Республика Тыва

Постановление от 27 апреля 2011 года

По делу № А39-14.9/11
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
27 апреля 2011 года
    Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Долгих Ольга Михайловна,
    руководствуясь статьей 23.48. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее– КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела А39-14.9/11 об административном правонарушении в отношении Мэра г. Кызыла ..., ... года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: ..., паспорт серии ..., номер ... выдан Отделением ОФМС России по Республике Тыва в г.Кызыле,
    Событие административного правонарушения: действия должностного лица органа местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
    Основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении в отношении Мэра г. Кызыла ... является решение Тывинского УФАС России от 31.08.2010 г. по делу № 04-06-08/11-15-10, которым Мэрия г. Кызыла была признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с установлением повышенного тарифа арендной платы с применением коэффициента деятельности Кд – 3.
    Из материалов дела установлено следующее.
    Заявитель ИП ... просила проверить обоснованность единовременного повышения арендной платы в 2,5 раза с 01.01.2010 на помещение, арендуемое ИП ...
    ИП ... является арендатором нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, д. 29, 1 эт., помещение № 13 и ½ часть помещения № 14, предоставляемых ДЗИО Мэрии г. Кызыла.
    ИП ... представила копию договора аренды от 02 мая 2006 г. с копиями соглашений о внесении изменений и дополнений от 15.06.2006, 06.03.2007, 09.01.2008, 15.01.2009 и 11.03.2010.
    В соответствии с представленным дополнительным соглашением от 15.01.2009 размер арендной платы в соответствии с соглашением от 15.01.2009 составлял 4849 рублей.
    ДЗИО г. Кызыла за исх. № 1208 от 06.04.2010 направлено дополнительное соглашение, которое предусматривает размер арендной платы – 14546 руб.
    Однако, для калькуляции расчета арендной платы и в дополнительном соглашении от 15.01.2009, и в проекте дополнительного соглашения от 11.03.2010 применялся порядок определения платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кызыла, утвержденный Постановлением Мэра г. Кызыла от 18.04.2007 № 736. Кроме того, размер базовой арендной платы за 1 квадратный метр в год не менялся с 2008 г. и установлен постановлением Мэра г. Кызыла № 1693 от 14.11.2008.
    Так, годовая арендная плата рассчитывается по формуле:
    А = Са * S * Кр * Кд * Кт * Кк * Ко, где:
    А - размер арендной платы в год, рублей;
    Са - базовая ставка арендной платы за 1 (один) квадратный метр в год (установлена постановлением мэра г. Кызыла № 1693 от 14.11.2008 в размере 250 руб.), рублей;
    S - площадь занимаемого помещения, площадь занимаемой площадки под размещение временных сооружений, площадь площадки конструктивного элемента объектов муниципальной собственности под размещение временных сооружений, оборудования телевидения и связи и иных средств, кв.м;
    Кр - коэффициент, учитывающий расположение помещения в здании:
    Кд - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора:
    Кт - коэффициент, учитывающий территориальное расположение здания в границах определенных зон города:
    Кк - коэффициент комфортабельности:
    Ко - коэффициент, учитывающий особенности места расположения и планировки помещения в зависимости от покупательского потока:
    Увеличение размера арендной платы обусловлено применением ДЗИО Мэрии г. Кызыла коэффициента, учитывающего вид деятельности арендатора, принимаемым равным 3.0, предусмотренного для страховых компаний, частных нотариальных контор, и предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность.
    Однако, ранее ДЗИО г. Кызыла применялся коэффициент в размере 1.0 – для прочих видов деятельности.
    В соответствии с п. 5.7 Положения «О порядке предоставления в аренду муниципального имущества города Кызыла», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 18.04.2007 № 736 (далее – постановление Мэрии № 736 от 18.04.2007) в договорах аренды в обязательном порядке предусматривается возможность изменения арендной платы в случае изменения вышеуказанного положения, а также индексация арендной платы в соответствии с изменением базовой ставки арендной платы, утверждаемой постановлением мэра города Кызыла.
    В договоре аренды № 63706 от 02.05.2006 условия изменения арендной платы в случае изменения постановления Мэрии № 736 от 18.04.2007 предусмотрены п. 3.3 договора.
    Тывинское УФАС России, изучив данные материалы, установило, что изменения и дополнения в постановление Мэрии г. Кызыла № 736 от 18.04.2007 не вносились, следовательно, оснований для увеличения размера арендной платы у ДЗИО Мэрии г. Кызыла не имелось.
    Кроме того, ИП ... не меняла вид деятельности, которым она занималась с момента заключения договора аренды (оказание парикмахерских услуг), уведомления об изменении вида деятельности в Мэрию г. Кызыла и ДЗИО г. Кызыла не направляла.
    ДЗИО Мэрии г. Кызыла представлены объяснения об увеличении стоимости арендной платы в связи с тем, что исполняли требования Мэрии г. Кызыла по результатам проверки использования муниципального имущества.
    В соответствии с распоряжением Мэра г. Кызыла № 292-р от 29.03.2010 создана межведомственная комиссия.
    Целью проверки являлось приведение договоров аренды в соответствии с Порядком определения платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа г.Кызыл, утвержденного Постановлением Мэра г.Кызыла от 18.04.2007 №736.
    По результатам проведенной проверки межведомственной комиссией вынесен акт проверки договоров аренды муниципального имущества, на основании которых ДЗИО Мэрии г. Кызыла ИП ... направлено уведомление исх. № 1208 от 06.04.2010 с приложением соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды № 63706 от 02.05.2006 с калькуляцией расчета арендной платы с использованием повышающего коэффициента деятельности Кд – 3.
    Согласно п.1.2 Положения ДЗИО Мэрии г.Кызыла, утвержденным Мэром г.Кызыла 05.11.2008г. учредителем ДЗИО является Мэрия г. Кызыла. Департамент подчинен и подотчетен Мэру и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
    Согласно п.2.2 Положения ДЗИО Мэрии г.Кызыла основными задачами Департамента являются, в том числе в установленном порядке владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
    Таким образом, ДЗИО Мэрии г. Кызыла несет ответственность перед Мэром за неисполнение возложенных на него задач по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Комиссией по проверке договоров муниципального имущества, созданной Мэром г.Кызыла было предписано принять меры по устранению нарушений действующего Порядка определения платы за пользование муниципальным имуществом с внесением изменений в договора аренды и привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях.
    03.03.2010г. Мэрией г.Кызыла в адрес ДЗИО Мэрии г. Кызыла было направлено письмо о предоставлении объяснений с ответственных лиц ДЗИО Мэрии г.Кызыла о допущенных фактах нарушения в результате неверного применения Порядка определения платы за пользование муниципальным имуществом, что привело к недополучению доходов бюджета. Также письмом Мэрии г.Кызыла от 09.06.2010г. №449 было указано представить отчет о проведенной работе ДЗИО Мэрии г. Кызыла по устранению нарушений, выявленных в результате проверки договоров аренды муниципального имущества.
    Кроме того, прокуратурой г.Кызыла проведена антикоррупционная экспертиза Порядка определения платы за пользование муниципальным имуществом, в результате которой 25.06.2010г. Мэру г.Кызыла направлено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
    Увеличение арендной платы, без имеющихся на то оснований, предусмотренных договором аренды, для ИП ... может привести к фактическому прекращению ее деятельности.
    Уведомлением о составлении протокола от 16.02.2011г., № 4-252 должностному лицу – Мэру г.Кызыла ... или его представителю, предложено явиться 25.02.2011 г. в 14.30 часов для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В указанное время отсутствовала информация о надлежащем извещении по месту регистрации ...
    Повторным уведомлением на составление протокола от 25.02.2011г. №4-336 Мэру г.Кызыла ... предложено явиться 16.03.2011г. в 10.00 для составления протокола об административном правонарушении, которое получено 03.03.2011г. лично ..., что подтверждается подписью на уведомлении о вручении.
    До составления протокола об административном правонарушении от представителя Мэрии г.Кызыла Кочнева П.В. поступило ходатайство без номера об отложении рассмотрения административного дела в отношении ... на поздний срок. Надлежаще оформленная доверенность на представление интересов должностного лица Мэра г.Кызыла ... не приложена.
    Протокол составлен в отсутствие надлежаще извещенного должностного лица Мэра г. Кызыла ...
    В протоколе было указано место и время рассмотрения дела №А39-14.9/11 30.03.2011г. в 10.00 часов.
    В указанное время в Тывинское УФАС России явился представитель Мэра г.Кызыла ... с ненадлежащее оформленной доверенностью от 10.06.2010г. В связи с тем, что в материалах дела отсутствовало уведомление о надлежащем извещении Мэра г.Кызыла ... о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по домашнему адресу, рассмотрение дела было отложено на 22.04.2011г. в 14.00.
    22.04.2011г. от Мэра г. Кызыла ... поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату в связи с убытием в командировку в г.Красноярск. Определением от 22.04.2011г. дело было отложено на 27.04.2011г. в 17.00, которое направлено факсом по рабочему адресу и курьером на домашний адрес.
    27.04.2011г. Мэр г. Кызыла ... на рассмотрение дела об административном правонарушении № А39-14.9/11 не явился, направил представителя по доверенности от 21.04.2011г. №1975 ... с надлежаще оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № А39-14.9/11.
    ... с вменяемым правонарушением Мэру г. Кызыла ... не согласился на основании того, что в действиях Мэра г. Кызыла отсутствует состав административного правонарушения.
    Данные доводы не могут быть приняты на основании следующего.
    Согласно статье 56 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва, принятого Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 N 50 (далее Устав Мэрии г.Кызыла) в полномочия Мэрии г.Кызыла входит управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
    Согласно статье 49 Устава Мэрии г.Кызыла Мэрией руководит Мэр на принципах единоначалия.
    Согласно статье 50 Устава Мэрии г.Кызыла Мэр г.Кызыла осуществляет общее руководство органами Мэрии, а также управляет и распоряжается муниципальной собственностью, несет ответственность за сохранность и эффективное использование муниципальной собственности.
    Таким образом, должностное лицо Мэр г.Кызыла ... несет ответственность за действия совершаемые органами и должностными лицами Мэрии г.Кызыла и за эффективное использование муниципальной собственности, по распоряжению которого и была создана Комиссия по проверке договоров аренды, в результате которой были направлено дополнительное соглашение об увеличении арендной платы ИП ...
    Также представитель Мэра г.Кызыла указывает на то, что дополнительное соглашение об увеличении арендной платы было только направлено и не подписано ИП ..., что свидетельствует об отсутствии правонарушения.
    Данные доводы также подлежат отклонению на основании того, что в уведомлении от 06.04.2010г. №1208 было указано, что в случае не подписания дополнительного соглашения, договор аренды будет считаться не продленным на 2010 год, что исключает право выбора для индивидуального предпринимателя и предполагает наступление негативных последствий.
    Исполнение требований законодательства РФ при осуществлении деятельности организации возлагается на руководство юридического лица. По материалам административного дела отсутствуют доказательства того, что Мэром г.Кызыла ... предпринимались меры по соблюдению антимонопольного законодательства.
    В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
    В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ Мэр г.Кызыла ... является должностным лицом, так как обладает административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями.
    Таким образом, должностным лицом – Мэром г. Кызыла ..., совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части совершения действий повлекших внесение изменений в договора аренды муниципального имущества, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции.
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 1.5, статьями 23.48, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    Признать должностное лицо - Мэра г. Кызыла ... (адрес регистрации: ...) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Наложить административный штраф на должностное лицо ... в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
    В соответствии со статьей 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.
    Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
    Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:
    Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).
    ИНН 1701044223; КПП 170101001.
    Код бюджетной классификации: 161 1 16 02010 01 0000 140.
    Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).
    р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ НБ Республики Тыва Банка России г. Кызыл БИК: 049304001.
    ОКАТО: 93401000000.
    Назначение платежа: за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.
    Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.
    Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
    В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
    Руководитель управления
    О.М.Долгих