-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Тыва
Закон от 09 декабря 1996 года № 645

Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва

Принят
Великим Хуралом Республики Тыва
30 сентября 1996 года
    В редакциях
  • от 31.12.2003 № 516 ВХ-1,
  • от 29.12.2004 № 1129 ВХ,
  • от 26.10.2007 № 332 ВХ-2,
  • от 28.11.2008 № 972 ВХ-2,
  • от 18.03.2009 № 1199 ВХ-2,
  • от 13.07.2009 № 1491 ВХ-2,
  • от 04.04.2011 № 532 ВХ-1,
  • от 31.03.2012 № 1242 ВХ-1.
    Особо охраняемые природные территории - объекты республиканского и местного значения, участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
    Особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения относятся к объектам собственности народа Республики Тыва. Особо охраняемые природные территории составляют неотъемлемую часть природно- заповедного фонда Республики Тыва.
    Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изучением ее состояния, экологического воспитания населения и устанавливает их правовой статус.
  1. Раздел I.Общие положения

  2. 1.Законодательство Республики Тыва об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Конституции Республики Тыва и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ними других законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва.
    2.Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва.
    Основными принципами обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий являются:
    - обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования особо охраняемых природных территорий;
    - поддержка деятельности, направленной на охрану особо охраняемых природных территорий;
    - необходимость обеспечения экологической безопасности особо охраняемых природных территорий, недопущение неотвратимых последствий для них;
    - обеспечение особой государственной политики и поддержка мероприятий по сохранению, использованию и восстановлению особо охраняемых природных территорий;
    - строгое соблюдение требований природоохранного законодательства об особо охраняемых природных территориях и неотвратимости ответственности за их нарушения.
    1.С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий республиканского и местного значения:
    - исключена
    - исключена
    - исключена
    - этноприродные парки;
    - государственные природные заказники;
    - памятники природы;
    - лечебно-оздоровительные местности, в том числе бальнеологические источники-аржааны и курорты;
    - государственные природные микрозаповедники;
    - водно-болотные угодья;
    - водные объекты;
    - утратил силу
    - водоохранные зоны;
    - утратил силу
    - природные парки.
    2.Правительство Республики Тыва, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.
    3.В целях защиты особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны, зоны традиционного природопользования или зоны с регулирующим режимом хозяйственной деятельности.
    Границы и режим охранной зоны для особо охраняемых природных территорий республиканского значения утверждаются Правительством Республики Тыва, а для особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления.
    Границы и режим зон санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно- оздоровительных местностей, аржаанов и курортов республиканского и местного значения утверждаются Правительством Республики Тыва.
    4.При разработке территориальных комплексных схем, схем и проектов землеустройства, схем кожуунной планировки, проектов лесоустройства и других учитываются все особо охраняемые территории.
    5.На основании принятых схем развития и размещения, особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы Правительство Республики Тыва принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
    6.Особо охраняемые территории республиканского значения, образованные с изъятием (или без изъятия) в установленном порядке земельных участков (акваторий) у их владельцев и пользователей, являются государственной собственностью Республики Тыва.
    Особо охраняемые природные территории местного значения, образованные с изъятием (или без изъятия) в установленном порядке земельных участков (акваторий) у их владельцев и пользователей, являются собственностью муниципальных образований.
    7.Особо охраняемые природные территории республиканского значения находятся в ведении органов государственной власти Республики Тыва. Особо охраняемые природные территории местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления.
    8.Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Земельные участки и другие природные ресурсы, в границах особо охраняемых природных территорий, здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат.
    Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в состав особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, кроме как по решению органов государственной власти Республики Тыва в соответствии с Федеральным законом.
    9.Находящиеся на особо охраняемых территориях учреждения могут выступать учредителями и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию указанных особо охраняемых природных территорий.
    10.Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, могут предоставляться в пользование природопользователям на правах, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Тыва, нормативно-правовыми актами и положением о конкретной особо охраняемой природной территории.
    11.Юридические лица, расположенные на особо охраняемых природных территориях и их охранной зоне, обязаны согласовывать вопросы социально-экономической деятельности с особо охраняемыми природными территориями республиканского и местного значения или государственными органами и муниципальными образованиями, в ведении которых эти территории находятся.
    12.Территории государственных природных заказников, памятников природы, водно-болотных угодий, государственных природных микрозаповедников относятся к особо охраняемым природным территориям республиканского значения. Территории лечебно-оздоровительных местностей, в том числе бальнеологические источники - аржааны и курорты, этноприродные парки, водные объекты, зеленые зоны, могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям республиканского значения или к особо охраняемым природным территориям местного значения.
    Особо охраняемые природные территории республиканского значения определяются Правительством Республики Тыва.
    Особо охраняемые природные территории местного значения определяются органами управления муниципальных образований, в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Тыва.
    1.К полномочиям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относятся:
    принятие законов Республики Тыва, регулирующих отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их исполнением;
    абзац утратил силу
    разработка проектов законов, регулирующих отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в порядке законодательной инициативы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в Федеральном Собрании Российской Федерации;
    определение порядка использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
    разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Тыва в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
    утверждение порядка образования, финансирования и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.
    абзацы восьмой - десятый утратили силу
    2.К полномочиям Правительства Республики Тыва в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся:
    - утверждение по согласованию с органами местного самоуправления схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы;
    - принятие по согласованию с органами местного самоуправления решения о резервировании земельных участков, акваторий, лесов, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями республиканского значения и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
    - внесение по согласованию с органами местного самоуправления предложений в Правительство Российской Федерации об образовании на территории Республики Тыва особо охраняемых территорий федерального значения;
    - принятие по согласованию с органами местного самоуправления решения об образовании особо охраняемых природных территорий республиканского значения, охранных зон, зон традиционного природопользования или зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и утверждение положений о них;
    - управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
    - организация охраны особо охраняемых территорий республиканского значения;
    - разработка и утверждение республиканских программ, регулирующих отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Республики Тыва.
    3.К полномочиям органов местного самоуправления в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий относятся:
    - согласование отнесения части земель (акваторий) кожууна (населенного пункта - сумона) к категории особо охраняемых природных территорий республиканского значения и положений об этих территориях;
    - принятие по согласованию с Правительством Республики Тыва и решения об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения, охранных зон и утверждение положений о них;
    - управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых территорий местного значения;
    - организация охраны особо охраняемых территорий местного значения;
    - финансирование из средств местного бюджета особо охраняемых природных территорий местного значения.
    1.Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется Правительством Республики Тыва и специально уполномоченным на то государственным органом Республики Тыва в области охраны окружающей среды.
    2.Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами управления муниципальных образований (кожуунов).
    1.Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительной, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
    2.Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития республики.
    3.Утратила силу
    Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы и органы местного самоуправления учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
  3. Раздел II.Образование и функционирование особо охраняемых природных территорий

  4. 1.Решение об образовании особо охраняемых природных территорий республиканского значения принимает Правительство Республики Тыва по согласованию с органами местного самоуправления.
    2.Решение об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения принимают органы местного самоуправления по согласованию с Правительством Республики Тыва.
    Особо охраняемые природные территории местного значения образовываются в пределах муниципальных образований.
    Могут образовываться как с изъятием земельных участков (акваторий), так и без изъятия у пользователей и владельцев этих участков (акваторий).
    3.Особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения могут при их создании наделяться правами юридического лица.
    4.Задачи и особенности режима конкретной особо охраняемой природной территории республиканского и местного значения определяются положением о ней, утверждаемым соответственно Правительством Республики Тыва и органами местного самоуправления.
    5.Органы исполнительной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий путем создания для этих целей структурных подразделений, наделенных соответствующими полномочиями.
    1.Пользование особо охраняемыми природными территориями республиканского и местного значения осуществляется из принципов сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов.
    2.Виды пользования, допускаемые на особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, осуществляются в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях и не должны противоречить целям образования особо охраняемых природных территорий.
    3.Решение о предоставлении участков недр и природных лечебных ресурсов в пользование на особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения принимается в порядке, установленном законодательством Республики Тыва и Российской Федерации.
    1.Финансирование особо охраняемых природных территорий осуществляется из следующих источников:
    - средств республиканского (Республика Тыва) и местного бюджетов, в зависимости от того, решением каких из этих органов образованы особо охраняемые природные территории в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
    - от научной, рекреационной, рекламной и иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству и целям особо охраняемой территории;
    - в качестве возмещения ущерба, причиненного особо охраняемой территории, в результате незаконной деятельности юридических и физических лиц;
    - от штрафов, применяемых к нарушителям в порядке административной ответственности в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
    - в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
    Указанные средства являются собственностью особо охраняемых территорий.
    2.Утратила силу
    3.Принадлежащие особо охраняемым природным территориям земельные участки, недра и другие природные ресурсы, недвижимое и движимое имущество не подлежат приватизации.
    4.Финансирование особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении отдельных ведомств, осуществляется за счет их средств.
    5.Утратила силу
  5. Раздел III.Традиционные методы природопользования на особо охраняемых природных территориях

  6. 1.Граждане Российской Федерации, проживающие на территориях Республики Тыва, отнесенных к территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов, имеют право на традиционное природопользование в пределах особо охраняемых территорий с соблюдением установленного законодательством и обычаями коренных малочисленных народов режима их охраны.
    2.Это право указанные граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины и т.д.).
  7. Раздел IV.Особенности правового положения отдельных категорий особо охраняемых территорий республиканского и местного значения

  8. 1.Государственными природными микрозаповедниками являются территории (акватории), имеющие особое значение в сохранении и восстановлении отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, генофонда видового разнообразия растительного и животного мира, поддержании экологического баланса.
    Государственные природные микрозаповедники имеют сравнительно небольшие по площади территории и в отличие от государственных природных заповедников не являются в полной мере автономными саморегулирующимися экосистемами.
    2.Государственные природные микрозаповедники являются особо охраняемыми территориями республиканского значения.
    3.Образование государственного природного микрозаповедника осуществляется постановлением Правительства Республики Тыва по согласованию с органами управления муниципальных образований (кожуунами) с изъятием в установленном порядке у пользователей и владельцев земельных участков (акваторий).
    4.На прилегающих к территориям государственных природных микрозаповедников участках земли (акваторий) создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
    5.Образование охранной зоны государственного природного микрозаповедника осуществляется постановлением Правительства Республики Тыва.
    6.Положение о конкретном государственном природном микрозаповеднике утверждается постановлением Правительства Республики Тыва по согласованию с органами местного самоуправления.
    7.На территории государственного микрозаповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного микро заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном природном микро заповеднике.
    8.Пребывание на территории государственных природных микрозаповедников граждан, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные микрозаповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов.
    9.Государственные природные микрозаповедники могут создаваться в форме природоохранных учреждений с правами юридического лица.
    10.Государственные природные микрозаповедники финансируются за счет средств республиканского бюджета и других не запрещенных законом источников.
    Слова исключены
    1.Этноприродные парки - это природные территории и объекты, образованные с целью сохранения природных комплексных участков, имеющих особую экологическую и историко-культурную ценность и обеспечения традиционного образа жизни коренного и старожильческого населения, в том числе малочисленных народов и этнических групп в местах их компактного проживания в целях их духовной и материальной культуры, исторически сложившегося жизненного уклада и традиций природопользования.
    2.Решение об образовании этноприродных парков принимает Правительство Республики Тыва по представлению органов местного самоуправления, в порядке установленным настоящим Законом и Положением об этноприродном парке, утвержденным Правительством Республики Тыва.
    3.Этноприродные парки находятся в ведении исполнительных органов республики и органов местного самоуправления и функционируют на основании указанного Положения.
    4.Финансирование этноприродного парка осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов на определенные виды природоохранных работ: средств экологического фонда; специальных внебюджетных фондов; постоянной, безвозмездной помощи предприятий, организаций и учреждений, граждан и их объединений; средств, полученных в виде дивидендов от собственной деятельности; иных источников этноприродного парка.
    5.В пределах этноприродного парка выделяются функциональные зоны с различным режимом охраны и использования, в зависимости от экологической и культурно-исторической ценности отдельных участков и объектов, а также возможности осуществления традиционного природопользования.
    6.В этноприродном парке запрещается или сводится к минимуму хозяйственная деятельность, не относящаяся к традиционным видам природопользования, которое осуществляется на основе нормативов, разработанных для местных условий.
    7.В пределах этноэкологического парка может развиваться экологический и научный туризм, а также осуществляться научно-исследовательская деятельность по изучению и сохранению природного и культурного наследия, экологическому мониторингу, оценке состояния исследуемых ресурсов и определению нормативов природопользования.
    8.Без согласия органов местного самоуправления и населения, проживающего в пределах этноприродного парка, эта территория не подлежит отчуждению под промышленное и иное освоение, не предусмотренное установленным для данных территорий режимом.
    9.Конкретные особенности зонирования, режима, финансирования и функционирования каждого этноприродного парка определяются Положением о нем.
    1.Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
    2.Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей и владельцев земельных участков.
    3.Государственные природные заказники могут быть:
    - комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
    - биологическими (ботаническими, зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    - палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
    - гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных видов водных объектов и экологических систем;
    - геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
    4.Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников республиканского значения определяется Правительством Республики Тыва.
    5.Исключена с 1 января 2005 года
    6.Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.
    1.Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
    2.Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями республиканского значения Правительством Республики Тыва.
    3.Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Тыва утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
    4.Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у владельцев и пользователей этих участков.
    5.На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон, запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
    6.Владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
    7.Расходы владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы, возмещаются за счет средств республиканского бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
    1.Охраняемыми водно-болотными угодьями признаются территории и акватории, имеющие особое значение для сохранения, восстановления и поддержания ресурсов водоплавающих и околоводных птиц, а также среды их обитания.
    2.Охраняемые водно-болотные угодья являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, организуются постановлением Правительства Республики Тыва по согласованию с органами местного самоуправления.
    3.На территории водно-болотного угодья запрещаются все виды природопользования, вызывающие нарушение среды обитания водоплавающих и околоводных птиц.
    1.Охраняемыми водными объектами являются водоемы или их отдельные участки, предназначенные для сохранения и восстановления одного или многих видов гидробионтов или биогидроценозов, видового биоразнообразия и генетических ресурсов.
    2.Охраняемые водные объекты могут быть республиканского и местного значения. Решение об их образовании принимается соответственно Правительством Республики Тыва или органами управления муниципальных образований.
    3.На охраняемых водных объектах запрещается деятельность, которая может нанести ущерб уникальным или обычным природным комплексам или условиям существования отдельных ценных видов и популяций гидробионтов.
    1.Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (бальнеологические источники - аржааны, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
    2.Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и свойств.
    3.Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, республиканское и местное значение.
    4.Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
    1.В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
    2.В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно- оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.
    3.Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные ресурсы относятся к недрам (бальнеологические источники - аржааны, минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно- санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
    4.Порядок организации округов санитарной, горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Республики Тыва в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
  9. Раздел V.Организация охраны особо охраняемых природных территорий

  10. ( в ред. Закона Республики Тыва от 31.03.2012 N 1242 ВХ-1)
    ( в ред. Закона Республики Тыва от 31.03.2012 N 1242 ВХ-1)
    1.Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Тыва требований в области охраны окружающей среды, касающихся:
    режима особо охраняемой природной территории;
    особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
    режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.
    2.На особо охраняемых природных территориях республиканского значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в области охраны окружающей среды и подведомственными ему государственными учреждениями при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
    3.На особо охраняемых природных территориях республиканского значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти Республики Тыва и их подведомственных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране природы и государственными инспекторами по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения.
    4.Пользователи и владельцы земельных участков (акваторий), которые расположены в границах особо охраняемых природных территорий, обязаны соблюдать установленный в них режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную или иную установленную законом ответственность.
    ( в ред. Закона Республики Тыва от 31.03.2012 N 1242 ВХ-1)
    1.Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, имеют право:
    запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства об особо охраняемых природных территориях;
    беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора (природоохранного учреждения) о назначении проверки посещать расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
    выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий;
    составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
    направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
    предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного особо охраняемым природным территориям вследствие нарушений установленного режима;
    запрашивать в целях проверки у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и их охранных зон;
    задерживать граждан, нарушивших режим особо охраняемых природных территорий, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;
    производить на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
    изымать у граждан, нарушивших законодательство об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы.
    2.Государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий обеспечиваются при исполнении служебных обязанностей форменной одеждой и средствами индивидуальной защиты, подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского бюджета.
    3.Работники, осуществляющие охрану особо охраняемых природных территорий местного значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора. Страхование указанных работников может осуществляться за счет средств местного бюджета.
    4.Органы и природоохранные государственные учреждения, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях.
  11. Раздел VI.Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

  12. 1.Утратила силу
    2.Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - фактическим затратам на их восстановление.
  13. Раздел VII.Международная деятельность и международные договоры

  14. Раздел VIII.Заключительные положения

  15. 1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Поручить Правительству Республики Тыва в течение двух месяцев разработать и утвердить положения об особо охраняемых природных территориях.
    Президент Республики Тыва
    Ш.ООРЖАК
    г. Кызыл
    9 декабря 1996 года
    N 645