Российская Федерация
Постановление от 25 ноября 1998 года

По делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления»

Принято
Конституционным Судом Республики Дагестан
25 ноября 1998 года
    Конституционный Суд Республики Дагестан в составе председателя суда С.Т.Гаджимагомедова, заместителя председателя С.К.Давудова, судьи-секретаря О.Г.Шапиевой и судьи Р.М.Акутаева
    с участием стороны, направившей запрос в Конституционный Суд, - депутатов народного Собрания Республики Дагестан А.Г.Гамзатова, М.-П.Н.Махачева и их представителя А.Р.Мусаева, представителя стороны, принявшей оспариваемый закон, - заведующего Государственно - правовым отделом Народного Собрания Республики Дагестан Т.С.Кузнецовой, представителя Государственного Совета Республики Дагестан - начальника Правового управления М.Д.Омарова, первого заместителя прокурора Республики Дагестан М.А.Абдулхаликова, заместителя председателя Арбитражного Суда Республики Дагестан Э.А.Гасанова,
    руководствуясь статьей 113 Конституции Республики Дагестан, статьями 3, 4, 31, 32, 43, 46 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан",
    рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан от 24 марта 1998 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления".
    Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутатов Народного Собрании Республики Дагестан А.Г.Гамзатова, М.Г.Гаджиева, М.-П.Н.Махачева о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона РД "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления".
    Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названная норма закона по своему содержанию Конституции Республики Дагестан.
    Заслушав сообщение судьи - докладчика С.К.Давудова, объяснения представителей сторон, выступления начальника Правового управления Государственного Совета Республики Дагестан М.Д.Омарова, первого заместителя прокурора Республики Дагестан Н.А.Абдулхаликова, заместителя председателя Арбитражного Суда Республики Дагестан Э.А.Гасанова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Дагестан
    1.В запросе депутатов Народного Собрание Республики Дагестан М.Г. Гаджиева, А. М. Гамзатова, М.-П. Н. Махачева оспаривается конституционность положений абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" а том, что депутатом представительного органа местного самоуправлении не может быть избрано лицо, осужденное за особо тяжкое или умышленное тяжкое преступление.
    По мнению заявителей, в статье 32 Конституции Республики Дагестан дан исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане не имеют право избирать и быть избранными. Погашение или снятие судимости, согласно части 6 статьи 86 УК РФ, аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В связи с чем они просят Конституционный Суд Республики Дагестан проверить соответствие Конституции Республики Дагестан содержания абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" и признать его неконституционным.
    2.Конституция Российской Федерации (статья 2) и Конституция Республики Дагестан ( статья 3) провозглашают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
    Признавая и гарантируя права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституции Российской Федерации часть 2 статьи 19 и Конституции Республики Дагестан (часть 1 статьи 19) гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, место жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
    Принцип равенства в полной мере относится и к регулированию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина относит к ведению Российской Федерации, в защиту их - как к ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "в" статьи 71, пункт "б" части 1 статьи 72).
    Конституционное регулирование права граждан избирать и быть избранными нашло свое отражение в статье 32 Конституции Российской Федерации. Данная статья, провозглашая права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2), а то же время предусматривает два основания лишения избирательного права граждан. "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. а также содержащиеся в местах лишения, свободы по приговору суда" (часть 3).
    Основные гарантии избирательных прав граждан на федеральном уровне установлены Федеральным законом от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В части 2 статьи 1 данного Федерального закона указано, что настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В части 7 этой же статьи предусматривается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативно - правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативно - правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Аналогичное положение содержится также в статье 65 Конституции Республики Дагестан, где сказано: "Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ведения Российской Федерации федеральные законы РФ имеют прямое действие на территории Республики Дагестан". Конституция Республики Дагестан ( статья 32) в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 32) гарантирует гражданам Республики Дагестан право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2). В то же время данной статьей лишены права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3). Ограничения избирательного права граждан Республики Дагестан, предусмотренные частью 3 статьи 32 Конституции Республики Дагестан, соответствуют ограничениям, установленным Конституцией Российской Федерации. Следовательно, в силу верховенства Конституции Российской Федерации, прямого и непосредственного действия федеральных законов на территории всей Российской Федерации расширение этих ограничений - исключительная компетенция федеральной власти. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить указанной норме Конституции Российской Федерации.
    Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в исключительных случаях, а соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Возможность ограничения прав и свобод человека федеральным конституционным законом также предусмотрена в условиях чрезвычайного положения статьей 56 Конституции Российской федерации. В статье 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наряду с ограничениями, указанными в части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации, предусмотрен и ряд других ограничений, связанных с условиями приобретения гражданами активного и пассивного избирательного права.
    Конституция Республики Дагестан (часть 2 статьи 19) также допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в порядке, установленном Конституцией Республики Дагестан и законом, принятым исключительно в целях защиты конституционного строя Республики Дагестан, общественной морали, прав и свобод других людей, обеспечения безопасности республики. Данное положение Конституции Республики Дагестан предусматривает возможность республики регулировать права и свободы человека и гражданина собственным законодательством, если такое право будет закреплено за субъектами Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральным законом или договором между Российской Федерацией и Республикой Дагестан. Таким образом, Республика Дагестан, как субъект Российской Федерации, не вправе произвольно принимать собственные законы, ограничивающие права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 32), Конституция Республики Дагестан (часть 3 статьи 32), федеральный закон от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не предусматривают какие-либо ограничения избирательного права граждан в зависимости от категорий и видов преступлений, наличия судимости, ее погашения или снятия.
    Поэтому Суд считает, что законодательный орган Республики Дагестан, предусмотрев в абзаце 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" дополнительные основания ограничения избирательных прав граждан Республики Дагестан, не только вышел за пределы тех оснований, которые установлены Конституцией Российской Федерации (статья 32 часть 3) и Конституцией Республики Дагестан (статья 32 часть 3), но и превысил свои полномочия с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан.
    Таким образом, содержание абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" противоречит статьям 19, 32, 64 (часть 3), 65 (часть 1) Конституции Республики Дагестан.
    На основании изложенного Конституционный Суд Республики Дагестан, руководствуясь статьями 57, 58, 59, 60 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан".
    1.Признать абзац 2 пункта 5 статьи 5 Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" о том, что депутатом представительного органа местного самоуправления не может быть избрано лицо, осужденное за особо тяжкое или умышленное тяжкое преступление, не соответствующим требованиям Конституции Республики Дагестан.
    2.В соответствии со статьей 5 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан" нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
    3.Согласно статье 64 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан" решение Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу после его провозглашения.
    4.В соответствии со статьей 63 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан" постановление Конституционного Суда подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Дагестан не позднее семи суток.
    Председатель Конституционного Суда
    Республики Дагестан
    С.ГАДЖИМАГОМЕДОВ
    Судья-секретарь Конституционного Суда
    Республики Дагестан
    О.ШАПИЕВА