-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация

Постановление от 20 августа 2010 года № Ф04-5292/2010

По делу № А46-2021/2010
Принято
Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа
20 августа 2010 года
    Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
    ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
    Постановление
    г. Тюмень Дело № А46-2021/2010
    Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 года.
    Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2010 года.
    Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
    председательствующего Бушмелевой Л. В.,
    судей Дубининой Т. Н.,
    Мелихова Н. В.,
    при участии представителей сторон:
    от ИП Фурмана С.А. – Сизых Н.В. по доверенности от 03.07.2008 сроком на три года,
    от ИП Захарченко Ю.М. – Сизых Н.В. по доверенности от 04.03.2010 сроком на три года,
    рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Захарченко Юрия Михайловича и Фурмана Сергея Анатольевича на Решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2010 (судья Пермяков В.В.) и Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 (судьи Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е.) по делу № А46-2021/2010,
    предприниматель Захарченко Юрий Михайлович и предприниматель Фурман Сергей Анатольевич обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) с требованиями:
    - признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 седьмого номера вида разрешенного использования,
    - признать с момента совершения (05.06.2009) незаконным действие Управления Роснедвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик - кадастровой стоимости в размере 244 976 536,33 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 17 635,63 руб. за 1 кв. метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 площадью 13 891 кв. метров, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях поселений относительно здания гаража с 2-этажным административным корпусом, имеющего почтовый адрес: город Омск, Центральный административный округ, улица Звездова, дом 39,
    - обязать исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики.
    Заявленные требования основаны ссылками на статьи 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Определением от 10.02.2010 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Омской области.
    Решением от 02.04.2010, оставленным без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
    Апелляционный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заинтересованного лица - Управления Роснедвижимости на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра).
    В кассационной жалобе предприниматели Захарченко Ю.М., Фурман С.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просят отменить судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
    Податели жалобы, отмечая, что ими не оспаривается достоверность величины кадастровой стоимости земельного участка, считают необоснованным присвоение спорному земельному участку 7 вида разрешенного использования, оформленного приказом от 24.06.2007 № 78. По мнению подателей жалобы, присвоение спорному земельному участку 7 номера вида разрешенного использования не отражает действительности его функционального предназначения и фактического использования. Податели жалобы указывают на отсутствие у заинтересованного лица полномочий самостоятельно устанавливать сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка. По утверждению подателей жалобы, номер разрешенного вида использования спорного земельного участка должен быть третьим «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» либо девятым «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
    Представитель предпринимателей в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
    Правительство Омской области в отзыве высказалось против удовлетворения кассационной жалобы, считая выводы судебных инстанций правильными.
    Управление Росреестра не представило отзыв в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не направило своего представителя в судебное заседание, что согласно пункту 3 статьи 284 настоящего Кодекса не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
    Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права при разрешении настоящего дела, а также соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не Установилоснований для отмены обжалуемых судебных актов.
    Как следует из материалов, распоряжением мэра г. Омска от 04.02.2005 № 274-р предпринимателям Захарченко Ю.М. и Фурману С.А. в общую долевую собственность был предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель поселений, с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078, площадью 13 891 кв.метров, для общественно-деловых целей под здание (цех ремонта тяжелых механизмов, нежилые помещения, расположенные в одноэтажном здании гаража с двухэтажным административным корпусом, нежилые помещения, находящиеся на первом и втором этажах двухэтажного здания, склад, гараж, диспетчерская с почтовым адресом: город Омск, Центральный административный округ, улица Звездова, дом 39).
    Согласно выданным свидетельствам о государственной регистрации права собственности серия 55 АВ № 047712 и № 047711, указанный земельный участок предоставлен для общественно-деловых целей.
    Управление Роснедвижимости по запросу предпринимателей письмом от 23.11.2009 №07-07/6672 сообщило о внесении 05.06.2009 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 в размере 244 976 536,33 руб. согласно постановлению правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п «О внесении изменения в Постановление правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».
    Предприниматели, полагая, что действия по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 седьмого номера вида разрешенного использования и внесению в государственный кадастр недвижимости указанных экономических характеристик земельного участка являются незаконными и нарушающими их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
    Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о недоказанности несоответствия оспариваемых действий закону и иным нормативным правовым актам.
    Суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с обоснованностью выводов судебных инстанций.
    Правила ведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
    Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1 Правил).
    С учетом того, что определение номера вида разрешенного использования земельного участка является элементом организации проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, который отнесен Правительством Российской Федерации к числу функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, апелляционный суд отклонил доводы предпринимателей об отсутствии у Управления Роснедвижимости полномочий самостоятельно определять вид разрешенного использования спорного земельного участка.
    Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее – Методические указания).
    В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее– Технические рекомендации).
    Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение № 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.
    Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36.
    В дальнейшем Постановлением от 26.11.2008 № 193-п «О внесении изменения в Постановление правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в Постановление № 174-П были внесены изменения, согласно которым утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка.
    Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 были внесены заинтересованным лицом в государственный кадастр объектов недвижимости на основании пункта 50 823 таблицы № 2, являющейся приложением к действующему нормативному правовому акту - постановлению правительства Омской области № 174-П от 19.12.2007, действительность которого в установленном законом порядке не оспаривалась.
    Судебными инстанциями установлено, что основанием для отнесения к той или иной группе видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Методическими указаниями и Техническими рекомендациями, является разрешенное использование земельного участка, информация о котором содержится в Государственном земельном кадастре на момент формирования перечня объектов оценки.
    По сведениям Государственного земельного кадастра разрешенное использование спорного земельного участка определено как «для общественно-деловых целей под здание».
    Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
    Из содержания распоряжения мэра г. Омска от 04.02.2005 № 274-р и свидетельств о государственной регистрации общей долевой собственности долей в праве общей собственности следует, спорный земельный участок предоставлен для общественно-деловых целей под здание.
    Апелляционный суд при разрешении спора сослался на то, что в соответствии с частями 4, 5 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица № 1 Приложения № 2 к Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152) земельный участок, обладающий указанными характеристиками может быть в равной степени отнесен к 3, 5, 7 либо 9 видам разрешенного использования.
    Принимая во внимание, что пунктами 2.2, 3.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, установлено, что расчет кадастровой стоимости земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется исходя из сведений о том виде, при котором кадастровая стоимость земельного участка является наибольшей, апелляционный суд посчитал правомерным отнесение спорного земельного участка к седьмому виду разрешенного использования.
    В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателями не представлены доказательства, свидетельствующие об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
    При этом следует отметить, что законодателем не определена обязанность Управления Роснедвижимости по выяснению целевого назначения расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
    Судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
    Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права, о несоответствии выводов обстоятельствам дела не нашли своего подтверждения при проверке материалов.
    Фактически доводы кассационной жалобы, не опровергая правильность выводов судебных инстанций, направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
    Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
    Решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2010 и Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 по делу № А46-2021/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
    Председательствующий Л. В. Бушмелева
    Судьи Т. Н. Дубинина
    Н. В. Мелихов