Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
12 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2010 года.
В полном объёме решение изготовлено 12 июля 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.
Члены комиссии:
Сорвачева В.А. – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Сватиков А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Оюн А.М. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
в присутствии:
заявителя – представителя Мэрии г. Кызыла по доверенности № 834 от 20.10.09 "...",
ответчика – генерального директора ОАО «Кызылская ТЭЦ» "...", представителя по доверенности №3 от 01.07.2010г. "...",
заинтересованного лица – заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 г.Кызыла (МДОУ д/с №4) "..." ,
рассмотрев дело № 04-06-08/03-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) ОАО «Кызылской ТЭЦ» (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Колхозная, 2),
21 января 2010 г. за вход. № 29 в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление Мэрии г. Кызыла на действия ОАО «Кызылская ТЭЦ» при выдаче технических требований на проектирование узла учета тепловой энергии на объекте МДОУ д/с №4.
Из приложенного письма ОАО «Кызылская ТЭЦ» о выполнении технических требований к заявлению следует, что ОАО «Кызылская ТЭЦ» включило в содержание требований пункт 4, в соответствии с которым измерительные преобразователи массы (объема) и температуры теплоносителя необходимо установить на подающем и обратном трубопроводе в точке разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей. Данный пункт обязывает МДОУ детский сад №4 нести затраты, связанные с установкой узла учета тепловой энергии на границе балансовой принадлежности, которая находится за оградой детского сада, вне стен уже имеющейся тепловой камеры. Кроме того, к заявлению приложено письмо организации ООО НПФ «Тэм-Сервис-Радуга», с которой заключен договор от 11.12.2007г. на монтаж узла коммерческого учета теплоэнергии, о невозможности выполнения требований ОАО «Кызылской ТЭЦ» по установке приборов учета тепловой энергии на границе балансовой принадлежности и письмо Енисейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора № 34-473/68 от 28.10.2008г. о незаконности требований энергоснабжающей организации по установке узла учета в точке разграничения балансовой принадлежности.
Из материалов дела установлено следующее.
Согласно п.7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-493, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.09.1995 №954 для допуска в эксплуатацию узлов учета потребителя энергоснабжающей организацией, потребителю необходимо представить проект на узел учета тепловой энергии, согласованный с энергоснабжающей организацией. С этой целью МДОУ детский сад №4 обратился в ОАО «Кызылская ТЭЦ» за выдачей технических требований на проектирование узла учета тепловой энергии.
ОАО «Кызылской ТЭЦ» данные технические требования были выданы 02.09.2008г письмом за номером 1153.
В соответствии с этими требованиями измерительные преобразователи массы (объема) и температуры теплоносителя МДОУ д/с №4 необходимо установить на подающем и обратном трубопроводе в точке разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей.
В период рассмотрения дела, Тывинским УФАС России были получены возражения от ОАО «Кызылская ТЭЦ», что данные требования носят рекомендательный характер и направлены на учет интересов всех заинтересованных лиц.
Данные возражения не отражают действительности, так как в дело не представлено доказательств об учете интересов МДОУ д/с №4, в виде согласования требований по возможности установки узла учета тепловой энергии в уже имеющемся тепловом пункте и данные требования носят обязательный характер, так как отсутствует возможность приемки в эксплуатацию узла учета тепловой энергии без согласованного проекта на узел учета тепловой энергии с энергоснабжающей организацией.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Часть 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно выписке из Единого государственного реестра сферой деятельности ОАО «Кызылская ТЭЦ» является передача тепловой энергии. В соответствии со статей 4 Федерального закона от 17.08.1995г № 14-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к естественной монополии.
Согласно п. 2.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, узлы учета тепловой энергии оборудуются у границы раздела балансовой принадлежности трубопроводов в местах максимально приближенных к головным задвижкам источника. Также согласно п. 3.1.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя узел учета тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя оборудуется на принадлежащем потребителю тепловом пункте в месте, максимально приближенном к его головным задвижкам. .При установке приборов учета тепловой энергии не на границе балансовой принадлежности в проекте указывается расстояние от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, требования ОАО «Кызылской ТЭЦ» по установке в точке разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей прибора учета тепловой энергии не имеют подтверждения в законодательстве Российской Федерации.
Границей балансовой принадлежности согласно приложения №2 Муниципального контракта №73 от 01.01.2009г, заключенного между МДОУ д/с №4 и ОАО «Кызылская ТЭЦ» является ТК-В1918. Теплосеть пролегающая от данной границы до здания МДОУ д/с №4 никому на праве собственности, аренды или полного хозяйственного ведения не принадлежит и является бесхозной. Согласно п.3 ст.225 Гражданского Кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Мэрией г.Кызыла по данному вопросу никаких мер не принимается.
Технические требования на проектирование узла учета тепловой энергии на объекте МДОУ детский сад №4, выдавались ОАО «Кызылской ТЭЦ» сроком на один год и действовали с 02.09.2008 по 02.09.2009 год.
Соответственно документ, устанавливающий ограничение интересов заявителя занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом ОАО «Кызылская ТЭЦ», на момент рассмотрения дела утратил силу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/03-10-10 о нарушении антимонопольного законодательства, 1.Дело №04-06-08/03-10-10, возбужденное в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с истечением срока действия в сентябре 2009 года, выданных технических требований на проектирование узла учета тепловой энергии на объекте МДОУ детский сад №4 прекратить. 2.Рекомендовать Мэрии г. Кызыла решить вопрос об обращении бесхозных тепловых сетей в муниципальную собственность и передачи их на обслуживание хозяйствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 3.Рекомендовать ОАО «Кызылская ТЭЦ» разработать технические условия на проектирование узла учета тепловой энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
__________ О. М. Долгих
Члены Комиссии
__________ В.А. Сорвачева
__________ А.И. Сватиков
__________ А.М. Оюн
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.