Российская Федерация
Постановление от 11 декабря 2001 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и Постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" от 20 апреля 2001 года N 147 ПР

Принято
Конституционным Судом Республики Карелия
11 декабря 2001 года
    Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена, руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия положений статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и Постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" от 20 апреля 2001 года N 147 ПР.
    Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Карельской республиканской общественно - политической организации "Обманутые вкладчики".
    Заслушав представителей сторон:
    от Карельской республиканской общественно - политической организации "Обманутые вкладчики" - М.Н.Андрееву;
    от Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата А.П.Лукина;
    от Председателя Правительства Республики Карелия - заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Л.А.Завьялову;
    а также начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Т.П.Игнатьеву и заместителя начальника А.Н.Рехлова, президента Нотариальной палаты Республики Карелия Т.А.Ханнанову, суд
    1.Закон Республики Карелия "О нотариате" N 65-ЗРК принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 6 июля 1995 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 20 июля 1995 года и опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия 1995 год, N 9(12) статья 932. Законом Республики Карелия N 529-ЗРК от 1 октября 2001 года, опубликованном в газете "Карелия" N 111 от 6 октября 2001 года, в него внесены изменения и дополнения.
    Постановление Палаты Республики "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" от 20 апреля 2001 года N 147 ПР опубликовано в Собрании законодательства Республики Карелия 2001 год, N 4, статья 485.
    В соответствии со статьей 102 рассматриваемого закона в случае непринятия Министерством юстиции и Нотариальной палатой Республики Карелия согласованного решения по вопросам, отнесенным статьями 3, 13, 16, 17, 19, 32 настоящего закона к их совместной компетенции, окончательное решение принимает Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.
    Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия N 147 ПР от 20 апреля 2001 года в связи с непринятием согласованного решения Министерством юстиции Республики Карелия и Нотариальной палатой определено общее количество должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия и их распределение по нотариальным округам.
    По мнению заявителя, статья 58 Конституции Республики Карелия, определяющая предметы ведения Палаты Республики, не наделяет ее полномочиями по разрешению разногласий между органами юстиции и Нотариальной палатой Республики Карелия. По этим основаниям статья 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и принятое в соответствии с этой нормой Постановление Палаты Республики "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" не соответствуют Конституции Республики Карелия.
    Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного постановления исходит из предмета, указанного в обращении. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
    2.В соответствии с Конституцией Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "л" части 1 статьи 72).
    В настоящее время деятельность нотариата на территории республики регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года и Законом Республики Карелия "О нотариате" в редакции от 1 октября 2001 года.
    Основы содержат целый ряд вопросов разрешаемых совместно органами юстиции и нотариальными палатами. В том числе и об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (часть вторая статьи 12).
    Однако наряду с этим Основы не содержат механизма урегулирования возможных разногласий между органами юстиции и нотариальными палатами при принятии согласованных решений. Отсутствие этого механизма на практике приводит к ситуациям, когда процесс принятия ими согласованного решения и само право на принятие решения при наличии разногласий оказываются заблокированными. Это в свою очередь приводит к нарушению прав лиц, заинтересованных в занятии нотариальной деятельностью, дефициту нотариальных услуг, нарушениям прав граждан на получение данного вида юридических услуг.
    Отмечая это, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 15-П от 19 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате указал, что проблема обеспечения соответствующего законодательного регулирования должна быть решена законодателем.
    Между тем федеральным законодателем до настоящего времени этот вопрос не урегулирован.
    Для выхода из таких ситуаций в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации положения частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 12 Федерального Закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривают право субъекта Российской Федерации в опережающем порядке осуществить собственное правовое регулирование.
    После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом.
    3.По смыслу Основ законодательства о нотариате необходимость принятия органами юстиции и нотариальными палатами согласованных решений в случаях, предусмотренных законодательством о нотариате, является одновременно обязанностью и правом только этих органов.
    Исходя из названия и редакции статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате", законодатель республики, предприняв данное регулирование, имел целью разработать механизм устранения разногласий между министерством юстиции и нотариальной палатой. Однако содержание данной нормы свидетельствует о том, что он фактически возложил на себя полномочие по принятию окончательных решений по вопросам, предусмотренным статьями 3, 13, 16, 17, 19, 32 Закона Республики Карелия "О нотариате".
    В соответствии с положениями статьи 6 Конституции Республики Карелия в редакции от 23 марта 2001 года это означает, что Постановление Палаты Республики не может быть никем отменено или изменено, кроме самой Палаты Республики или суда.
    Такое регулирование противоречит Основам законодательства о нотариате, так как оно направлено на ограничение права органов юстиции и нотариальных палат принять по этим вопросам согласованное решение и поэтому не соответствует статьям 5, 6, 7 Конституции Республики Карелия.
    4.Постановление Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия N 147 ПР от 20 апреля 2001 является неконституционным по основаниям, изложенным в пункте 3 мотивировочной части настоящего постановления, поскольку вынесено в соответствии с нормой закона, противоречащей Конституции Республики Карелия.
    Суд считает необходимым также отметить, что в целях обеспечения определенного баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти полномочия Палаты Республики по принятию решений публично - правового характера исчерпывающим образом установлены Конституцией Республики Карелия. Это правило является одним из элементов системы "сдержек и противовесов", обеспечивающей функционирование органов государственной власти в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей.
    Решение, регулирующее вопросы деятельности нотариата, могло быть принято Палатой Республики лишь в рамках ее полномочий, предусмотренных пунктом "г" статьи 58 Конституции Республики Карелия и только в форме закона.
    Принятие закона осуществляется в особой процедуре, предусматривающей промульгацию закона Председателем Правительства республики, что обеспечивает баланс властей в сфере законотворчества.
    Между тем оспариваемое решение принято в форме постановления, что не согласуется с установлениями статьи 6 Конституции Республики Карелия в редакции от 23 марта 2001 года, статей 58, 61, 62 Конституции Республики Карелия в редакции от 26 июня 1998 года.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 23, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд
    постановил
    1.Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия (ее статьям 5, 6, 7 в редакции от 23 марта 2001 года) положения статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате".
    2.Признать не соответствующим Конституции Республики Карелия (ее статье 6 в редакции от 23 марта 2001 года, статьям 58, 61, 62 в редакции от 26 июня 1998 года) Постановление Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия N 147 ПР от 20 апреля 2001 года "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия".
    3.Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального Конституционного Закона "О судебной системе в Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
    4.В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
    Конституционный Суд Республики Карелия