Республика Саха
Постановление от 15 июня 2000 года № 680-II

Об утверждении Рекомендаций парламентских слушаний "О состоянии и проблемах воспитания подрастающего поколения в Республике Саха (Якутия")

Принято
Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
15 июня 2000 года
    Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
    1.Утвердить Рекомендации парламентских слушаний "О состоянии и проблемах воспитания подрастающего поколения в Республике Саха (Якутия)".
    2.Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
    3.Постановление вступает в силу с момента принятия.
    Председатель
    Палаты Представителей
    Н.СОЛОМОВ
    РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
    Основной целью гуманистического общества является воспитание позитивно настроенной личности, активной, творческой и гармонично развитой. Социальный заказ общественности Республики Саха (Якутия) - учебно-воспитательным учреждениям и семье воспитать хозяина, духовного наследника и преемника созидательных традиций народов Якутии.
    Положение детей в республике вызывает тревогу. Несмотря на значительную долю финансирования системы образования (23,5 процента республиканского бюджета), действия исполнительных органов по жизнеобеспечению, развитию и социализации детей не достигают желаемого результата из-за их разрозненности и отсутствия целостной системы принципов и мер организационно-экономического, правового, кадрового обеспечения воспитательного процесса, отсутствия соответствующего контроля за эффективным использованием бюджетных средств и снижения ответственности руководителей учреждений, отвечающих за воспитание подрастающего поколения.
    Ухудшается физическое и психическое здоровье детей. По данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), эта тенденция характерна для всех возрастных групп, особенно для детей 13-15 лет. Непсихотические расстройства у детей до 15 лет возросли и составляют в структуре психических расстройств 74 процента (в Российской Федерации - 68 процентов), что в 1,8 раза выше уровня 1990 года; умственная отсталость - 21 процент (в Российской Федерации - 28 процентов). Остается высокой заболеваемость детей: у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких заболеваний. Только 9,5 процента выпускников школ практически здоровы. В органах социальной защиты состоят на учете 7338 детей-инвалидов до 16 лет, по сравнению с 1995 годом их численность увеличилась на 17,7 процента. Большинство детей-инвалидов из малообеспеченных семей. Растет детский травматизм и насилие над детьми: насильственная смерть в структуре детской смертности составляет 60 процентов. Высокую степень биологического риска испытывают дети из неблагополучных семей, педагогически несостоятельных родителей. Не организована инфраструктура профилактики социального сиротства, детской безнадзорности и жестокого обращения с детьми.
    Особую тревогу вызывает резкое увеличение противоправного поведения подростков и молодежи, рост таких социальных негативных явлений, как бездуховность, культ потребления, отчуждение от семейных ценностей. Преступность среди несовершеннолетних приобрела угрожающие масштабы: ими совершается каждое пятое преступление. Увеличилось количество убийств, изнасилований, разбойных нападений и грабежей.
    В сфере образования появилась тенденция искусственного отделения процесса обучения и воспитания, что привело к разрыву целостности системы воспитания подрастающего поколения. По объективным и субъективным причинам неуклонно падает престиж труда учителя и воспитателя. Сложилась такая ситуация, когда за качество среды воспитания не отвечает никто. В республике отмечается одностороннее увлечение созданием бюрократических структур и фондов по поддержке семьи, детства, генофонда, не занятых организацией действенной помощи подрастающему поколению. Недостаточно отработана система контроля за эффективностью использования бюджетных средств, направленных на образование и воспитание подрастающего поколения. Отсутствуют государственные программы по трудовому воспитанию, по поддержке детей из групп риска, не создана соответствующая инфраструктура по предупреждению безнадзорности и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, реабилитации, коррекции и адаптации детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Вызывает озабоченность состояние воспитательной работы и в высших учебных заведениях республики.
    Воздействие среды воспитания начинается до рождения ребенка, со здоровья и образа жизни будущих родителей. В сложившейся ситуации особенно возрастает роль семьи как важнейшего социального института, оказывающего огромное влияние на здоровье, развитие личности ребенка, его социальное благополучие. В республике до сих пор не налажены эффективная адресная социальная поддержка семьи, индустрия детского питания, система специализированных учреждений обслуживания семей и детей. Сокращается количество детских дошкольных учреждений, не проводится в необходимых объемах профилактическая, коррекционная педиатрическая помощь.
    Материальная база многих школ республики остается на уровне недопустимого для полноценного проведения учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования, профессионального обучения и летнего отдыха детей и подростков. В республике 240 школ работают в две смены (45462 учащихся), 4 школы - в три смены (909 учащихся), многие из них переполнены в 2-2,5 раза. Только каждый третий учащийся занимается в кружках дополнительного образования, и лишь каждый третий ребенок был охвачен летним организованным отдыхом. На летний отдых одного ребенка выделяется всего 278 рублей из республиканского бюджета.
    Мощный потенциал детского движения и ученического самоуправления не востребованы обществом. Производственные предприятия и профсоюзные организации самоустранились от воспитания детей. На сегодня практически не осталось ни одного базового трудового коллектива, который бы работал с общеобразовательной школой.
    Таким образом, общество встало перед необходимостью создания интегрированной системы социального воспитания подрастающего поколения, реформирования государственной политики, создания соответствующей базы для повышения ответственности ведомств и родителей за качество воспитания, консолидации действий органов власти и общественных объединений, устранения дублирующих государственных учреждений, занимающихся вопросами детства, молодежи и семьи.
    Участники парламентских слушаний рекомендуют:
    1.Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
    а) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) разработать и принять законы Республики Саха (Якутия):
    - "О дополнительном образовании";
    - "О государственной поддержке детского движения и ученического самоуправления";
    - "Об ответственности родителей за воспитание детей";
    б) разработать нормативно-правовую базу для формирования органов ювенальной юстиции (Juvenile cout - суд особой юрисдикции, рассматривающий дела несовершеннолетних преступников) в Республике Саха (Якутия);
    в) направить законодательную инициативу в Государственную Думу Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, предусматривающую включение пива в состав алкогольной продукции.
    2.Правительству Республики Саха (Якутия):
    а) ежегодно представлять Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) доклад "О положении детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)";
    б) разработать концепцию государственной политики "Дети Республики Саха (Якутия) 2001-2010 годов", предусматривающую воспроизводство, социализацию и воспитание подрастающего поколения в непрерывной преемственной системе: семья - дошкольное образовательное учреждение - школа - дополнительное образование - начальное и среднее профессиональное образование;
    в) создать Межведомственный координационный совет при Правительстве Республики Саха (Якутия) с учреждением поста государственного инспектора по детству, определив его функции и меру ответственности за воспитание и охрану здоровья подрастающего поколения в Республике Саха (Якутия);
    г) разработать основные направления деятельности учреждений дополнительного образования;
    д) рассмотреть в пределах существующего уровня системы образования и воспитания, а также реструктуризации действующих республиканских программ возможность разработки до 2001 года:
    - Программы развития образования, учитывающей национально-культурные, социально-экономические, экологические и демографические особенности жизнедеятельности населения, на 2001-2005 годы;
    - Программы строительства школ в Республике Саха (Якутия) до 2005 года, открытия республиканского реабилитационного центра - приюта, социальной школы-интерната в городе Якутске;
    - Программы "Дети групп риска" на 2001-2005 годы;
    подпрограмм:
    - добиться бесплатного горячего питания во всех школах республики согласно возрастным физиологическим нормативам;
    - принять комплекс мер по повышению государственного и социального статуса работников образования;
    - ввести в учебно-лабораторный план студентов педагогического и юридического профиля практические занятия по социально - педагогической коррекции личности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; восстановить практику педотрядов, родительских университетов "Об основах семейного воспитания";
    - ввести курс правовой культуры и системы воспитания духовности учащихся, студентов во всех образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия);
    е) провести в июне 2001 года специальное заседание с участием депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по рассмотрению результатов вышеназванных парламентских слушаний.
    3.Главам улусных (городских) администраций, улусным (городским) Собраниям депутатов и органам местного самоуправления:
    определить вопросы воспитания одной из функциональных обязанностей глав улусов и органов местного самоуправления и совместно с улусными (городскими) Собраниями депутатов разработать нормативную базу, систему контроля и защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области воспитания и образования.
    4.Родителям, трудовым коллективам, профсоюзам, общественности республики:
    а) создать в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных организациях советы содействия семье и школе, попечительские советы, восстановить летние загородные базы отдыха и занятости детей и подростков, развивать меценатство и спонсорство;
    б) определить одним из приоритетных и социально-значимых направлений деятельности улучшение качества среды воспитания;
    в) ежегодно поддерживать инициативу Совета старшеклассников города Якутска об объявлении 1 июня Днем моратория на продажу и потребление винно-водочных изделий и пива, воздержания от курения.
    Рекомендации приняты
    участниками парламентских слушаний
    12 мая 2000 года