Российская Федерация
Постановление от 14 января 1999 года

По делу о проверке конституционности части третьей статьи 11 и пункта 18 статьи 34 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" в связи с жалобами граждан И.К.Гаджимагомедова и И.Н.Набиева

Принято
Конституционным Судом Республики Дагестан
14 января 1999 года
    Конституционный Суд Республики Дагестан в составе председательствующего С.Т.Гаджимагомедова и судей Р.М.Акутаева, С.К.Давудова, О.Г.Шапиевой.
    С участием граждан И.К.Гаджимагомедова и И.Н.Набиева, обратившихся с жалобами в Конституционный Суд Республики Дагестан и представителей гражданина И.Н.Набиева - А.М.Алиева и Г.Н.Гасанова:
    представителя стороны, принявшей оспариваемый акт, Т.С.Кузнецовой - заведующей государственно - правовым отделом Народного Собрания Республики Дагестан;
    представителей Государственного Совета Республики Дагестан М.Х.Халитова - начальника Правового управления Государственного Совета Республики Дагестан, М.Д.Омарова - советника Председателя Государственного Совета Республики Дагестан;
    представителя Верховного Суда Республики Дагестан И.М.Мамаева - и.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Дагестан,
    руководствуясь статьей 113 (часть 4) Конституции Республики Дагестан, частями третьей и седьмой статьи 3, статьями 31 и 32 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части третьей статьи 11 и пункта 18 статьи 34 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления".
    Поводом к рассмотрению дела явились индивидуальные жалобы граждан И.К.Гаджимагомедова и И.Н.Набиева на нарушение их конституционных избирательных прав частью третьей статьи 11 и пунктом 18 статьи 34 названного Закона Республики Дагестан.
    Поскольку жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Дагестан в соответствии с частью пятой статьи 39 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан" соединил дела по этим жалобам в одном производстве.
    Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Дагестан оспариваемые нормы, предусматривающие возможность образовывать национально - территориальные избирательные округа и не допускающие регистрацию в них представителей другой национальности.
    Заслушав сообщение судьи - докладчика Р.М.Акутаева, объяснение представителей сторон, выступления свидетелей, исследовав имеющиеся документы и иные материала, Конституционный Суд Республики Дагестан
    1.В апреле 1998 года граждане И.К.Гаджимагомедов и И.Н.Набиев обратились с просьбой об их регистрации в качестве кандидатов в депутаты Махачкалинского городского собрания соответственно в окружные избирательные комиссии N 44 и N 13. Избирательные комиссии отказали им в регистрации, сославшись на пункт 18 статьи 34 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", в соответствии с которым в национально - территориальных округах не допускается регистрация представителей другой национальности. Считая такой отказ незаконным, И.К.Гаджимагомедов и И.Н.Набиев обратились с жалобами соответственно в Ленинский и Советский районные суды г. Махачкалы.
    Однако на основании части третьей статьи 11 и пункта 18 статьи 34 названного Закона Республики Дагестан в удовлетворении жалоб заявителям было отказано. В последующем И.К.Гаджимагомедов обратился с кассационной жалобой на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы в Верховный Суд Республики Дагестан, который своим определением решение районного суда оставил без изменения. Неудовлетворены и надзорные жалобы И.К.Гаджимагомедова, с которыми он обращался в Верховный Суд Республики Дагестан и в Прокуратуру Республики Дагестан. Президиум Верховного Суда Республики Дагестан также оставил без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по жалобе И.К.Гаджимагомедова.
    Полагая, что окружными избирательными комиссиями и судами общей юрисдикции применены нормы, нарушающие их конституционное право быть избранными в представительные органы местного самоуправления и противоречащие Конституции Республики Дагестан, ее статьям 19 и 32 (часть 2), И.К.Гаджимагомедов и И.Н.Набиев обратились в Конституционный Суд Республики Дагестан с жалобами о проверке конституционности части третьей статьи 11 и пункта 18 статьи 34 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления".
    Конституционный Суд Республики Дагестан при рассмотрении данного дела, руководствуясь частью седьмой статьи 3 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан", воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, не входит в оценку законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции, вынесенных в отношении заявителей, а рассматривает вопрос о соответствии Конституции Республики Дагестан оспариваемых заявителями положений закона.
    2.Согласно части третьей статьи 11 и пункту 18 статьи 34 Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" в целях обеспечения представительства народов, проживающих на территории муниципального образования, могут быть образованы национально - территориальные округа. При этом количество национально - территориальных округов не может соответствовать общему числу избирательных округов в муниципальных образованиях. В национально - территориальных округах не допускается регистрация представителей другой национальности.
    Содержание приведенных норм закона и практики проведения выборов в представительные органы местного самоуправления свидетельствуют о том, что образование национально - территориальных округов имеет своей целью обеспечить представительство в органах местного самоуправления народов, проживающих на территории муниципального образования, в том числе и представителей национальных меньшинств (малочисленных народностей Дагестана), что было подтверждено в ходе судебного заседания.
    Конституцией Российской Федерации (статья 72, пункт "б" части I) защита прав национальных меньшинств отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации). Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать свои нормативные правовые акты, направленные на защиту прав национальных меньшинств.
    Из содержания статей 1 , 2 , 4 и 5 Конституции Республики Дагестан в их взаимосвязи следует, что принцип равноправия народов Дагестана относится к основам конституционного строя Республики Дагестан. Поскольку никакие другие положения Конституции Республики Дагестан не могут противоречить основам конституционного строя, законодатель обязан гарантии равенства избирательных прав граждан согласовывать с принципом равноправия народов Дагестана, что не исключает возможность ограничения избирательных прав граждан, если это связано с реализацией принципа равноправия народов Дагестана, защитой прав национальных меньшинств. Ограничение, связанное с образованием национально - территориальных избирательных округов, не приводит к лишению права граждан быть избранными в представительные органы местного самоуправления по общим избирательным округам и национально - территориальным избирательным округам, соответствующим их национальности.
    Такой вывод согласуется также с содержанием статьи 4 Рамочной конвенции и защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года (ратифицирована Федеральным законом от 18 июня 1998 года), в которой предусмотрены обязательства сторон принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к основной группе населения. В связи с этим стороны должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (пункт 2 статьи 4). Меры, принимаемые в соответствии с положениями пункта 2, не рассматриваются как акт дискриминации (пункт 3 статьи 4). Аналогичные нормы содержатся и в ряде других международно - правовых актов.
    Конституционный Суд Республики Дагестан, рассматривая данное дело, руководствуется положениями Конституции Республики Дагестан ( статья 5 , часть I) и Конституции Российской федерации (статья 69), гарантирующими права коренных народов и национальных меньшинств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
    Системный анализ ряда положений главы I и статьями 8, 123, 124 Конституции Республики Дагестан свидетельствуют о том, что принципом представительства всех народов в законодательном органе Республики Дагестан также необходимо руководствоваться и при формировании органов местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. При этом в соответствии с Конституцией Республики Дагестан (статья 72, часть 2; статья 123, часть 3) порядок избрания депутатов и механизм обеспечения представительства народов Дагестана в Народном Собрании Республики Дагестан и в органах местного самоуправления определяются законом.
    Народное Собрание Республики Дагестан - представительный и законодательный орган государственной власти Республики Дагестан, руководствуясь указанными нормами Конституции Республики Дагестан, в пределах своих полномочий приняло Закон Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" и Закон Республики Дагестан от 30 ноября 1998 года "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан". Вместе с тем, Конституционный Суд считает что предусмотренные этими законами механизм и критерии обеспечения представительства народов Дагестана и образования национально - территориальных избирательных округов требуют дальнейшего законодательного совершенствования.
    Конституционный Суд Республики Дагестан в соответствии с частью второй статьи 4 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" при рассмотрении данного дела учитывает тот факт, что нормы об образовании национально - территориальных округов, содержащиеся в республиканском законе от 24 марта 1998 года, воспроизведены и в Законе Республики Дагестан от 30 ноября 1998 года "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан". Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда Республики Дагестан по настоящему делу распространяется и на Закон Республики Дагестан от 30 ноября 1998 года в части, касающейся возможности образования национально - территориальных избирательных округов.
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 4, частями первой и третьей статьи 57, статьями 58 - 60 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан
    1.Признать положения части третьей статьи 11 и пункта 18 статьи 34 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", предусматривающие возможность образования национально - территориальных округов и не допускающие регистрацию в них представителей другой национальности, не противоречащими Конституции Республики Дагестан.
    2.В соответствии с частью второй статьи 4 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан" положение пункта 1 резолютивной части настоящего Постановления распространяется на Закон Республики Дагестан от 30 ноября 1998 года "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" в части, касающейся образования национально - территориальных избирательных округов и регистрации в них представителей соответствующей национальности (пункт 2 статьи 11 и пункт 18 статьи 31 Закона).
    3.Согласно части первой статьи 64 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
    4.Согласно статье 63 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Республики Дагестан", газете "Дагестанская правда", иных официальных изданиях государственной власти Республики Дагестан.
    Председатель Конституционного Суда
    Республики Дагестан
    С.ГАДЖИМАГОМЕДОВ
    Судья-секретарь Конституционного Суда
    Республики Дагестан
    О.ШАПИЕВА