Республика Тыва

Решение от 21 февраля 2012 года

По делу № 05-13-01/40-15-11
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
21 февраля 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2012 г.
    В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2012 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/40-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:
    Председателя Комиссии: Долгих О.М. – руководителя Тывинского УФАС России,
    Членов Комиссии:
    Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
    Монгуш С.Ю. – главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
    Сарбаа В.В. – специалиста 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
    в отсутствии надлежащим образом извещенных Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва, Общества с ограниченной ответственностью «…» (далее ООО «…») (уведомление о доставке факса от 09.02.2012 г.);
    рассмотрев материалы дела № 05-13-01/40-15-11, возбужденного на основании приказа от 23 ноября 2011 г. № 373 о возбуждении дела № 05-13-01/40-15-11 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва «…» по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении муниципальной преференции в виде предоставления комплекса имущества объекта коммунальной инфраструктуры принадлежащего Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва ООО «…» без согласования с антимонопольным органом,
    В связи с установлением постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 26 мая 2011 № 29 тарифа на услуги по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые ООО «…» и на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции Тывинским УФАС России в адрес Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва направлен запрос о предоставлении копий нормативно-правовых актов органа местного самоуправления, которыми переданы водопроводно-канализационные системы города Шагонар и иное недвижимое имущество, указанному выше хозяйствующему субъекту, а также заключенные с ними договора аренды указанного имущества.
    31.10.2011 г. в адрес Тывинского УФАС России поступила запрашиваемая информация, согласно которой Администрация городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва на основании постановления главы от 06.09.2011 г. № 148 передало комплекс имущества объекта коммунальной инфраструктуры, принадлежащий городскому поселению город Шагонар состоящий из передаточных устройств (сетей водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и линий телефонной связи), оборудования, машин и самоходной техники в соответствии с актом приемки передачи от 01.07.2011 г. на хозяйственное ведение ООО «…» (вх. № 5573 от 31.10.2011 г.)
    Указанные выше действия Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва содержат признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с чем приказом Тывинского УФАС России от 23 ноября 2011 г. № 373 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13-01/40-15-11.
    Определением председателя Комиссии Тывинского УФАС России от 24.11.2011 г. рассмотрение дела № 05-13-01/40-15-11 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции было назначено на 12 декабря 2011 г. в 15 часов 00 мин.
    На рассмотрение дела № 05-13-01/40-15-11 12 декабря 2011 г. в 15 часов 00 минут явился представитель Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва без документов, подтверждающих полномочия на представление интересов Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва в Тывинском УФАС России, как органе государственной власти, в связи, с чем указанное лицо не было допущено к рассмотрению дела.
    Так же, в адрес Тывинского УФАС России не поступили документы, запрошенные от Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва определением Комиссии Тывинского УФАС России от 24.11.2011 г. (исх. № 5-2360 от 24.11 2011 г.)
    На основании вышеизложенного и в связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу № 05-13-0140-15-11, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия Тывинского УФАС России отложила рассмотрение дела на 25 января 2012 г. в 16 часов 30 минут.
    25 января 2012 г. в 16 часов 30 минут на рассмотрение дела явились:
    Представители Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва:
    «…»
    «…»;
    Представитель ООО «…»
    «…»
    В ходе рассмотрения 25.01.2012 г. и.о. главы Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва Изотов Б.А., предоставил письменные пояснения согласно которым, комплекс имущества объекта коммунальной инфраструктуры принадлежащего Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва передан ООО «…» в рамках полномочий определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    Представитель по доверенности «…» пояснила, что свидетельства о государственной регистрации указанного имущественного комплекса у Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва отсутствуют, однако имеется реестр муниципального имущества.
    Так же, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 05-13-01/40-15-11 установлено, что Администрацией городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва не представлен в материалы дела реестр муниципального имущества.
    На основании вышеизложенного и в связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу № 05-13-01/40-15-11, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия Тывинского УФАС России отложила рассмотрение дела на 09 февраля 2012 г. в 17 часов 30 минут.
    09 февраля 2012 г. в 17 часов 30 минут надлежащим образом извещенные Администрация городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва и ООО «…» на рассмотрение дела своих представителей не направили, Администрация городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва представила документы, запрошенные определением от 25.01.2012 г.
    Комиссия Тывинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 05-13-01/40-15-11 приходит к следующему:
    В соответствии с Уставом городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва, принятого решением № 58 Хурала представителей муниципального образования город Шагонар 10.07.2008 г., городское поселение город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва является органом местного самоуправления.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
    Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
    Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
    Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
    Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
    Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Закон о защите конкуренции.
    Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
    В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.
    Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
    Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что не является государственной и муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
    В целях оптимального урегулирования вопросов передачи муниципального имущества Закон о защите конкуренции был дополнен статьей 17.1 (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
    Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
    07.03.2010 г. вступил в силу Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС России).
    Согласно пункта 3 Порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.
    В Приложении № 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67 содержится Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. В указанный Перечень входят системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
    Таким образом, передача указанных объектов коммунальной инфраструктуры, состоящих из передаточных устройств (сетей водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и линий телефонной связи) принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию г. Шагонар хозяйствующему субъекту может быть осуществлено только после проведения конкурса в порядке определенном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
    В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации - государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
    В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" - унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
    На основании изложенного следует, что государственное или муниципальное имущество может быть закреплено на праве хозяйственного ведения исключительно за государственными или муниципальными предприятиями. В свою очередь предоставление государственного имущества на праве хозяйственного ведения обществам с ограниченной ответственностью действующим законодательством не предусмотрено.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции - конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
    Таким образом, для формирования конкурентных отношений на рынке по предоставлению услуг водоснабжения, услуг водоотведения и очистке сточных вод, существуют барьеры: экономические - создание объектов водоснабжения и водоотведения требует получения и реализацией технических условий, что, в свою очередь, требует привлечения инвестиционного капитала и определенных временных затрат, связанных с реализацией технических условий и вводом объектов водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, выполнением экологических норм; административные – связанные с согласованием условий строительства с соответствующими органами.
    Появление на данном товарном рынке новых организаций по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод потребует привлечение значительных капиталовложений, осуществление комплекса мероприятий по соблюдению экологических норм, а так же преодоление организационно-административных барьеров.
    Таким образом, предоставление имущественного комплекса, необходимого для предоставления услуг водоснабжения, услуг водоотведения и очистке сточных вод любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность по предоставлению услуг водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод снимет экономические и административные барьеры входа на указанный рынок.
    Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.
    Таким образом, передача муниципального имущества, после вступления в силу Закона о защите конкуренции, должна осуществляться в соответствии с требованиями указанного закона, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции
    Решение Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва, о передаче муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры состоящих из передаточных устройств (сетей водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и линий телефонной связи) принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию г. Шагонар определенному хозяйствующему субъекту – ООО «…» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на получение муниципального имущества в пользование.
    Предоставление муниципального имущества ООО «…» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.
    Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.
    Наряду с ООО «…» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право пользования муниципальным имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).
    Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва для обращения за правом пользования объектами муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для ООО «…». Указанные действия Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва, выразившиеся в предоставлении комплекса имущества коммунальной инфраструктуры без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, являются недопустимыми в силу положений статьи 17.1, статьи 19 и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
    Действия Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва по передаче муниципального имущества фактически в безвозмездное пользование ООО «…» в нарушение предусмотренного Законом о защите конкуренции порядка без поведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, ограничивают конкуренцию на получение права пользования муниципальным имуществом, препятствуют развитию конкуренции, и ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов, имеющих намерения получить права на муниципальное имущество, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/40-15-11,
    1.Признать Администрацию городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ООО «…» муниципальной преференции в виде передачи комплекса имущества объекта коммунальной инфраструктуры состоящего из передаточных устройств (сетей водоснабжения, теплоснабжения и линий телефонной связи в соответствии с актом приемки передачи от 01.07.2011 г.) на основании постановления главы города Шагонар от 06.09.2011 г. № 148 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
    2.Выдать Администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    3.Передать материалы дела уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.
    Председатель Комиссии
    О.М. Долгих
    Члены Комиссии
    Ф.А. Хаджиев
    С.Ю. Монгуш
    В.В. Сарбаа

    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.