Российская Федерация
Постановление от 23 апреля 1998 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия "О внесении дополнений в Закон Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" N 272-ЗРК от 10 марта 1998 года

Принято
Конституционным Судом Республики Карелия
23 апреля 1998 года
    Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего О.Б.Переплеснина, судей А.И.Киннера, П.А.Союнена, В.В.Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Карелия "О внесении дополнений в Закон Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" N 272-ЗРК от 10 марта 1998 года.
    Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства Администрации города Петрозаводска и Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности вышеназванного Закона Республики Карелия.
    Заслушав Председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия депутата Пивненко В.Н.; представителей Администрации города Петрозаводска - начальника юридического отдела Администрации города Игнатьеву Т.П. и юриста - консультанта городского Совета Хотину Л.Н.; представителя Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия депутата Гошкиева М.А., а также заместителя Представителя Председателя Правительства Республики Карелия в Законодательном Собрании Андреева А.П.; старшего помощника Прокурора Республики Карелия Кордюкову Т.Н.; Председателя Правления Ассоциации местного самоуправления Республики Карелия Ковшова С.С., исследовав материалы дела, Конституционный Суд
    1.13 февраля 1998 года Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия принят Закон "О внесении дополнений в Закон Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия", 10 марта 1998 года в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Карелия Закон подписан Председателем Палаты Республики Законодательного Собрания и опубликован в газете "Карелия" 13 марта 1998 года.
    Принятый Палатой Республики Закон дополняет статью 1 Закона Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" частью 4, в соответствии с которой "депутатами Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия не могут быть: судьи, прокуроры, Председатель Правительства Республики Карелия, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (в том числе главы местного самоуправления), государственные и муниципальные служащие". Часть 1 статьи 6 дополнена положением, в соответствии с которым депутат Палаты Республики, работая на постоянной основе, не может находиться на муниципальной службе.
    Закон вступил в силу с момента его опубликования, то есть с 13 марта 1998 года (статья 2).
    2.По мнению ходатайствующих сторон, данным Законом необоснованно ограничиваются права граждан, которые могут быть избраны депутатами Палаты Представителей (пассивное избирательное право), а также право граждан избирать (активное избирательное право).
    Администрация города Петрозаводска полагает, что Палата Республики не вправе самостоятельно принимать законы, регулирующие вопросы выборов в органы государственной власти, так как, в силу требований Конституции Республики Карелия, это является исключительной компетенцией Палаты Представителей. Кроме того, порядок введения Закона в действие противоречит положениям Конституции Республики Карелия, касающимся принципа народовластия.
    Палата Представителей также считает, что, поскольку условия, при которых граждане могут стать депутатами Палаты Представителей, определены Конституцией Республики Карелия, Палата Республики не вправе принимать решения, связанные с изменением этих условий.
    Ходатайствующие стороны просят признать оспариваемый Закон не соответствующим статьям 2, 41, 48, 50, 51, 57 и 58 Конституции Республики Карелия.
    Исходя из смысла статьи 39 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", предметом рассмотрения в Конституционном Суде могут быть только те положения нормативного акта, конституционность которых оспаривается заявителями.
    В настоящем деле по существу ставится вопрос о конституционности положения пункта 1 статьи 1 и статьи 2 оспариваемого Закона, касающихся ограничений, связанных со статусом депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания, и порядка введения этого Закона в действие. Содержание же пункта 2 статьи 1 Закона, который конкретизирует перечень ограничений в отношении депутатов Палаты Республики, фактически заявителями в Суде не оспаривается.
    В ходе судебного заседания ходатайствующие стороны отказались от своих требований о проверке конституционности пункта 2 статьи 1 оспариваемого Закона.
    Суд находит возможным принять отказ ходатайствующих сторон от своих требований в этой части и производство по делу прекратить.
    Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения статей 1 (пункт 1) и 2 оспариваемого Закона.
    В этой части ходатайства являются допустимыми.
    Конституционный суд при принятии данного Постановления не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
    3.В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Карелия граждане Республики Карелия пользуются всеми правами и свободами человека и гражданина, предоставленными общепризнанными международными нормами и гарантированными Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.
    Выборы государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией и законами Республики Карелия, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (часть 2 статьи 3 Конституции Республики Карелия).
    Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 32) закрепляет право граждан быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления. То есть любой из граждан (за исключением упомянутых в части 3 статьи 32) может баллотироваться и в органы государственной власти, и в органы местного самоуправления, причем независимо от того, является ли он в данный момент депутатом того или иного выборного органа. Отношения, связанные с возможностью совмещать обязанности в представительных органах государственной власти и органах местного самоуправления, иных органах власти, указанной конституционной нормой не регулируются. Это - специальный элемент статуса выборного лица (депутата), который регламентируется особо.
    Нормы о несовместимости статуса депутата с должностным положением, деятельностью в государственных и иных органах распространяются на кандидатов, избранных депутатами и реализовавших свои избирательные права в полном объеме.
    Таким образом, ограничения, связанные со статусом депутата, не могут ущемлять ни активного, ни пассивного избирательных прав граждан.
    4.Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).
    Ограничения, связанные со статусом депутата Законодательного Собрания Республики Карелия, являются частью отношений, касающихся организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.
    Республика Карелия как субъект Российской Федерации в соответствии с Конституцией Республики Карелия вправе вводить ограничения, связанные со статусом депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, в том числе касающиеся возможности совмещать исполнение обязанностей депутата Законодательного Собрания со статусом выборного должностного лица или депутата представительного органа местного самоуправления.
    Ограничения статуса депутата могут устанавливаться Конституцией Республики или текущим законодательством в зависимости от того, как вопрос ограничений урегулирован положениями Основного Закона, насколько эти положения допускают расширение перечня имеющихся ограничений.
    Круг лиц, которые могут осуществлять полномочия депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, исчерпывающе определен частью 3 статьи 48 Конституции Республики Карелия. Другие статьи Конституции не содержат каких-либо ограничений, связанных с правом гражданина быть депутатом Палаты Представителей.
    Конституция Республики Карелия, определяя пределы полномочий органов законодательной власти (статьи 4, 51, 57, 58 Конституции РК), не предусматривает право устанавливать дополнительные ограничения, связанные со статусом депутата Палаты Представителей, текущим законодательством.
    Вместе с тем Конституция Республики Карелия (статьи 49, 77, 92) регламентирует статусные ограничения в отношении депутатов Палаты Республики, Председателя Правительства и других руководителей органов исполнительной власти, судей, что также свидетельствует о допустимости регулирования такого же рода ограничений статуса депутата Палаты Представителей только Конституцией Республики Карелия.
    Конституция является учредительным актом высшей юридической силы по отношению к иным правовым актам, принимаемым в Республике Карелия.
    Система органов государственной власти, установленная Конституцией Республики Карелия, является в соответствии со статьей 3 Конституции выражением власти народа. Исходя из верховенства Конституции Республики Карелия над иными республиканскими законодательными актами, правовое регулирование изменений как собственно системы органов государственной власти, так и ограничений, связанных со статусом депутатов как носителей власти народа, допустимо лишь на уровне конституционных норм.
    Таким образом, Палата Республики, установив оспариваемыми положениями Закона (пункт 1 часть 1) ограничения, связанные со статусом депутата Палаты Представителей, превысила пределы своих полномочий, чем нарушила статьи 4 (часть 2), 48 (часть 3), 51, 57, 58 Конституции Республики Карелия.
    5.С учетом принятого Конституционным Судом Республики Карелия решения о неконституционности пункта 1 статьи 1 оспариваемого Закона, положения статьи 2 о порядке вступления в силу Закона имеют отношение только к пункту 2 статьи 1 данного Закона, который конкретизирует норму статьи 49 части 2 Конституции Республики Карелия.
    В этой связи установленный порядок вступления в силу положения пункта 2 статьи 1 Закона о запрете депутату Палаты Республики быть муниципальным служащим соответствует Конституции Республики Карелия.
    На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд
    1.Признать пункт 1 статьи 1 Закона Республики Карелия "О внесении дополнений в Закон Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия", от 10 марта 1998 года не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 4 (часть 2), 48 (часть 3), 51, 57, 58.
    2.Признать статью 2 названного Закона соответствующей Конституции Республики Карелия.
    3.Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
    4.В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
    Конституционный Суд Республики Карелия