Республика Тыва
Закон от 09 июля 2003 года № 355

О системе избирательных комиссий в Республике Тыва

Принят
Великим Хуралом Республики Тыва
16 июня 2003 года
Одобрен
Палатой представителей законодательного собрания Свердловской области
03 июля 2003 года
    В редакциях
  • от 26.11.2004 № 871 ВХ-1,
  • от 13.07.2006 № 1923 ВХ-1,
  • от 18.06.2007 № 203 ВХ-2,
  • от 12.01.2010 № 1690 ВХ-2,
  • от 16.03.2011 № 424 ВХ-1,
  • от 11.11.2011 № 909 ВХ-1,
  • от 14.06.2012 № 1365 ВХ-1.
    Настоящий Закон в соответствии с федеральным законом определяет статус избирательных комиссий в Республике Тыва, регулирует порядок их формирования и деятельности, определяет полномочия избирательных комиссий.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Законодательство об избирательных комиссиях составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральные законы, Конституция Республики Тыва, законы Республики Тыва, настоящий Закон.
    2.В случае противоречия настоящего Закона федеральным конституционным законам, федеральным законам настоящий Закон подлежит применению в части, не противоречащей им.
    В настоящем Законе термины и понятия применяются в значениях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    1.Система избирательных комиссий в Республике Тыва составляет единую систему избирательных комиссий в Российской Федерации.
    2.Систему избирательных комиссий в Республике Тыва составляют:
    Избирательная комиссия Республики Тыва;
    избирательные комиссии муниципальных образований;
    окружные избирательные комиссии;
    территориальные избирательные комиссии;
    участковые избирательные комиссии.
    3.При проведении соответствующих референдумов Избирательная комиссия Республики Тыва, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований действуют в качестве комиссий референдума.
    4.Избирательная комиссия Республики Тыва, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, участковые избирательные комиссии (далее - избирательные комиссии) в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующей территории реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и Республике Тыва.
    5.Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
    6.Избирательная комиссия вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
    7.Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
    8.Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
    9.Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо до уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
    10.Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
    11.Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.
  3. Глава II.Избирательная комиссия Республики Тыва

  4. 1.Избирательная комиссия Республики Тыва является государственным органом Республики Тыва, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации и Республике Тыва в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами Республики Тыва.
    2.Избирательная комиссия Республики Тыва действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
    3.Срок полномочий Избирательной комиссии Республики Тыва составляет 5 лет.
    4.Избирательная комиссия Республики Тыва состоит из 12 членов с правом решающего голоса.
    1.Порядок формирования и полномочия Избирательной комиссии Республики Тыва устанавливаются федеральным законом, законом Республики Тыва об Избирательной комиссии Республики Тыва.
    2.Избирательная комиссия Республики Тыва:
    а) осуществляет на территории Республики Тыва контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдумов;
    б) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования; осуществляет на территории Республики Тыва контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
    в) обеспечивает на территории Республики Тыва реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
    г) осуществляет на территории Республики Тыва меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
    д) осуществляет на территории Республики Тыва меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Республики Тыва, референдума Республики Тыва, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета Республики Тыва средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
    е) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий;
    ж) устанавливает единую нумерацию избирательных участков по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, проведению референдума Республики Тыва;
    з) утверждает форму и текст бюллетеня, референдума Республики Тыва, форму избирательного бюллетеня по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, а также порядок осуществления контроля за изготовлением этих бюллетеней, размещает заказ на изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, бюллетеней референдума Республики Тыва в полиграфической организации; определяет число изготовляемых данных избирательных бюллетеней, бюллетеней референдума Республики Тыва, в том числе передаваемых территориальным избирательным комиссиям (избирательным комиссиям муниципальных образований);
    и) определяет результаты референдума Республики Тыва, а также определяет общие результаты выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва;
    к) утверждает образец и описание удостоверений личности членов Избирательной комиссии Республики Тыва, территориальной избирательной комиссии, а также типовой образец и описание удостоверений личности членов избирательной комиссии муниципального образования;
    л) утверждает образцы печатей территориальных и участковых избирательных комиссий;
    м) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям, в том числе избирательным комиссиям муниципальных образований;
    н) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, референдума Республики Тыва, местного референдума;
    о) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготовляются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
    п) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, в том числе избирательных комиссий муниципальных образований, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    р) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета);
    с) утверждает положение об аппарате Избирательной комиссии Республики Тыва;
    т) вправе учредить официальный печатный орган Избирательной комиссии Республики Тыва;
    у) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва.
  5. Глава III.Избирательные комиссии муниципальных образований

  6. 1.Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, организующим в соответствии с законами Республики Тыва, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования, местного референдума на соответствующей территории, а в случае возложения в установленном законом порядке на нее полномочий территориальной избирательной комиссии - выборов в органы государственной власти, референдумов Российской Федерации, Республики Тыва.
    2.Избирательная комиссия муниципального образования действует на постоянной основе и может в соответствии с уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления обладать правами юридического лица.
    3.Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Республики Тыва, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.
    В случае отсутствия представительного органа муниципального образования Избирательная комиссия Республики Тыва вправе самостоятельно принять решение о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию при условии, что избирательная комиссия муниципального образования не сформирована (отсутствует).
    4.Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
    5.Положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
    1.Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная избирательная комиссия муниципального образования, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
    2.Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования начинается со дня ее первого правомочного заседания. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава прекращаются.
    1.Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва. Формирование указанной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Избирательной комиссии Республики Тыва.
    1.1.Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
    2.Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
    а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
    б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва;
    в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
    3.В избирательную комиссию муниципального образования может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования.
    4.В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий муниципальных образований сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законом.
    5.Представительный орган муниципального района, городского округа обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Республики Тыва.
    5.1.Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:
    а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
    б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
    в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
    5.2.Предложения Избирательной комиссии Республики Тыва, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в пунктах 5 и 5.1 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава
    5.3.В случае если указанных в пунктах 5 и 5.1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 2, 5 или 5.1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
    6.Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.
    7.Представительный орган муниципального образования, назначающий в состав избирательной комиссии муниципального образования гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями настоящего Закона, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав избирательной комиссии муниципального образования.
    8.Если представительный орган муниципального образования не назначит состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган муниципального образования, либо если избирательная комиссия муниципального образования не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования назначается Избирательной комиссией Республики Тыва с соблюдением требований, установленных законом.
    9.Представительный орган муниципального образования должен принять решение о формировании избирательной комиссии муниципального образования не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 50 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава и опубликовать его в пятидневный срок со дня принятия. Указанное решение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования.
    10.Срок приема предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования от субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатур, составляет 30 дней со дня официального опубликования решения представительного органа муниципального образования.
    10.1.Решение представительного органа о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования нового состава принимается в форме решения представительного органа открытым голосованием, если иной способ голосования не будет избран на заседании представительного органа. Голосование проводится отдельно по каждой кандидатуре. Назначенным членом избирательной комиссии муниципального образования считается кандидат, набравший большинство голосов от установленного числа депутатов представительного органа.
    11.Представительный орган муниципального образования должен принять решение о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем через 20 дней со дня истечения срока приема предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и опубликовать его в пятидневный срок со дня принятия.
    Представительный орган муниципального образования направляет принятое решение о формировании избирательной комиссии муниципального образования в Избирательную комиссию Республики Тыва в течение 3 дней со дня его принятия для рассмотрения ею вопроса о возможном выдвижении кандидатуры на должность председателя избирательной комиссии муниципального образования.
    1.Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке:
    а) при наличии предложения Избирательной комиссии Республики Тыва - по предложению Избирательной комиссии Республики Тыва;
    б) в случае отсутствия предложения Избирательной комиссии Республики Тыва - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
    2.Избирательная комиссия Республики Тыва вправе предложить кандидатуру для избрания на должность председателя избирательной комиссии муниципального образования в течение 7 дней со дня опубликования решения представительного органа муниципального образования о формировании избирательной комиссии муниципального образования.
    3.Если предложенная Избирательной комиссией Республики Тыва кандидатура на должность председателя избирательной комиссии муниципального образования будет отклонена, Избирательная комиссия Республики Тыва обязана в течение 5 дней предложить новую кандидатуру из числа членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса (принять решение о предложении кандидатуры).
    В случае, если в течение пяти дней Избирательная комиссия Республики Тыва не примет решения о предложении избирательной комиссии муниципального образования кандидатуры на должность председателя избирательной комиссии муниципального образования, председатель избирается по предложениям, внесенным членами этой комиссии.
    4.Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии муниципального образования избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    Избирательная комиссия муниципального образования:
    а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
    в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;
    г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;
    д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
    е) устанавливает единую нумерацию избирательных участков по выборам выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования и проведению местного референдума;
    ж) утверждает форму и текст избирательного бюллетеня по выборам выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования, местному референдуму, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней; размещает заказ на изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней местного референдума в полиграфической организации; определяет число изготовляемых избирательных бюллетеней, бюллетеней местного референдума, в том числе передаваемых участковым комиссиям;
    з) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета Республики Тыва средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
    и) определяет результаты выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования, местного референдума;
    к) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    л) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, референдума Республики Тыва, местного референдума;
    м) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва, уставом муниципального образования.
  7. Глава IV.Окружные избирательные комиссии

  8. Окружная избирательная комиссия является государственным органом, формируется в случаях, предусмотренных законом при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
    Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться Избирательной комиссией Республики Тыва на территориальные избирательные комиссии.
    Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в Избирательную комиссию Республики Тыва не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействия) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
    1.Окружная избирательная комиссия формируется в количестве 5 - 9 членов с правом решающего голоса. Конкретный состав окружных избирательных комиссий определяется исходя из численности избирателей в избирательном округе Избирательной комиссией Республики Тыва.
    2.В случае формирования окружной избирательной комиссии по выборам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, формирование осуществляется Избирательной комиссией Республики Тыва на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва. Формирование указанной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
    3.Избирательная комиссия Республики Тыва обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов данной окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
    а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
    б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва;
    в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
    4.В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы окружных избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
    5.В окружную избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав окружной избирательной комиссии.
    6.Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    7.Избирательная комиссия Республики Тыва, назначающая в состав окружной избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, обязана получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.
    8.Срок приема Избирательной комиссией Республики Тыва предложений по составу окружной избирательной комиссии должен составлять не менее десяти дней.
    1.Председатель окружной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Республики Тыва. Решение о назначении председателя окружной избирательной комиссии принимается Избирательной комиссией Республики Тыва, как правило, одновременно с решением о формировании состава данной окружной избирательной комиссии, но не позднее 5 дней со дня принятия такого решения.
    2.Заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    1.Окружная избирательная комиссия при проведении соответствующих выборов в случаях, предусмотренных законом:
    а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
    б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
    в) осуществляет регистрацию кандидатов;
    г) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;
    д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
    е) определяет результаты выборов по избирательному округу;
    ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;
    з) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    2.Решения, принятые окружной избирательной комиссией, подлежат направлению в Избирательную комиссию Республики Тыва в течение двух дней со дня его принятия, а в случае, если решение принято в срок менее чем за три дня до дня голосования или в день голосования, либо в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
  9. Глава V.Территориальные избирательные комиссии

  10. Территориальная избирательная комиссия (далее - территориальная комиссия) является государственным органом, организующим в соответствии с законом подготовку и проведение выборов в органы государственной власти Республики Тыва, референдумов Российской Федерации, референдумов Республики Тыва, а в случае возложения в установленном законом порядке на нее полномочий избирательной комиссии муниципального образования - выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования и местного референдума.
    1.Срок полномочий территориальной комиссии составляет 5 лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная территориальная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
    Срок полномочий территориальной избирательной комиссии начинается со дня ее формирования. Со дня формирования комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются.
    2.Территориальная комиссия действует на постоянной основе и не обладает правами юридического лица.
    1.Территориальная комиссия формируется в количестве 5 - 14 членов с правом решающего голоса в кожуунах, городах Кызыле и Ак-Довураке. Конкретный численный состав территориальных комиссий определяется исходя из численности избирателей соответствующего муниципального образования Избирательной комиссией Республики Тыва.
    2.Формирование территориальной комиссии осуществляется Избирательной комиссией Республики Тыва на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва. Формирование указанной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
    3.В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы территориальных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
    4.В территориальную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав территориальной комиссии.
    5.Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
    6.Избирательная комиссия Республики Тыва, назначающая в состав территориальной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, обязана получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.
    7.Решение о формировании территориальной комиссии должно быть принято Избирательной комиссией Республики Тыва не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 50 дней до истечения полномочий территориальной комиссии предыдущего состава и опубликовано не позднее чем через пять дней после его принятия. Решение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав территориальной комиссии.
    7(1). Срок приема предложений по составу территориальной комиссии от субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатур, составляет 30 дней со дня официального опубликования решения Избирательной комиссии Республики Тыва о формировании территориальной комиссии.
    7(2). Избирательная комиссия Республики Тыва обязана принять решение о назначении членов территориальной комиссии не позднее 10 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии предыдущего состава, установленного пунктом 1 статьи 17 настоящего Закона, и опубликовать его в пятидневный срок со дня принятия.
    8.Избирательная комиссия Республики Тыва обязана назначить не менее половины членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:
    а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
    б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва;
    в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
    1.Председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Республики Тыва. Решение о назначении председателя территориальной комиссии принимается Избирательной комиссией Республики Тыва, как правило, одновременно с решением о формировании состава данной территориальной комиссии, но не позднее 5 дней со дня принятия такого решения.
    2.Заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
    1.Территориальная комиссия:
    а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
    в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
    г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
    д) утверждает текст избирательного бюллетеня по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва;
    е) устанавливает итоги голосования по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, референдума Республики Тыва, а также определяет итоги выборов депутатов палат Великого Хурала Республики Тыва на соответствующей территории;
    ж) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета Республики Тыва средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
    з) оказывает методическую организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
    и) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
    к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва.
    2.Решения, принятые территориальной комиссией, подлежат направлению в Избирательную комиссию Республики Тыва в течение двух дней со дня их принятия, а в случае, если решение принято в срок менее чем за три дня до дня голосования или в день голосования, либо в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
  11. Глава VI.Участковые избирательные комиссии

  12. 1.Участковая избирательная комиссия (далее - участковая комиссия) формируется в период избирательной кампании, кампании референдума для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума.
    Участковая комиссия формируется не ранее чем за 32 дня и не позднее чем за 28 дней до дня голосования, исходя из уровня проводимых выборов, референдума, территориальной комиссией или избирательной комиссией муниципального образования.
    2.Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса устанавливается территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
    до 1000 избирателей - 5 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
    от 1001 до 2000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
    более 2000 избирателей - 7 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    Число членов участковой избирательной комиссии не может быть меньше 5 и более 11 членов с правом решающего голоса.
    В случае совмещения с днем голосования на выборах в органы государственной власти, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования, референдуме Республики Тыва, местном референдуме максимальное количество членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии.
    3.Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
    1.Формирование участковой комиссии осуществляется избирательной комиссией муниципального образования, территориальной комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва. Формирование указанной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
    2.Избирательная комиссия муниципального образования, территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
    а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
    б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва;
    в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
    1.Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности избирательной комиссией муниципального образования, территориальной комиссией.
    2.Заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    1.Участковая комиссия:
    а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
    б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
    в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
    г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
    д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
    е) выдает открепительные удостоверения;
    ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
    з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;
    и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
    к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение закона и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;
    м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;
    н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом, законом Республики Тыва.
    2.Решения, принятые участковыми комиссиями, подлежат направлению непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию (соответствующую территориальную комиссию или избирательную комиссию муниципального образования) в течение двух дней со дня его принятия, а в случае, если решение принято в срок менее чем за три дня до дня голосования или в день голосования, либо в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
  13. Глава VII.Организация деятельности избирательных комиссий

  14. 1.Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
    2.Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса.
    3.Деятельность комиссии осуществляется коллегиально.
    4.Заседания избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    5.Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
    6.Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
    7.Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
    8.Срок полномочий избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, начинается со дня ее первого правомочного заседания. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются.
    1.Членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть:
    а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
    б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
    в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
    г) депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, местных Хуралов представителей;
    д) выборные должностные лица;
    е) судьи, прокуроры;
    ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
    з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
    и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
    к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
    л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
    м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;
    н) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
    2.Положения подпунктов "ж", "к" и "л" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых и территориальных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
    3.Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
    4.Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    5.Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий избирательной комиссии, в состав которой они входят.
    6.Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
    а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
    б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "н" пункта 1 настоящей статьи.
    7.Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "к" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
    8.Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
    а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
    б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
    в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    г) смерти члена комиссии;
    д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
    9.Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
    10.Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
    11.Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
    12.Председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии Республики Тыва, территориальной комиссии, председатель иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель Избирательной комиссии Республики Тыва должен иметь высшее профессиональное образование.
    13.Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, членов Избирательной комиссии Республики Тыва с правом решающего голоса, членов избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами Республики Тыва, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    14.Член Избирательной комиссии Республики Тыва с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом Республики Тыва, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность Республики Тыва, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
    15.Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 12 и 13 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена Избирательной комиссии Республики Тыва, работающего на постоянной (штатной) основе, должен быть не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва в законодательном (представительном) либо исполнительном органе государственной власти Республики Тыва; члена территориальной комиссии, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, - не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва в исполнительном органе государственной власти Республики Тыва либо в его территориальном органе; члена избирательной комиссии муниципального образования, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, - не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих муниципальные должности в представительном органе муниципального образования. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются соответственно законами и иными нормативными правовыми актами Республики Тыва, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    16.Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
    17.Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Республики Тыва.
    17(1). Решения о возбуждении уголовного дела в отношении председателя Избирательной комиссии Республики Тыва, привлечении его в качестве обвиняемого принимаются Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении председателя Избирательной комиссии Республики Тыва может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Председатель Избирательной комиссии Республики Тыва не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
    18.Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
    19.Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, список кандидатов, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
    20.После официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
    21.Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
    а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
    б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
    в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
    г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии.
    Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
    22.Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
    а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
    б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
    в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
    д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
    е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
    23.Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Полномочия членов остальных избирательных комиссий, а также членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату, избирательному объединению отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
    24.Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия.
    25.Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.
    26.За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
    1.Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии являются должностными лицами избирательной комиссии.
    2.Председатель избирательной комиссии:
    осуществляет общее руководство избирательной комиссией;
    созывает заседания избирательной комиссии;
    подписывает финансовые документы избирательной комиссии, договоры (соглашения), одной из сторон в которых выступает избирательная комиссия;
    принимает (увольняет) работников аппарата избирательной комиссии;
    дает поручения членам и работникам аппарата избирательной комиссии в предварительном решении вопроса, входящего в компетенцию избирательной комиссии;
    формирует из числа работников аппарата избирательной комиссии группы (комиссии) для решения возникших вопросов;
    представляет без доверенности в судах, органах государственной власти и местного самоуправления, перед их должностными лицами, организациями и избирателями избирательную комиссию, если решением данной избирательной комиссии не принято иное решение;
    осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом, решением избирательной комиссии, вышестоящей избирательной комиссией.
    3.Председатель избирательной комиссии в пределах своих полномочий вправе издавать распоряжения, обязательные для исполнения членами избирательной комиссии, в состав которой он входит, нижестоящими избирательными комиссиями, работниками аппарата избирательной комиссии, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами.
    Распоряжение председателя избирательной комиссии, противоречащее закону или решению соответствующей либо вышестоящей избирательной комиссии, может быть отменено решением избирательной комиссии, председателем которой он является, или обжаловано в судебном порядке.
    4.Заместитель председателя избирательной комиссии осуществляет полномочия, возложенные на него избирательной комиссией, членом которой он является, а также исполняет по поручению председателя избирательной комиссии его отдельные поручения.
    5.Секретарь избирательной комиссии:
    осуществляет полномочия, возложенные на него избирательной комиссией;
    исполняет отдельные поручения председателя избирательной комиссии;
    организует подготовку проектов решений и иных материалов, рассматриваемых на заседании избирательной комиссии.
    1.На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при осуществлении избирательной комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящей избирательной комиссии, кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами референдума указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами и документами референдума. На всех заседаниях и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
    2.Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Тыва, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
    1.Избирательная комиссия Республики Тыва в пределах своих полномочий принимает постановления. Иная избирательная комиссия в пределах своих полномочий принимает решения.
    2.Решения и иные акты избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты избирательной комиссии не подлежат государственной регистрации.
    3.Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
    4.Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена Избирательной комиссии Республики Тыва обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
    5.Решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведении выборов, референдума, о регистрации кандидатов, об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принимаются на заседании комиссии, если за данное решение проголосовало более половины от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 8, 13 и 18 настоящего Закона.
    6.Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    7.При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
    8.Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
    9.Решения избирательной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
    10.Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссии, решение которой было отменено.
    11.Решения Избирательной комиссии Республики Тыва, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, участковой комиссии.
    12.Обжалование решений избирательной комиссии осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, законом Республики Тыва.
    1.Избирательная комиссия Республики Тыва может быть расформирована Верховным судом Республики Тыва, территориальная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования, участковая комиссия - соответствующим районным судом в случаях:
    а) нарушения избирательной комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Республики Тыва в порядке, установленном федеральным законом, законом Республики Тыва (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;
    б) неисполнения избирательной комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Республики Тыва, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" .
    2.С заявлением в суд о расформировании Избирательной комиссии Республики Тыва вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
    3.С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться соответственно либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Республики Тыва.
    4.Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.
    5.Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.
    6.В случае принятия судом решения о расформировании Избирательной комиссии Республики Тыва в период избирательной кампании, кампании референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" временную Избирательную комиссию Республики Тыва в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума Избирательная комиссия Республики Тыва формируется органами государственной власти Республики Тыва с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
    7.В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в период избирательной кампании, кампании референдума Избирательная комиссия Республики Тыва формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" временную комиссию муниципального образования в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума комиссия муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования с соблюдением требований, установленных статьями 22 и 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    8.В случае принятия судом решения о расформировании иных, кроме указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, комиссий данные комиссии формируются в новом составе вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании, кампании референдума с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а по окончании периода избирательной кампании, кампании референдума - с соблюдением требований, установленных статьями 22, 25, 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    9.Временная избирательная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума). При этом первое заседание указанных комиссий созывается органом, их сформировавшим.
    10.Расформирование избирательной комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.
    1.Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии Республики Тыва осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Республики Тыва о бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета, в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
    2.Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, осуществляется за счет средств бюджета Республики Тыва и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Тыва о бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
    3.Избирательная комиссия Республики Тыва, избирательная комиссия муниципального образования, территориальная комиссия предоставляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  15. Глава VIII.Заключительные положения

  16. 1.В случае нарушения избирательной комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Республики Тыва в порядке, установленном законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума; неисполнения избирательной комиссией решений суда или вышестоящих комиссий, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Республики Тыва, принятых в связи с обжалованием решения или действия (бездействия) избирательной комиссии муниципального образования в Избирательную комиссию Республики Тыва, а решения или действия (бездействия) Избирательной комиссии Республики Тыва - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Избирательная комиссия Республики Тыва может быть расформирована Верховным судом Республики Тыва, а иная избирательная комиссия - соответствующим районным судом.
    2.В случае нарушений требований законодательства членами избирательной комиссии, в том числе ее председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии они несут ответственность, установленную федеральным законодательством.
    1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Иные законы Республики Тыва, устанавливающие порядок деятельности избирательных комиссий в Республике Тыва, не могут противоречить настоящему Закону. В случае противоречия иного закона Республики Тыва настоящему Закону, применяются соответствующие положения настоящего Закона.
    Председатель Правительства
    Республики Тыва
    Ш.ООРЖАК
    г. Кызыл
    9 июля 2003 года
    N 355 ВХ-1