-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Тыва
Постановление от 30 января 2002 года № 1314

О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2002 год

Принято
Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва
30 января 2002 года
    Рассмотрев представленное Правительством Республики Тыва постановление "О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2002 год" от 12 декабря 2001 года N 1423 Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва отмечает, что Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2002 (год разработан на основании итогов деятельности отраслей экономики республики в 2001 году, определяет приоритеты и параметры развития отраслей производства, а также социальной сферы в 2002 году.
    Основные показатели социально-экономического развития, предусмотренные Прогнозом на 2001 год, подтверждаются, за исключением установленной планом квоты по добыче золота, кроме того, государственными предприятиями не достигнуты прогнозируемые показатели по производству отдельных видов продукции (ковров, овчинно-шубных изделий, муки и так далее), индекс физического объема промышленной и сельскохозяйственной продукции оказался ниже прогнозируемого показателя.
    Объем валового регионального продукта оценивается в сумме 5040,7 млн. рублей, что на 3,1 процента больше по сравнению с уровнем 2000 года. Прогнозный уровень превышен по розничному товарообороту, а также в топливной промышленности (на 20 млн. рублей), лесной и деревообрабатывающей (на 14,7 млн. рублей), машиностроении и металлообработке (на 2,8 млн. рублей), пищевой (на 34 млн. рублей).
    Объем промышленной продукции в целом по республике составил 1126,5 млн. рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям - 645,2 млн. рублей.
    В строительной отрасли общий объем инвестиций в основной капитал составил 635,8 млн. рублей, в том числе 57,7 процента - за счет средств республиканского и местных бюджетов, 6,5 процента - средств предприятий. Неудовлетворительно финансировалось строительство объектов за счет средств бюджетов кожуунов и городов. Прогнозный показатель по вводу жилья в эксплуатацию не выполнен. Объем строительных работ не сбалансирован с производством стройматериалов.
    Отмечается рост денежных доходов населения. Реальные денежные доходы возросли на 19,9 процента. Среднемесячная реальная заработная плата на одного работника возросла на 47,8 процента, средний размер пенсии - на 20,5 процента при прогнозируемом росте - 19 процентов.
    Покупательская способность денежных доходов населения возросла на рынке продовольственных товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, яйцо, картофель, крупы, макароны), кроме мяса. На рынке платных услуг реальное содержание рубля снизилось при оплате за жилищные и коммунальные услуги.
    Прожиточный минимум в расчете на душу населения за первый квартал 2001 года составил 1749 рублей в месяц. По оценочным данным, количество населения, имеющего доход ниже величины прожиточного минимума, составило 67 процентов (2000 г. - 68,9 процента). Уровень бедности не снизился.
    Вместе с тем, индекс потребительских цен, согласно Прогнозу, должен был составить 12 процентов, а фактически составил 15 процентов. Несмотря на достигнутые параметры, не выполнены прогнозные показатели по физическому объему платных услуг (по прогнозу - 102,2, фактически - 91,4 процента). Очевидно, что рост объема платных услуг произошел за счет роста цен.
    В качестве основного средства стабилизации социально-экономической ситуации предполагалось совершенствование регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные средства и тарифы на тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги.
    В этих целях в республике действует постановление Правительства Республики Тыва "О мерах по совершенствованию организации фармацевтической деятельности и обеспечению государственного регулирования цен на лекарственные средства в Республике Тыва" от 28 ноября 2000 года N 1164. С 2001 года начала функционировать как орган исполнительной власти Региональная энергетическая комиссия Республики Тыва. Защита населения в связи с увеличением тарифов на жилищные и коммунальные услуги осуществляется посредством предоставления субсидий.
    Цены на продовольственные товары в течение января-декабря 2001 года возросли на 11,7 процента, на непродовольственные - 10,7 процента. На медикаменты цены снизились по сравнению с уровнем 2000 года на 1 процент. Среднемесячный индекс потребительских цен составил 101,18 процента.
    Стоимость минимального набора продуктов питания в конце 2001 года составила 954,2 рубля в расчете на одного человека в месяц. По сравнению с декабрем 2000 года его стоимость возросла на 13,6 процента.
    В 2001 году произошел рост цен и тарифов на продукцию предприятий промышленной отрасли. Так, индекс тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую Кызылской ТЭЦ в декабре 2001 года по сравнению с декабрем 2000 года составил 140,7 процента, индекс цен на уголь - 155,7 процента, индекс цен производителей в строительстве - 109,9 процента. При происходившем в течение года повышении тарифов на местные пассажирские перевозки речным, воздушным транспортом, не менялись тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в межобластном и пригородном сообщении, городские пассажироперевозки в автобусах общего пользования снижены на 25 процентов. Увеличилась стоимость грузовых перевозок речным транспортом.
    Как показывает объективная оценка, положение производственных предприятий остается неустойчивым. В тексте Прогноза отмечается, что одна треть крупных и средних предприятий снизили объемы производства продукции. По данным Государственного комитета Республики Тыва по статистике, за январь-ноябрь 2001 года убытки крупных и средних предприятий составили 235,7 млн. рублей (в 2000 г. - 276,8 млн. рублей). Сальдированный финансовый результат сформировался так: 102 предприятия получили прибыль в размере 19,4 млн. рублей, 135 предприятий понесли убыток на сумму 255, 1 млн. рублей, с убытком работали предприятия угольной, электроэнергетической, пищевой промышленности, производства стройматериалов, предприятия транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
    Благодаря государственной поддержке ФГУП "Разрез "Каа-Хемский" в 2001 году увеличил объем реализации угля в натуральном и стоимостном выражении. Отгружено 574 тыс. тонн на сумму 123,5 млн. рублей, для сравнения, в 2000 году эти показатели составляли соответственно 531,8 тыс. тонн и 79,9 млн. рублей. Средняя цена реализации одной тонны угля для предприятий и организаций в 1999 году составляла 111,9 рубля, в 2000 году - 150,7 рубля, в 2001 году - 216,8 рубля (без налога на добавленную стоимость). Розничные цены на уголь для населения республики составляли в 1999 - 2000 годах 114 рублей; до 15 ноября 2001 года - 178 рублей, с 15 ноября 2001 года - 211 рублей за тонну.
    По состоянию на 1 декабря 2001 года общая сумма дебиторской задолженности составила 672,6 млн. рублей. Кредиторская задолженность в конце 2001 года составила 1560,9 млн. рублей, в том числе просроченная - 1292,9 млн. рублей. Наибольший удельный вес по кредиторской задолженности имеют следующие предприятия: жилищно-коммунального хозяйства - 35 процентов, промышленные - 26 процентов, сельскохозяйственные - 15 процентов, транспортные - 9 процентов. Складывается тенденция опережающего увеличения кредиторской задолженности над дебиторской, что приводит к ухудшению финансового положения предприятий.
    Из года в год основными дебиторами остаются Республиканская контора по реализации топлива, ДОАО "Тываэнерго", ОАО "Тувинские авиационные линии". Не оправдывают вложение государственных средств ГУП "Тувинские ковры", ГУП "Тываасбест".
    В истекшем году не полностью погашена кредиторская задолженность по индексации заработной платы работникам бюджетной сферы за 1999 год, а также по выплате детских пособий.
    Во многих предприятиях и организациях начисленная заработная плата - в просроченной задолженности. Просроченная задолженность по зарплате в отраслях экономики, по состоянию на 1 января 2002 года, составила 223,7 млн. рублей, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом на 4,0 млн. рублей. Больше всего просроченной задолженности из-за бюджетного недофинансирования имеется в сфере образования, сельском и коммунальном хозяйствах.
    В Прогнозе на 2001 год впервые за последние годы в качестве основы обеспечения прироста валового регионального продукта была обозначена задача подъема сельского хозяйства. В соответствии с этой задачей производство сельскохозяйственной продукции прогнозировалось с реальным ростом продукции растениеводства, продукция животноводства на уровне прошлогодних показателей. Для достижения прогнозного уровня производства продукции животноводства, стабилизации отрасли животноводства в два раза были увеличены ставки дотаций на животноводческую продукцию, определены задания по увеличению поголовья скота, подчеркнута необходимость поддержки молочного скотоводства. Особое внимание уделялось сохранению и увеличению поголовья тех видов скота, которые находятся на грани исчезновения, оленей, свиней, верблюдов. В этой связи намечалась мобилизация ресурсов финансовой поддержки и лизингового фонда.
    Правительством Республики Тыва оказывались меры финансовой поддержки сельскохозяйственного производства - из республиканского бюджета, по различным источникам, выделено 36,5 млн. рублей, что, несомненно, способствовало замедлению темпов падения сельскохозяйственного производства.
    По состоянию на 1 января 2002 года в хозяйствах всех форм собственности поголовье овец и коз составило 635,1 тыс. голов, птицы - 148,8 тыс. голов, крупного рогатого скота - 93,5 тыс. голов, лошадей - 22,1 тыс. голов, свиней - 13,1 тыс. голов, оленей - 1518 голов и верблюдов - 137 голов.
    Во всех сельскохозяйственных предприятиях республики продолжалась тенденция снижения основных видов скота. Поголовье лошадей сократилось на 23,6 процента, КРС - на 19,8 процента, овец и коз - на 8,4 процента, свиней - на 3,3 процента. Зато поголовье птицы увеличилось на 19,2 процента, оленей - на 20,5 процента.
    Валовой сбор зерна в республике в 2001 году составил 22,7 тыс. тонн, что на 8,8 процента ниже уровня 2000 года. Валовой сбор картофеля составил 33,7 тыс. тонн и овощей - 8,8 тыс. тонн, что выше уровня предыдущего года соответственно в 1,3 и 1,6 раза.
    В структуре продукции сельского хозяйства 84 процента приходится на долю населения, 10 процентов - сельхозпредприятий, 6 процентов - аратских (крестьянских) хозяйств.
    Как показывает анализ, принятых мер по поддержке сельскохозяйственного производства оказалось недостаточно, чтобы его стабилизировать. Объемы производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении подтвердились, а в физическом объеме - нет, также не подтвердились прогнозировавшиеся на 2001 год объемы производства животноводческой продукции - мяса, молока, яиц.
    Прогнозные показатели использования природных ресурсов даны с реальным ростом, мероприятия по их охране и воспроизводству, а также обеспечению экологического благополучия предусматриваются в пределах возможностей финансового обеспечения. Объем заготовок охотничьей продукции и суммы доходов, получаемых от охотопользования, можно было бы прогнозировать до полутора раз больше, если бы предусматривались меры по усилению контроля над рациональным использованием охотничьих ресурсов, регулированию рынка пушнины.
    В аграрном секторе, несмотря на некоторое улучшение финансовой поддержки сельскохозяйственного производства и, в частности, животноводства, уровень производства мяса, молока, яиц не достиг прогнозного, производство зерна не достигло уровня 2000 года. Только в одном кожууне республики (Кызылском) индекс физического объема производства сельхозпродукции превысил 100 процентов, а по республике он составил 100,1 процента.
    В целом еще не обеспечены условия для стабильной и эффективной деятельности агропромышленного комплекса. Не остановлена тенденция сокращения поголовья скота (кроме поголовья свиней, птицы, оленей). Не оправдались прогнозы роста поголовья КРС на 6,5 процента, свиней - на 7,9 процента, лошадей на - 2,8 процента. Не осуществлено намеченное создание Республиканского лизингового фонда на закуп скота и птицы для личных подсобных хозяйств населения, что должно было стимулировать развитие скотоводства в частном секторе. В растениеводстве больше чем прогнозировалось произведено картофеля и овощей, что стало возможным благодаря подсобным хозяйствам населения. Причинами снижения производства зерна стала не только засуха, но и непринятие мер по защите посевов от вредителей, особенно саранчовых.
    В конце 2001 года численность занятого в экономике трудоспособного населения составила 97,9 тысячи человек, при прогнозируемой численности в 102,5 тысячи человек, численность незанятого населения - 20,5 процента. По итогам 2000 года всеми видами экономической деятельности было занято 99,9 тысячи человек.
    Естественный прирост населения в отчетном периоде составил 2,5 человека на 1000 населения. Но, с другой стороны, возросла смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (33,6 процента от общего числа умерших), от болезней системы кровообращения (32,3 процента) и новообразований (8,7 процента). Заболеваемость туберкулезом возросла в течение минувшего года на 4,1 процента. Младенческая смертность возросла в девяти кожуунах. В отдельных кожуунах зарегистрировано снижение рождаемости (на 3,6 - 20,3 процента).
    В оценочной части Прогноза отсутствует анализ правоохранительной деятельности, не содержится данных о росте правонарушений. В течение 2001 года зарегистрировано 8871 преступление, что на 11,7 процента больше уровня предыдущего года. Произошли изменения в структуре преступности: наблюдается рост преступлений против жизни и здоровья личности, а также против собственности. Вызывает тревогу изменение контингента лиц, совершивших преступления, среди них несовершеннолетние - 10,8 процента (2000 год, - 7,3 процента), неработающие 72,6 процента (2000 год - 70,8 процента), увеличилось число преступлений, совершенных группой лиц, - 21 процент (2000 год - 19,4 процента).
    Таким образом, анализ Прогноза социально - экономического развития республики на минувший год показывает, что макроэкономические показатели в основном достигнуты. Вместе с тем не удалось найти решения многих острых проблем экономики и социальной сферы республики.
    Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2002 год ставит основной задачей - достижение определенных качественных показателей в развитии экономической и социальной областей, что может положительно сказаться на доходной части бюджета республики.
    Объем валового регионального продукта планируется в размере 5640 млн. рублей или 104,2 процента от ожидаемого объема в 2001 году, индекс потребительских цен планируется на уровне 115 процентов.
    Прогнозируется рост объема продукции промышленного производства на 77 процентов, сельского хозяйства - на 55 процентов, увеличение розничного товарооборота - на 88,4 процента, объема реализации платных услуг населению - на 11,2 процента, реальных денежных доходов населения - на 99,2 процента.
    Для обеспечения такого подъема промышленности по-прежнему ставка делается на развитие мощностей овчинно-шубного, кожевенного и коврового производств, увеличение более чем в четыре раза выпуска асбеста, наращивание производства стеновых материалов и железобетона. Более реально то, что в Прогнозе в числе основных направлений обеспечения роста промышленной продукции серьезное внимание уделяется увеличению объемов выпуска продукции пищевой и перерабатывающей промышленностей, а также дальнейшей поддержке наметившегося развития легкой промышленности.
    Следует отметить, что точность прогнозирования непосредственно влияет на бюджетный процесс, исполнение бюджета. Завышение плановых параметров ведет к завышению его номинальной доходной базы и к существенному недофинансированию фактических расходов бюджета. С другой стороны, занижение прогнозируемых параметров может привести к получению дополнительных неучтенных доходов.
    Согласно Прогнозу социально-экономического развития Тувы сформирован проект бюджета республики на 2002 год по доходам в сумме 4273 млн. рублей, в том числе по собственным доходам - 606,5 млн. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2001 года. Повысится удельный вес собственных доходов в общем объеме валового регионального продукта (в 2002 году - 10,8 процента, в 2001 году - 9,2 процента). Увеличение поступления финансовых ресурсов из федерального бюджета в 1,5 раза больше уровня 2001 года должно способствовать существенному оздоровлению финансово - экономического положения республики.
    Более реально на 2002 год прогнозируется объем валовой продукции сельского хозяйства, его рост в сопоставимых ценах должен составить 5 процентов. Но и эта цель является труднодостижимой для сельскохозяйственных товаропроизводителей, если учесть, что в предыдущие годы не удавалось добиться такого индекса физического объема продукции. А индекс физического объема продукции крестьянских (аратских) хозяйств предопределяется еще более высоким - 108 процентов, хотя этот сектор АПК не получает необходимого внимания и поддержки. Прирост производства продукции растениеводства в среднем на 7 процентов (зерна - на 12 процентов) предполагается добиться за счет осуществления мер по предотвращению дальнейшей деградации плодородия пашни, но не предусматриваются меры защиты посевов от саранчовых, которые наносят возрастающий из года в год ущерб урожаю зерновых и кормовых культур. В животноводстве предполагается прирост производства продукции на 2 процента, что возможно при стабилизации и обеспечении роста поголовья скота. Прогнозируется реалистичный рост поголовья крупного рогатого скота и лошадей на 2 процента, овец, коз, свиней - на 4 процента, оленей и верблюдов на - 5 - 6 процентов. Для реализации этих задач предусматриваются неплохие меры финансовой поддержки: ставки дотаций на продукцию животноводства увеличиваются от 1,5 до 2 раз, на увеличение поголовья - на 13 процентов. Сумму дотаций на продукцию животноводства намечено довести до 6 млн. рублей, а общую сумму (вместе с дотацией на увеличение поголовья) до 15 млн. рублей.
    Необходимо особо отметить тот факт, что Прогноз не учитывает необходимость усиления внимания противоэпизоотическим мероприятиям в связи с возрастающей опасностью заноса с территории неблагополучной в этом отношении Монголии таких особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, как сибирская язва и чума. Для обеспечения эпизоотической безопасности, для осуществления мер охраны против особо опасных болезней, кроме финансирования мероприятий программы "Неотложные меры борьбы с бруцеллезом в Республике Тыва на 2002 - 2004 годы", по расчетам Департамента ветеринарии, необходимо 968 тыс. рублей.
    В Прогнозе на 2002 год инвестиции за счет средств республиканского и местного бюджетов составляют 350 млн. рублей, федерального бюджета - 183,15 млн. рублей. С учетом уточнения при формировании республиканского бюджета объем инвестиций составил 250 млн. рублей. Приоритетными направлениями распределения инвестиционной программы намечены промышленные и другие отрасли материального производства, а также решение неотложных социальных вопросов.
    Государственную поддержку на конкурсной основе получат предприятия и предприниматели при условии частичного финансирования развития производства за счет их собственных средств, ожидается привлечение иностранных инвестиций согласно изменениям законодательства Российской Федерации и Республики Тыва.
    Фонд Бюджетного кредитования определен в сумме 50 млн. рублей. Предполагается увеличение среднемесячной заработной платы на 48,8 процента к уровню 2001 года, рост числа занятых в экономике на 2,8 процента, а также сокращение числа безработных за счет ввода в действие новых производств и увеличения выпуска продукции на предприятиях пищевой промышленности.
    В 2002 году приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Тыва в сфере социального развития должно стать решение проблем занятости населения, повышение уровня доходов населения и сокращение доли населения, имеющего среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
    В области здравоохранения предполагается сдерживать показатели общей заболеваемости на уровне 2001 года. Завершится формирование системы медицинского страхования неработающего населения. Предусматривается активизировать работу по привлечению внебюджетных средств для нужд здравоохранения.
    Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва отмечает следующее:
    1.Ожидаемые макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Тыва в 2001 году в основном подтверждают прогнозные, превышая соответствующие показатели 2000 Года, но в физических объемах не достигнут прогнозировавшийся рост как по валовому региональному продукту, так и по промышленности, сельскому хозяйству.
    2.В 2002 году Правительство Республики Тыва ставит главной задачей социально-экономического развития республики - обеспечение роста уровня жизни населения на основе повышения эффективности производства, обеспечения рентабельности работы предприятий всех форм собственности на основе использования производственных мощностей, применения современных рыночных механизмов реализации продукции, увеличения доходной части бюджета.
    3.В отраслях промышленности намечаются меры по обеспечению модернизации отдельных производственных звеньев, повышению технологической дисциплины выпуска продукции, усилению технического контроля и внедрению систем качества, сертификации продукции и производств, на что ежегодно обращалось внимание.
    4.В целях поддержки товаропроизводителей и предпринимателей кредиты, выделяемые им, предоставлять с учетом окупаемости и экономической эффективности.
    5.За использованием средств, предусмотренных инвестиционными программами, осуществлять строгий контроль.
    6.Увеличить сумму государственной поддержки АПК из республиканского бюджета, увеличивая прогнозные показатели поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, а также для регионального фонда сельскохозяйственной продукции, увеличивая сумму дотаций на маточное поголовье скота, включив в расчеты маточное поголовье сарлыков.
    7.Предусмотреть меры пополнения лизингового фонда из республиканского бюджета в размере, необходимом для покрытия задолженности и уплаты первоначальных взносов за поставки сельскохозяйственной техники и племенных животных в 2001 году.
    8.Предусмотреть проведение агротехнических и агрохимических работ по борьбе с саранчовыми, для чего из республиканского бюджета выделить 30 процентов необходимых финансовых средств - 1,15 млн. рублей.
    9.Предоставить необходимые средства на проведение комплекса ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотической безопасности республики, выделив из республиканского бюджета 1 млн. рублей.
    На основании вышеизложенного Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва постановляет:
    1.Одобрить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2002 год с учетом поступивших предложений и замечаний от комитетов и Контрольно-счетной комиссии Верховного Хурала.
    2.Правительству Республики Тыва осуществить меры, обеспечивающие прогнозируемый уровень развития экономики и социальной сферы Республики Тыва на 2002 год.
    3.Правительству Республики Тыва разработать программу развития базовых отраслей экономики, объектов производственного назначения, способствующих созданию рабочих мест, с принятием мер погашения их задолженности.
    4.Правительству Республики Тыва разработать программу развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на 2002-2005 годы и представить на утверждение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в марте сего года.
    5.Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    Председатель Верховного Хурала (парламента)
    Республики Тыва
    Ш.КАРА-ООЛ
    г. Кызыл
    30 января 2002 года
    N 1314