Российская Федерация
Письмо от 11 марта 1998 года № 11-05/90

О применении штрафных санкций за нарушение налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость и спецналогу

Принято
Государственной налоговой службой Российской Федерации
11 марта 1998 года
    Государственная налоговая служба Российской Федерации рассмотрела обращение по вопросу применения штрафных санкций за нарушение налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость и спецналогу и сообщает.
    1.В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик обязан представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
    Для целей налогообложения учет объектов налогообложения ведется в налоговых декларациях и расчетах по конкретному виду налога по установленной форме, которые плательщики налога в установленные для уплаты налога сроки, представляют налоговым органам.
    Письмом Госналогслужбы России от 10.05.1995 N ВГ-4-14/17н по согласованию с Минфином России (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.1995 N 855) установлено, что освобождение налогоплательщика от ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" за налоговое правонарушение, возможно только в случае, если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам.
    В случае непредставления в налоговый орган уточненных расчетов по налогам и платежам ссылка филиала - треста "Питкярантамежрайгаз" на то, что им самостоятельно до проведения проверки госналогинспекцией были внесены исправления допущенных ошибок в бухгалтерскую отчетность, не может быть принята во внимание при решении вопроса о применении к налогоплательщику вышеуказанной ответственности, поскольку такого основания для освобождения от применения ответственности налоговым законодательством не предусмотрено.
    Учитывая, что филиалом - трестом "Питкярантамежрайгаз" не были внесены исправления в расчеты по налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость и спецналогу, отдельно за каждый отчетный период, оснований для освобождения филиала от ответственности не имеется.
    2.1.Согласно пункту 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" в случае, если недоимка по налогу на добавленную стоимость по конкретному периоду восполняется переплатой в предшествующие периоды, состав налогового правонарушения, предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", отсутствует.
    Указанное положение обосновано тем, что в рассматриваемом случае налогоплательщиком исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 11 названного Закона по уплате в полном размере налога, то есть на момент правонарушения необходимая сумма средств поступила в бюджет, хотя и за счет предшествующей переплаты, и фактически недоимки не возникает.
    В случае, когда факт переплаты совершается организацией в последующие за отчетным месяцем (кварталом) периоды, к налогоплательщику правомерно применяются меры ответственности, определенные подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
    2.2.Пунктом 2 Федерального Закона Российской Федерации от 23.02.1995 N 25-ФЗ "О специальном налоге с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей" с 1 января 1996 г. отменен специальный налог.
    В соответствии с телеграммой Минфина России и Госналогслужбы России от 11.01.1996 N 04-03-02/N ПВ-6-03/16 суммы спецналога, внесенные в бюджет до 1 января 1996 г. с сумм авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврату не подлежат. В связи с этим, по недоимке по специальному налогу в сумме 193 тыс. рублей, которая образовалась вследствие неправомерного завышения филиалом - трестом "Питкярантамежрайгаз" суммы специального налога, подлежащей исключению с авансов и предоплат, исчисленных в предыдущем отчетном периоде, пени не начисляются.
    2.3.В соответствии с пунктом 14 названного выше информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за занижение налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет, в связи с завышением сумм налога по материальным ресурсам, работам, услугам, принимаемого к зачету, финансовые санкции, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", применяются только в том случае, если нарушение допущено до введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" .
    Поскольку с изменением порядка исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет, в соответствии с Законом от 25.04.1995 N 63-ФЗ, завышение предприятием стоимости приобретенных (оприходованных) в отчетном периоде материальных ресурсов не ведет к занижению добавленной стоимости и оборотов по реализации товаров, данное нарушение не может быть квалифицировано как неучет объекта налогообложения и повлечь применение ответственности, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
    С учетом изложенного Госналогинспекции по Республике Карелия следует пересмотреть в соответствии с положениями информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" решение Госналогинспекции по г. Питкяранта по акту документальной проверки филиала - треста "Питкярантамежрайгаз" и уточнить расчеты с бюджетом филиала в части применения к нему штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость и спецналогу.
    Государственный советник
    налоговой службы I ранга
    В.Г.КОРАБЛЕВ