Республика Тыва
Постановление от 12 апреля 2012 года № 177

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 21 января 2011 г. N 14

Принято
Правительством Республики Тыва
12 апреля 2012 года
    Правительство Республики Тыва постановляет:
    Внести в постановление Правительства Республики Тыва от 21 января 2011 г. N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы" следующие изменения:
    1) в наименовании и постановлении цифры "2012" заменить цифрами "2014";
    2) в республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа):
    - в наименовании цифры "2012" заменить цифрами "2014";
    - в паспорте Программы:
    а) в наименовании цифры "2012" заменить цифрами "2014";
    б) в позиции "Наименование Программы" цифры "2012" заменить цифрами "2014";
    в) в позиции "Сроки и этапы реализации Программы" цифры "2012" заменить цифрами "2014";
    г) в позиции "Объемы и источники финансирования Программы" цифры "2012" заменить цифрами "2014", цифры "142,460" заменить цифрами "41,460", слова ", том числе: в 2011 году - 71,806 млн. рублей; в 2012 году - 70,654 млн. рублей" исключить;
    д) дополнить позицией следующего содержания:
  1.    Подпрограммы   - подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров 
       Программы        в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"; 
                        подпрограмма "Развитие семейных 
                        животноводческих ферм на базе крестьянских 
                        (фермерских) хозяйств в Республике Тыва 
                        на 2012 - 2014 годы"; 
  2. - в Программе:
    а) подраздел 7 раздела V изложить в следующей редакции:
    "7. Прочие мероприятия в сфере агропромышленного комплекса Субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва на прочие мероприятия в сфере агропромышленного комплекса предоставляются предприятиям агропромышленного комплекса на следующие цели:
    - на компенсацию расходов по оплате договоров на приобретение сырья и материалов;
    - на компенсацию расходов по выполнению работ, оказанию услуг;
    - на организационные мероприятия по проведению республиканского праздника животноводов Наадым;
    - на материальное поощрение кожууну, получившему право проводить на своей территории республиканский Наадым;
    - на расходы по проведению Дня работника сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
    - на расходы по участию в межрегиональных выставках;
    - на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
    - на юбилейные мероприятия кожуунов;
    - на расходы, связанные с разработкой долгосрочных целевых программ развития сельского хозяйства;
    - на прочие расходы.
    А также государственная поддержка чабанов, имеющих 1000 и более голов мелкого рогатого скота, в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 15 сентября 2010 г. N 375.";

    б) дополнить разделами IX. Подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы", X. Подпрограмма "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" следующего содержания:
    "IX. Подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
    ПАСПОРТ подпрограммы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
  3.    Наименование      - Министерство сельского хозяйства и продовольствия 
       субъекта            Республики Тыва 
       бюджетного 
       планирования 
       (распорядителя 
       средств 
       республиканского 
       бюджета 
       Республики Тыва) 
       Наименование      - подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров 
       Подпрограммы        в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" 
                           (далее - Подпрограмма) 
       Цель              - стимулирование развития крестьянских (фермерских) 
       Подпрограммы        хозяйств для увеличения производства и сбыта 
                           сельскохозяйственной продукции 
       Задачи            - обеспечение условия для создания, расширения и 
       Подпрограммы        модернизации производственной базы фермерских 
                           хозяйств; 
                           создание дополнительных мер государственной 
                           поддержки начинающих фермеров; 
                           обеспечение доступности финансовых ресурсов 
                           для начинающих фермерских хозяйств; 
                           стимулирование перехода граждан, занимающихся 
                           ведением личного подсобного хозяйства, 
                           в крестьянские (фермерские) хозяйства 
       Целевые           - целевой индикатор - увеличение числа хозяйствующих 
       индикаторы и        крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к 
       показатели          уровню 2010 года - 1,03; 
       Подпрограммы        целевые показатели: 
                           количество крестьянских (фермерских) хозяйств, 
                           осуществивших проекты создания и развития своих 
                           крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью 
                           государственной поддержки, - 49,  в том числе: 
                           в 2012 году - 16 ед.; 
                           в 2013 году - 16 ед.; 
                           в 2014 году - 17 ед.; 
                           количество созданных рабочих мест - 147 
       Характеристика    - комплекс мер, направленных на реализацию 
       подпрограммных      задач, включает следующие направления: 
       мероприятий         1. Информационное, консультационное обеспечение 
                           деятельности малых форм хозяйствования на селе 
                           и содействие в организации их деятельности. 
                           2. Отбор участников Подпрограммы. 
                           3. Гранты на создание и развитие крестьянского 
                           (фермерского) хозяйства. 
                           4. Единовременная помощь на бытовое обустройство 
                           начинающих фермеров. 
                           5. Доступ к информации о наличии земельных 
                           участков из земель сельскохозяйственного 
                           назначения в республиканском (муниципальных) 
                           фондах перераспределения земель 
       Сроки реализации  - 2012 - 2014 годы 
       Подпрограммы 
       Объемы и          - объем финансирования Подпрограммы в 2012 - 2014 
       источники           годах составит 112,450 млн. рублей, из них: 
       финансирования      средства федерального бюджета - 53,6 млн. рублей, 
       Подпрограммы        в том числе по годам: 
                           в 2012 году - 21,052 млн. рублей; 
                           в 2013 году - 14,0 млн. рублей; 
                           в 2014 году - 18,548 млн. рублей; 
                           средства республиканского бюджета Республики 
                           Тыва - 21,85 млн. рублей, в том числе по годам: 
                           в 2012 году - 6,9 млн. рублей; 
                           в 2013 году - 6,9 млн. рублей; 
                           в 2014 году - 8,05 млн. рублей; 
                           за счет внебюджетных средств (собственных и 
                           заемных средств) крестьянских (фермерских) 
                           хозяйств - 37,0 млн. рублей, в том числе по 
                           годам: 
                           в 2012 году - 11,0 млн. рублей; 
                           в 2013 году - 11,0 млн. рублей; 
                           в 2014 году - 15,0 млн. рублей 
       Ожидаемые         - 49 начинающих фермеров смогут с участием 
       конечные            государственной поддержки осуществить проекты 
       результаты          создания и развития своих крестьянских 
       реализации          (фермерских) хозяйств; 
       Подпрограммы        рост объемов производства сельскохозяйственной 
       и показатели        продукции, произведенной крестьянскими 
       социально-          (фермерскими) хозяйствами, на 33% к концу 
       экономической       2014 года по сравнению с 2010 годом. 
       эффективности       Реализация Подпрограммы также позволит получить 
                           следующие социально-экономические результаты 
                           эффективности реализации Подпрограммы: 
                           развитие конкурентной среды; 
                           создание условий для перехода личных подсобных 
                           хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства; 
                           создание условий для устойчивого развития и 
                           освоения сельских территорий. 
  4. 1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
    Крестьянские (фермерские) хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении населения, формировании предложения на республиканском рынке и за годы реформ заняли достаточно прочные позиции в сельскохозяйственном производстве.
    По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Республики Тыва зарегистрировано 1108 крестьянских (фермерских) хозяйств.
    Если в 2000 году на сельскохозяйственные организации республики приходилось 9,4% от общего объема валовой продукции, на крестьянские хозяйства - 7,7%, то в 2010 году на долю сельскохозяйственных организаций пришлось 12,1%, на долю крестьянских хозяйств только - 4,6%.
    В 2010 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено зерна 2,0 тыс. тонн (11,3% от общего объема производства зерна республики), картофеля - 0,5 тыс. тонн (1,5%), овощей - 0,1 тыс. тонн (2,6%), скота и птицы на убой (в живом весе) - 0,7 тыс. тонн (3,4%), молока - 2,5 тыс. тонн (4,1%), шерсти - 98 тонн (7,6%).
    Сектор малых форм хозяйствования, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
    Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы".
    По оперативным данным на 1 сентября 2011 г. на развитие малых форм хозяйствования кредитным организациям выдано 217 субсидируемых кредитов на общую сумму 64,0 млн. рублей, в том числе 11 кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 22,0 млн. рублей.
    Бурный рост крестьянских (фермерских) хозяйств отмечался в начале 90-х годов прошлого столетия. В последующие полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
    Изменение сложившегося негативного тренда сокращения численности крестьянских (фермерских) хозяйств потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
    По данным Тывастата по состоянию на 1 января 2011 г. общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств республики составляет 1108 единиц, а число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств - 665 единиц.
    Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства - индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе, связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
    Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
    Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Подпрограмма призвана помочь начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам республики закрепиться в аграрном секторе экономики региона.
    2.Цель и задачи Подпрограммы
    Цель Подпрограммы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
    Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
    обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
    создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
    обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
    стимулировать переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
    3.Описание ожидаемых результатов реализации Подпрограммы и целевые индикаторы
    В результате реализации Подпрограммы к 2014 году ожидается:
    49 начинающих фермеров при государственной поддержке смогут осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств;
    рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 33% к концу 2014 года по сравнению с 2010 годом.
    Реализация Подпрограммы также позволит получить следующие результаты:
    создание не менее 147 рабочих мест;
    развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
    создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
    получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
    Целевые индикаторы реализации Подпрограммы представлены в таблице N 1.
    Таблица N 1
    Целевые индикаторы реализации Подпрограммы
    Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год Всего за 2012 - 2014 гг.
    Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих К(Ф)Х с помощью государственной поддержки 16 16 17 49
    Количество созданных рабочих мест 48 48 51 147

    Результат реализации Подпрограммы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (таблица N 2).
    Таблица N 2
    Расчет целевого индикатора
    Целевой индикатор Уровень стрем- ления Количество хозяй- ствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по данным Тывастата на 1 января 2011 г. Значение индикатора, ед. Год дости- жения цели
    2012 г. 2013 г. 2014 г.
    Количество начинающих фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств 714 665 681 697 714 2014

    Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года.
    Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
  5.                S 
                    z 
           К = ---------- ,                    (1) 
                   S 
           где: 
           К  - целевой индикатор; 
           S  - число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств 
                по состоянию на 1 января 2011 г.; 
           S  - число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств 
            z   по состоянию на 1 января 2015 г. 
  6. Значение целевого индикатора к концу реализации Подпрограммы составит:
  7.                714 
           К = ----------- = 1,08              (2) 
                   665 
  8. 4.Перечень и описание подпрограммных мероприятий
    В рамках реализации подпрограммы намечается создание благоприятных социально-экономических условий в целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
    На основе анализа проблемы и выявленных путей ее решения предусматриваются подпрограммные мероприятия, которые необходимо осуществить для достижения целей и задач, установленных Подпрограммой.
    Система Подпрограммных мероприятий, объемы и источники их финансирования приведены в приложениях N 1, 2 к Подпрограмме.
    4.1.Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие организации их деятельности
    Целью данного мероприятия является:
    информационное обеспечение малых форм хозяйствования на селе, в том числе через средства массовой информации, проведение информационно-разъяснительной работы среди сельского населения, малых форм хозяйствования о реализации Подпрограммы;
    консультирование по правовым и экономическим вопросам по реализации Подпрограммы, а также программы развития сельского хозяйства в Республике Тыва;
    выявление претендентов на участие в конкурсе;
    оказание помощи участникам и претендентам Подпрограммы в подготовке документов;
    предоставление информации и оказание содействия в установлении деловых связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с производителями и поставщиками техники и оборудования животноводческих комплексов;
    оказание содействия организации сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    содействие в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в республиканской собственности Республики Тыва.
    Исполнителем данного мероприятия является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
    Результатом данного мероприятия является повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе, консультационная помощь малых форм хозяйствования на селе по вопросам развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта производимой ими сельскохозяйственной продукции.
    4.2.Отбор участников Подпрограммы
    Претендентом на участие в Подпрограмме является гражданин Российской Федерации, имеющий возраст от 19 до 58 лет и отвечающий следующим требованиям (далее - начинающий фермер):
    зарегистрирован индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства не ранее 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию;
    имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование;
    имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующего условиям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который должен содержать следующие положения:
    - предложения по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
    - предложения по порядку формирования производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства;
    - предварительные договоры по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тыс. рублей;
    - предложения по созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест;
    - рекомендательные письма от органов местного управления;
    - имеет информацию о собственных средствах (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи, но не менее 100 тыс. рублей;
    - имеет план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет;
    - не получал до подачи заявки грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства.
    Участником Подпрограммы является начинающий фермер, прошедший конкурсный отбор.
    Отбор претендентов на участие в Подпрограмме осуществляется на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва, в котором установлены критерии отбора участника Подпрограммы.
    Конкурсный отбор осуществляется комиссией, созданной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, в состав которой входят представители министерств и ведомств республики и общественных организаций по согласованию.
    Основным критерием отбора участника является эффективность бизнес-плана, представленного крестьянским (фермерским) хозяйством на конкурсный отбор, а также наличие потенциальных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, полученной от реализации бизнес-плана.
    Конкурсная комиссия также положительно учитывает:
    проживание начинающего фермера и высокую степень его бытового обустройства по месту расположения крестьянского (фермерского) хозяйства;
    отдаленность крестьянского (фермерского) хозяйства от крупных населенных пунктов;
    наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
    членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
    меньший размер запрашиваемого гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
    предоставление рабочих мест для местных жителей;
    социальную и бюджетную ответственность;
    наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
    наличие племенных сельскохозяйственных животных;
    наличие земель сельскохозяйственного назначения;
    положительные деловую репутацию и кредитную историю;
    итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
    рекомендации от органов муниципального самоуправления;
    общественную активность и ответственность заявителя;
    результаты очного собеседования.
    Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и Гранта на создание крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
    4.3.Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства
    Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - денежные средства, предоставляемые из федерального и республиканского бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания в сельской местности Республики Тыва производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
    покупку земли сельскохозяйственного назначения;
    разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;
    покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений;
    регистрацию производственных объектов;
    строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;
    подключения к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
    покупку сельскохозяйственных животных;
    покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
    покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
    приобретение удобрений и ядохимикатов.
    Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, осуществляющей конкурсный отбор участников Подпрограммы.
    Максимальный размер Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одного начинающего фермера, софинансируемый из федерального бюджета, установлен в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей.
    Выделение Гранта осуществляется посредством предоставления финансовых средств за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва.
    Все активы, приобретенные за счет Гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Тыва. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств Гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
    В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства часть Гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в бюджет Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению Грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в договорах, заключаемых между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и участниками Подпрограммы при получении финансовых средств.
    Форма договора устанавливается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
    Начинающий фермер может получить грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства один раз в рамках данной Подпрограммы.
    Начинающие фермеры наравне с другими категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей могут также участвовать в мероприятиях республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы", предусматривающих государственную поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.
    4.4.Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров
    Единовременная помощь на бытовое обустройство - денежные средства, предоставляемые из федерального и республиканского бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования затрат начинающего фермера, на следующие цели:
    приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
    покупка единственного грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест;
    приобретение и доставка не более одной единицы одного наименования предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;
    установка для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
    приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
    подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, водопроводу и канализации.
    Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, осуществляющей отбор участников Программы с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера, представленного им бизнес-плана и плана расходов.
    Максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемое начинающему фермеру, в расчете на одного начинающего фермера, софинансируемый из федерального бюджета, установлен в размере, не превышающем 250 тыс. рублей.
    Единовременная помощь осуществляется посредством предоставления финансовых средств за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва.
    Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз в рамках данной Подпрограммы.
    4.5.Доступ к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском фонде перераспределения земель
    Целью данного мероприятия является обеспечение свободного доступа малых форм хозяйствования на селе к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском фонде перераспределения земель.
    Исполнителями данного мероприятия являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
    Результатом данного мероприятия является повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском фонде перераспределения земель.
    5.Сроки реализации Подпрограммы
    Реализация данной Подпрограммы рассчитана на 2012 - 2014 годы.
    Финансирование всех предусмотренных Подпрограммой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Подпрограммы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
    6.Оценка социально-экономических последствий реализации Подпрограммы, оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
    Реализация Подпрограммы позволит увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 33% к концу 2014 года по сравнению с 2010 годом, а также будет способствовать достижению стратегических целей социально-экономического развития Республики Тыва по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
    В результате реализации подпрограммных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и к 2014 году достигнет 340,0 млн. рублей. Также согласно обоснованным целевым показателям Подпрограммы 49 начинающих фермеров смогут при государственной поддержке осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 147 рабочих мест.
    В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
    Реализация Подпрограммы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
    Реализация Подпрограммы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в том числе отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
    Характеристика рисков, связанных с реализацией Подпрограммы поддержки начинающих фермеров, и предложения, выполнение которых будет способствовать уменьшению негативного воздействия рисков на выполнение Подпрограммы, представлены в таблице N 3.
    Таблица N 3
    Риски и механизмы снижения рисков, связанные с реализацией Подпрограммы
    Возможные риски Механизмы снижения рисков
    Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативного и правового обеспечения Проведение экспертизы Подпрограммы и привлечение квалифицированных кадров
    Недостаточный уровень финансово-кредитной поддержки и неполный охват направлений развития малых форм хозяйствования на селе Увеличение размеров и расширение направлений финансово-кредитной поддержки
    Несоответствие инфраструктуры Комплексное развитие элементов инфраструктуры, включая сбыт, информационно-консультационное, научное и др. обслуживание
    Организационные риски Формирование инициативных групп, помощь в подготовке учредительных документов, предоставление помещений, земельных участков, иного государственного и муниципального имущества и др. для создания и развития малых форм хозяйствования
    Недостаток квалифицированных специалистов и опыта ведения сельскохозяйственной деятельности Организация подготовки и переподготовки кадров и изучение положительного опыта

    7.Оценка эффективности расходования бюджетных средств
    Анализ динамики целевых индикаторов Подпрограммы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения объемов сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
    Расчет эффективности расходования финансовых средств по Подпрограмме приведен в таблице N 4.
    Таблица N 4
    Расчет эффективности расходования финансовых средств по Подпрограмме
    Показатели Единицы измерений 2012 г. 2013 г. 2014 г. Всего за три года
    Валовая продукция сельского хозяйства, производимая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в фактических ценах (ВП) млн. рублей 265,0 300,0 340,0 905,0
    Ежегодный прирост валовой продукции сельского хозяйства, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в фактических ценах (разница ВП) млн. рублей 32,4 35,0 40,0 107,4
    Финансирование Программы (республиканский бюджет), всего (Ф) млн. рублей 6,9 6,9 8,05 21,85
    Показатель эффективности - Э общ. млн. рублей млн. рублей 7,2 5,7 5,1 18,2

    Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств составляет 27,6, что для Подпрограммы, предназначенной создать условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на среднесрочную перспективу, следует считать высоким показателем.
    8.Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Подпрограммы
    На реализацию Подпрограммы планируется привлечь средства из федерального бюджета - 53,6 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Тыва - 21,85 млн. рублей, внебюджетные средства (собственные и заемные средства) подпрограммных мероприятий - 37,0 млн. рублей (таблица N 5).
    Таблица N 5
    Расчет потребности в необходимых ресурсах
                                                            (млн. рублей) 

    Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. Всего за 2012 - 2014 гг.
    1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, всего 24,0 17,4 22,350 63,750
    в том числе:
    федеральный бюджет республиканский бюджет 18,0 6,0 11,4 6,0 15,350 7,0 44,750 19,0
    2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, всего 3,952 3,5 4,250 10,810
    в том числе:
    федеральный бюджет республиканский бюджет 3,052 0,9 2,6 0,9 3,198 1,05 8,850 2,850
    3. Собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств 11 11 15,0 37,0
    По всем мероприятиям финансирование, всего 38,952 31,9 41,598 112,450
    в том числе:
    федеральный бюджет республиканский бюджет 21,052 6,9 14,0 6,9 18,548 8,05 53,6 21,85
    собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств 11,0 11,0 15,0 37,0

    Финансирование Подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва предусматривается осуществлять путем предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства финансовых средств в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, определенном Правительством Республики Тыва.
    Объемы и источники поэтапного финансирования Подпрограммы за счет средств республиканского бюджета и собственных средств исполнителей приведены в приложении N 2 к настоящей Подпрограмме.
    Объем государственной поддержки подпрограммных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва устанавливается при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год и подлежит ежегодному уточнению.
    9.Описание системы управления реализацией Подпрограммы
    Механизм реализации Подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия основных исполнителей мероприятий Подпрограммы.
    Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва осуществляет управление реализацией Подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2008 г. N 792 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ".
    Финансирование расходов на реализацию Подпрограммы осуществляется в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета Республики Тыва.
    Контроль и анализ хода реализации Подпрограммы осуществляются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
    Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Подпрограммы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ежеквартально представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчет о ходе выполнения работ по Подпрограмме и эффективности использования финансовых средств.
    Министерство экономики Республики Тыва готовит и представляет в Правительство Республики Тыва отчет о ходе реализации Подпрограммы за полугодие (до 1 сентября отчетного года) и за отчетный год (до 1 апреля).
    Мониторинг реализации основных направлений Подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.