л.М.Воронову, С.В.Чеус, а также начальника ихтиологической службы федерального государственного учреждения "Карельское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства" (ФГУ Карелрыбвод) В.В.Мандрикова, исследовав материалы дела, Конституционный Суд
    1.Гражданин Баранов И.Н. оспаривает конституционность Постановления Председателя Правительства Республики Карелия "Об утверждении Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия" от 12 января 2000 года N 8, а также пункта 2 раздела 1, подпункта 9.27 пункта 9 раздела 3 и подпункта 31.6 пункта 31 раздела 9 Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия (опубликованы в сборнике Собрание законодательства Республики Карелия, 2000, N 1, статья 60).
    По мнению заявителя, возложение на Карельское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства и его территориальные подразделения (органы рыбоохраны) подготовки изменений и дополнений в настоящие Правила, разработки новых Правил рыболовства, выдачи лицензий на право лова рыбы, добычу других водных биоресурсов пунктом 2 раздела 1 рассматриваемых Правил не соответствует федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.
    Подпунктом 9.27 пункта 9 раздела 3 Временных правил рыболовства установлен запрет на проведение рубок главного пользования в водоохранных зонах.
    Заявитель считает, что данный запрет противоречит статьям 56, 114 (части 3) Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым в водоохранных зонах проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния лесов, усиление природоохранных функций этих лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев.
    Подпунктом 31.6 пункта 31 раздела 9 Временных правил рыболовства предписывается направлять суммы, поступающие от штрафов, реализации изъятой рыбы, орудий лова, конфискованных транспортных средств, а также суммы за ущерб, причиненный добычей или уничтожением ценных видов рыб и других водных животных, на специальные банковские счета органа рыбоохраны и использовать целевым назначением на проведение мероприятий по охране и воспроизводству водных биоресурсов, научно - исследовательскую деятельность и поощрение сотрудников органов рыбоохраны.
    Заявитель полагает, что данные правовые предписания противоречат статье 52 Федерального закона "О животном мире", согласно которой суммы, поступающие от штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также статье 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, суммы, поступающие от штрафов, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    В обращении заявителя также ставится вопрос о том, что Председателем Правительства Республики Карелия не урегулированы права карелов, как представителей коренного малочисленного народа, на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетное пользование животным миром, а необходимость такого регулирования, по его мнению, вытекает из статей 48, 49 Федерального закона "О животном мире".
    С учетом изложенного, заявитель считает, что Постановление Председателя Правительства Республики Карелия "Об утверждении Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия", пункт 2 раздела 1, подпункт 9.27 пункта 9 раздела 3, подпункт 31.6 пункта 31 раздела 9 Временных правил рыболовства, а также неурегулированность Председателем Правительства Республики Карелия прав карелов, как представителей коренного малочисленного народа, на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетное пользование животным миром противоречат статье 7 Конституции Республики Карелия .
    Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного постановления не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.
    2.Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 пункты "в", "д" Конституции Российской Федерации).
    В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
    Субъекты Российской Федерации до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, вправе осуществлять собственное опережающее правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации").
    Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания регулируются Федеральным законом "О животном мире", в соответствии с которым вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 4).
    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации этот закон относит: принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны и использования животного мира; установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции; предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъекта Российской Федерации; обеспечение прав коренного населения на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части традиционных способов использования объектов животного мира (статья 6).
    Федеральным законом "О животном мире" рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, отнесено к одному из видов пользования животным миром. Статьей 42 закона предусмотрено, что отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
    Таким образом, субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Карелия, вправе регулировать эти вопросы, принимая законы и иные нормативные правовые акты.
    В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" Законодательное Собрание Республики Карелия Постановлением "О правилах рыболовства в водоемах Республики Карелия" от 9 декабря 1999 года N 159-II ЗС предложило Председателю Правительства Республики Карелия утвердить Временные правила рыболовства в водоемах Республики Карелия.
    Таким образом, Председатель Правительства в рамках предоставленных ему полномочий вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны и использования животного мира, в том числе и рассматриваемый нормативный правовой акт.
    3.Пункт 2 Временных правил рыболовства в Республике Карелия определяет задачи и функции органов рыбоохраны.
    На момент принятия оспариваемого постановления Карельское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства являлось самостоятельным территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России), имело статус федерального специального уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания и выполняло функции и задачи, предусмотренные пунктом 2 Временных правил рыболовства в Республике Карелия (Положение о Карельском бассейновом управлении по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, утвержденное приказом Минсельхозпрода России от 15 апреля 1998 года N 209).
    В настоящее время в соответствии с Положением, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России) от 9 августа 2001 года N 251, Карелрыбвод находится в ведении Госкомрыболовства России и осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) на водных объектах Республики Карелия, несет ответственность за состояние, сохранение и обеспечение рационального, неистощительного использования водных биологических ресурсов на подконтрольных территориях, то есть выполняет функции и полномочия, перечисленные в пункте 2 оспариваемого постановления Председателя Правительства Республики Карелия.
    Следовательно, нормативные предписания пункта 2 Временных правил рыболовства соответствуют Конституции Республики Карелия.
    4.Подпункт 9.27 пункта 9 раздела 3 Временных правил рыболовства запрещает всем пользователям водными биоресурсами проведение рубок главного пользования в водоохранных зонах.
    Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
    Водоохранные зоны водных объектов в Лесном кодексе Российской Федерации не определены. В то же время согласно статье 113 Водного кодекса Российской Федерации в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещено. Разрешено проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
    Запрет на проведение рубок главного пользования в пределах водоохранных зон установлен и пунктом 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404.
    Следовательно, подпункт 9.27 пункта 9 оспариваемого постановления также не противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.
    5.Система платежей за пользование животным миром включает в себя: плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
    В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы, поступающие от штрафов, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации .
    Федеральным законом "О животном мире" предусмотрено, что суммы, поступающие от штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации (статья 52).
    Таким образом, подпункт 31.6 пункта 6 Временных правил рыболовства в оспариваемой редакции постановления Председателя Правительства Республики Карелия противоречил федеральному законодательству и не соответствовал части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия.
    Однако Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 5 апреля 2002 года N 81, опубликованным в газете "Карелия" 23 апреля 2002 года, в подпункте 31.6 пункта 31 раздела 9 Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия, утвержденных Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 12 января 2000 года N 8, слова "поступают на специальные банковские счета органа рыбоохраны и используются целевым назначением на проведение мероприятий по охране и воспроизводству водных биоресурсов, научно - исследовательскую деятельность и поощрение сотрудников рыбоохраны" заменены словами "зачисляются в соответствующие бюджеты согласно действующему законодательству".
    Тем самым правовые предписания подпункта 31.6 пункта 31 раздела 9 Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства и Конституции Республики Карелия.
    6.Отнесение к ведению Российской Федерации регулирования и защиты прав национальных меньшинств обусловлено необходимостью особого внимания к ним, поскольку национальные меньшинства проживают среди инонационального большинства.
    Конституция Российской Федерации (статья 69) установила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, то есть наделила коренные малочисленные народы особым статусом.
    Защита прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункты "б" и "м").
    Общие направления, по которым государства призваны осуществлять защиту национальных меньшинств, в том числе и содействие созданию условий для сохранения и развития культуры и сохранению религии, языка и традиций, указаны в Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы 1 февраля 1995 года.
    Защита национальных меньшинств, как правило, сопровождается предоставлением им дополнительных прав и гарантий. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением по делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А.Аветяна от 3 мая 1995 года N 4-П признал, что равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем.
    Согласно Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Закон устанавливает правомочия как федеральных, так и региональных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов (статьи 5, 6).
    Особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 Федерального закона "О животном мире", наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром.
    Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах охраны и использования животного мира в Республике Карелия" относит к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия в области охраны и использования животного мира, в том числе и обеспечение прав коренного населения на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части охраны окружающей природной среды, традиционного образа жизни, а также традиционных способов использования объектов животного мира.
    Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определяет традиционный образ жизни малочисленных народов как исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований (пункт 2 статьи 1); исконную среду обитания - как исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (пункт 3 статьи 1).
    Среда обитания и образ жизни объявляются охраняемыми государством ценностями. Эта позиция согласуется с нормами международного права, регулирующими эту сферу общественных отношений. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года) призывает договаривающиеся стороны обеспечить сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни (статья 8). Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года) нацеливает государства признавать и поддерживать самобытность коренного населения, его культуру и интересы (принцип 22). Такой подход обусловлен своеобразием данных этнических общностей: малочисленностью и, следовательно, большей уязвимостью при сохранении традиционного уклада жизни; особой связью с землей (средой обитания), которая для них, живущих рыболовством, охотой, оленеводством, собирательством, образует материальную и духовную основу жизнедеятельности.
    Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255.
    Этим постановлением карелы не отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации, поэтому постановка заявителем по настоящему делу вопроса о нереализованной Председателем Правительства Республики Карелия компетенции в части урегулирования прав карелов на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетное пользование животным миром в соответствии со статьями 48, 49 Федерального закона "О животном мире" является необоснованной.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 31, 33, статьей 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд
    1.Признать Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 12 января 2000 года N 8 "Об утверждении Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия" соответствующим Конституции Республики Карелия.
    2.Пункт 2, подпункт 9.27 пункта 9 раздела 3, подпункт 31.6 пункта 31 раздела 9 Временных правил рыболовства в водоемах Республики Карелия признать соответствующими Конституции Республики Карелия.
    3.Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
    4.В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
    Конституционный Суд Республики Карелия