-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Северная Осетия — Алания
Закон от 06 апреля 1999 года № 8-РЗА

Об отходах производства и потребления

Принят
Парламентом Республики Северная Осетия-Алания
06 апреля 1999 года
    В редакциях
  • от 22.12.2006 № 62-РЗ,
  • от 10.11.2010 № 51-РЗ,
  • от 21.07.2012 № 35-РЗ.
    Постановлением
    Парламента РСО - Алания
    от 18.03.1999
    Настоящий Закон Республики Северная Осетия-Алания определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    - отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
    абзац утратил силу
    - обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
    - размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
    - хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
    - захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
    - использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
    - обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
    - объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
    - трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого - либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
    - лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
    - норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
    - паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
    - вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
    - лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
    сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
    транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
    накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
    1.Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
    2.Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу, сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
    Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
    охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
    научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
    использование новейших научно - технических достижений в целях смягчения негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье населения посредством реализации малоотходных и безотходных технологий;
    комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
    использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
    доступ к информации в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.
    1.Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
    2.Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
    3.Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
    4.В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении, либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. Глава 2.Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области обращения с отходами

  4. К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области обращения с отходами относятся:
    принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, контроль за их исполнением;
    участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Северная Осетия-Алания;
    разработка и реализация республиканских программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
    осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
    проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
    участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
    1.К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
    2.К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
    3.К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
  5. Глава 3.Общие требования к обращению с отходами

  6. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
    соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
    иметь техническую и технологическую документацию об образовании, использовании и обезвреживании образующихся отходов.
    2.Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, осуществление которых связано с образованием и обращением с отходами, допускается при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
    3.При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать способы и места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
    Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
    соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
    разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения опасности и количества их образования;
    внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно - технических достижений;
    проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
    осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
    предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
    соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
    в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления.
    1.Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
    2.Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    3.На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
    4.Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    5.Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
    6.Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
    7.Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
    1.Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
    2.Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3.Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий в т.ч. их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления города Владикавказа и районов республики и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
    4.Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков несут ответственность за незаконное размещение отходов на их территориях наряду с собственниками отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Статья 12.1 Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    1.Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
    2.Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
    1.Утратила силу
    2.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    3.На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяются законодательством Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
    4.Деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.
    1.Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
    2.Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
    1.Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
    наличие паспорта отходов I-IV класса опасности;
    наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
    соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах;
    наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
    2.Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно - разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
    1.Ввоз отходов на территорию Республики Северная Осетия-Алания в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
    2.Ввоз отходов на территорию Республики Северная Осетия-Алания в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
    3.Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
  7. Глава 4.Нормирование. Государственный учет и отчетность в области обращения с отходами

  8. 1.В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества и опасности отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
    2.Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
    3.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
    4.Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
    5.При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации, а индивидуальные предприниматели, юридические и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    1.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
    2.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
    3.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
    1.Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
    2.Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов устанавливается законодательством Российской Федерации.
    3.Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
  9. Глава 5.Экономическое регулирование в области обращения с отходами

  10. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Республики Северная Осетия-Алания направлено на:
    уменьшение количества образуемых отходов;
    увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
    уменьшение объемов захоронения отходов;
    применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;
    обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;
    компенсацию за негативное воздействие, наносимое окружающей среде размещением отходов;
    создание и развитие производств, использующих вторичное сырье;
    повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды.
    Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
    понижения размера платы за обращение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
    применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
    2.Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  11. Глава 6.Государственный надзор в области обращения с отходами

  12. 1.Под региональным государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
    Региональный государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
    2.Утратила силу
    3.Решения органов, осуществляющих государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    1.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
    2.Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (в соответствии с их компетенцией).
    Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  13. Глава 7.Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

  14. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2.Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом.
  15. Глава 8.Заключительные положения

  16. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.
    Президент
    Республики Северная Осетия-Алания
    А.ДЗАСОХОВ
    Владикавказ
    6 апреля 1999 года
    N 8-РЗа