Республика Саха
Решение от 25 июня 2007 года № РОС-51-3

Об утверждении Программы содействия занятости населения г. Якутска на 2007 - 2010 годы

Принято
Окружным Советом г. Якутска (Республика Саха (Якутия))
25 июня 2007 года
    В целях упорядочения условий предоставления бюджетных средств на финансирование общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии со статьями 7.2, 15, 22 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" окружной Совет города Якутска решил:
    1.Утвердить Программу содействия занятости населения г. Якутска на 2007 - 2010 годы согласно приложению.
    2.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по социальной политике и труду окружного Совета г. Якутска (Ермолаев А.Р.).
    3.Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
    Председатель
    окружного Совета
    города Якутска
    А.А.САВВИНОВ
    И.о. главы
    городского округа "Город Якутск"
    И.Б.ТРЕСКОВ
    "СОГЛАСОВАНО"
    глава городского округа
    "Якутск"
    И.Ф.МИХАЛЬЧУК
    "СОГЛАСОВАНО"
    глава городского округа
    "Жатай"
    А.Е.КИСТЕНЕВ
    "УТВЕРЖДАЮ" Председатель Комитета занятости населения РС(Я) А.А.САМСОНОВ
    ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ЯКУТСКА НА 2007 - 2010 ГОДЫ
    ПАСПОРТ
  1.     Наименование:   Программа  содействия  занятости  населения   г. 
                        Якутска на 2007 - 2010 г.г. 
        
        Основание для   Закон   Российской   Федерации   от   19.04.1991 
        разработки      N 1032-1 "О  занятости  населения  в  Российской 
                        Федерации"; 
                        Приказ   Комитета   занятости   населения    при 
                        Министерстве  труда   и   социального   развития 
                        Республики Саха (Якутия) от 30.01.2007 N 03-ОД; 
                        Распоряжение главы городского округа "Якутск" от 
                        08.02.2007 N 83р 
        
        Государственный Городской  округ   "Якутск",   городской   округ 
        заказчик        "Жатай", Комитет занятости населения РС(Я) 
        
        Основной        ГУ Центр занятости населения г. Якутска 
        разработчик 
        
        Цель Программы: Создание  условий  для  развития  рынка   труда, 
                        реализация  мер,  направленных  на   активизацию 
                        политики    занятости,    снижение    социальной 
                        напряженности в городе и обеспечения  социальной 
                        поддержки безработных граждан 
        
        Приоритетные      - Снижение численности безработных граждан. 
        задачи            - Повышение     качества        предоставления 
        Программы           государственных услуг населению. 
                          - Снижение дисбаланса между спросом на рабочую 
                            силу и ее предложением. 
                          - Развитие  социального  партнерства  на рынке 
                            труда. 
                          - Создание действенной системы трудоустройства 
                            гражданам,  особо  нуждающимся  в социальной 
                            защите  и  испытывающим  трудности в  поиске 
                            работы. 
                          - Реформирование  системы  подготовки кадров в 
                            соответствии с потребностью экономики. 
                          - Обеспечение  гарантий  социальной  поддержки 
                            безработных граждан. 
                          - Улучшение     информационного    обеспечения 
                            политики содействия занятости. 
        
        Основные        -  содействие  гражданам  в  поиске   подходящей 
        мероприятия     работы, а работодателям - в подборе  необходимых 
                        работников; 
                        - информирование о положении на  рынке  труда  в 
                        субъекте Российской Федерации; 
                        - организация ярмарок вакансий и учебных рабочих 
                        мест; 
                        -   организация   профессиональной    ориентации 
                        граждан  в  целях  выбора   сферы   деятельности 
                        (профессии), трудоустройства,  профессионального 
                        обучения; 
                        -  психологическая  поддержка,  профессиональная 
                        подготовка,    переподготовка    и     повышение 
                        квалификации безработных граждан; 
                        -  осуществление  социальных  выплат  гражданам, 
                        признанным в установленном порядке безработными; 
                        -    организация     проведения     оплачиваемых 
                        общественных работ; 
                        -   организация    временного    трудоустройства 
                        несовершеннолетних граждан в возрасте от  14  до 
                        18 лет в свободное от учебы  время,  безработных 
                        граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 
                        безработных граждан в возрасте от 18 до  20  лет 
                        из числа выпускников образовательных  учреждений 
                        начального    и    среднего    профессионального 
                        образования, ищущих работу впервые; 
                        - социальная адаптация  безработных  граждан  на 
                        рынке труда; 
                        - содействие самозанятости безработных граждан; 
                        - содействие гражданам в переселении для  работы 
                        в сельской местности; 
                        - выдача работодателям предложений о привлечении 
                        и   использовании   иностранных   работников   в 
                        соответствии  с  законодательством  о   правовом 
                        положении  иностранных  граждан   в   Российской 
                        Федерации; 
                        -   участие   в    организации    альтернативной 
                        гражданской службы. 
        
        Срок            В течение 2007 - 2010 г.г. 
        реализации 
        Программы 
        
        Объемы и        Общий объем финансирования - 105 767 тыс. руб. 
        источники       В том числе: 
        финансирования  Средства федерального бюджета: 86 832 тыс. руб. 
                        2007 г. - 19 914 тыс. руб. 
                        2008 г. - 21 683 тыс. руб. 
                        2009 г. - 22 600 тыс. руб. 
                        2010 г. - 22 635 тыс. руб. 
        
                        Средства республиканского бюджета: 12  905  тыс. 
                        руб. 
                        2007 г. - 
                        2008 г. - 4 030 тыс. руб. 
                        2009 г. - 4 430 тыс. руб. 
                        2010 г. - 4 445 тыс. руб. 
        
                        Средства бюджета ГО "Якутск" - 5 400 тыс. руб. 
                        2007 г. -       тыс. руб. 
                        2008 г. - 1 800 тыс. руб. 
                        2009 г. - 1 800 тыс. руб. 
                        2010 г. - 1 800 тыс. руб. 
        
                        Средства бюджета ГО "Жатай" - 350 тыс. руб. 
                        2007 г. - 50 тыс. руб. 
                        2008 г. - 100 тыс. руб. 
                        2009 г. - 100 тыс. руб. 
                        2010 г. - 100 тыс. руб. 
        
                        Внебюджетные средства: - 280 тыс. руб. 
                        2007 г. - 70 тыс. руб. 
                        2008 г. - 70 тыс. руб. 
                        2009 г. - 70 тыс. руб. 
                        2010 г. - 70 тыс. руб. 
                        Объемы   финансирования    подлежат    ежегодной 
                        корректировке  при  формировании   федерального, 
                        республиканского и местного бюджетов. 
        
        Ожидаемые       Реализация мероприятий Программы позволит: 
        конечные        -   не    допустить    уровень    регистрируемой 
        результаты      безработицы     выше     0,5%     и      среднюю 
        реализации      продолжительность   регистрируемой   безработицы 
        Программы       более 3,0 месяцев; 
                        - обеспечить  трудоустройство  более  21,0  тыс. 
                        человек; 
                        - привлечь к общественным работам 1 670 человек; 
                        - организовать временное  трудоустройство  около 
                        6,3 тыс. несовершеннолетних граждан; 
                        -  направить  на  профессиональную   подготовку, 
                        переподготовку,  повышение  квалификации   более 
                        2 500 безработных граждан; 
                        -  предоставить   услуги   по   профессиональной 
                        ориентации 8 тыс. человек; 
                        -   оказать   социальные   выплаты   в    период 
                        вынужденной безработицы 10,4 тыс. человек. 
        
        Органы,         Комитет занятости населения РС(Я), 
        осуществляющие  городской округ "Якутск", 
        контроль за     городской округ "Жатай". 
        выполнением 
        
  2. ВВЕДЕНИЕ
    Программа содействия занятости населения г. Якутска на 2007 - 2010 г. г. (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Республиканской целевой программой "Социальное развитие столицы Республики Саха (Якутия) - город Якутск на 2004 - 2010 годы".
    Программа разработана на основе анализа основных тенденций в сфере занятости населения, прогноза социально-экономического развития г. Якутска на среднесрочную перспективу.
    Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2007 - 2010 годы и является составной частью Программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия).
    Ориентация Программы на сбалансированное решение экономических и социальных проблем занятости предполагает реализацию комплексного подхода к решению проблем рынка труда, усилению реальной интеграции.
    Программа реализует комплексный, программный подход к решению проблем рынка труда на основе учета специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы и предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан с учетом экономических возможностей расширения сферы приложения труда.
    Реализация Программы предполагает тесное взаимодействие между городскими округами "Якутск" и "Жатай" и Центром занятости населения г. Якутска по поддержанию занятости населения и снижению социальной напряженности.
    1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ РЫНКА ТРУДА Г. ЯКУТСКА
    В 2006 г. сохранилась положительная динамика социально-экономического развития города: численность населения столицы возросла и стала больше почти на две тысячи человек. Миграционный прирост составил 2 573 человека: прибыло на постоянное жительство в г. Якутск 8 493 человека, а убыло, соответственно, 5 920 человек.
    Вместе с числом горожан увеличились и их денежные доходы. Среднедушевые денежные доходы составили 15 844 рублей, что на 2% выше, чем в предыдущем году в сопоставимых ценах и на 33,9% выше, чем средне-республиканский уровень среднедушевых доходов.
    Возросло производство потребительских товаров. Плановое задание по их изготовлению выполнено на 105%. По итогам деятельности на 1 декабря 2006 года среди крупных предприятий и организаций Якутска более половины являются прибыльными.
    Трудовые ресурсы города ежегодно увеличиваются и в 2006 году составили 173 210 чел. (по сравнению с 2005 г. - на 0,6%, а с 2004 г. - на 2,2%), экономически активное население г. Якутска на 1 января 2007 г. составляет 136 117 человек, занятые - 125 988 человек, безработных - 10 129 человек, по сравнению с 2005 г. уменьшилось на 13,5%. Уровень общей безработицы составляет 7,4% к экономически активному населению.
    Динамика численности занятых граждан практически осталась на уровне 2005 г. Наблюдался незначительный рост занятых в экономической деятельности, таких как добыча полезных ископаемых - на 6,24; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 0,36 и обрабатывающие производства - 0,01. Большая часть, или 75% занятых, трудилась в предприятиях и организациях города, но по сравнению с 2004 годом их число уменьшилось на 315 человек, а с 2005 г. увеличилось всего на 79 человек. Наблюдается также число занятых без официального оформления трудовых отношений и составляет 3,36% занятых в экономике.
    По структуре численности работников предприятий и организаций по видам экономической деятельности самое большее число горожан трудится в образовании - 16,74%, затем в государственном управлении и обеспечении военной безопасности и обязательном социальном обеспечении - 12,91%, здравоохранении - 11,87%, транспорте и связи - 11,54%, а вот строительство занимает 10 место и процент работников здесь - 4,2, затем идет финансовая деятельность - 2,57%, сельское хозяйство на 15 месте и занято 1,21%.
    В целом ситуация в сфере занятости в рассматриваемом периоде характеризуется как стабильная. Выбытие рабочей силы (27 349) практически компенсировалось ее приемом (26 877). При этом 79,9% выбывших по различным причинам работников увольнялись по собственному желанию.
    Одновременно, в условиях позитивных экономических и финансовых изменений, стабилизации в сфере занятости населения г. Якутска, на рынке труда сохраняются негативные явления. По-прежнему остаются значительными масштабы скрытой безработицы. Ситуация в организациях города выглядит следующим образом.
    Численность работников, работавших неполное рабочее время по условиям трудового договора, составила 383 чел., а численность работников, находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, - 2 594 чел.
    Если за 2005 год не было просроченной задолженности по выдаче заработной платы в ГО "Якутск" по крупным и средним предприятиям всех видов экономической деятельности, то по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 254 тыс. руб., численность работников, имеющих задолженность, составляет 36 человек. Количество убыточных организаций составило по городу 112.
    За 2006 г., по данным сведениям работодателей о предстоящих высвобождениях, представленных в ЦЗН г. Якутска, увольнение работников по сокращению численности или ликвидации предприятия осталось практически на уровне 2005 г. и составило 715 человек из 44 предприятий и организаций города со среднесписочной численностью 5 731 человек, в том числе по причине ликвидации предприятия уволены 316 человек. Массовые высвобождения работников произошли в предприятиях: ГУП "Якутский ремонтно-механический завод" (ликвидация предприятия, 54 чел.), ООО ПО "Швея Севера" (ликвидация предприятия, 73 чел.), ООО ОРФ "Товары для детей и дома" (ликвидация предприятия, 45 чел.), ОАО ЕРКЦ (ликвидация, 57 чел.), ООО "Саханефтегазтрансснаб" (ликвидация, 72 чел.), ГУП "Якутприцепром" (сокращение штата, 68 раб.).
    Недостаточная реформированность трудовой сферы ограничивает возможность службы занятости более радикально решать проблемы трудоустройства и проводить активную политику на рынке труда.
    В течение 2006 г. продолжался рост спроса на рабочую силу, заявленный организациями города: если в 2005 г. было заявлено всего в течение года 13 613 вакансий, то в 2006 г. - 14 073 вакансий.
    Хотя в банке данных имеется значительное количество вакансий, число реально доступных и подходящих для трудоустройства свободных рабочих мест и вакантных должностей существенно ниже заявленного количества. Это обусловлено как дисбалансом спроса и предложения рабочей силы, так и низким уровнем заработной платы предлагаемых вакансий.
    Несмотря на сравнительно благоприятное развитие ситуации на рынке труда численность обратившихся к услугам Центра занятости населения г. Якутска остается значительной. В течение 2006 г. по вопросам труда и занятости всего обратилось 364 90 граждан, из них в целях поиска подходящей работы зарегистрировано 7 208 чел., что меньше уровня прошлого года на 132 чел. или на 2,8%.
    Профессиональный состав ищущих работу граждан не претерпел значительных изменений по сравнению с прошлым годом: 26,5% обратившихся - это работавшие по рабочей специальности, 23,8 - на должности служащего, 49,7% - ранее не работавшие, ищущие работу впервые и другие.
    Анализ половозрастной структуры обратившихся граждан подтвердил, что, как и прежде, в поиске работы активны женщины - в этом году они составили 55,7%. Несколько увеличился удельный вес несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет - с 16,8 до 20,7%, лиц предпенсионного возраста - с 2,9 до 3,2% и пенсионного возраста - с 2% до 2,7%. Наряду с этим наблюдается незначительное снижение удельного веса молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - с 51,4 до 49%.
    Из числа обратившихся граждан уволены с предприятий по собственному желанию 2 998 человек (41,6%), в том числе по собственному желанию по уважительной причине - 462 (6,4); за нарушение трудовой дисциплины - 22 (0,3). Обращение граждан, уволенных в связи с ликвидацией или сокращением численности штата, резко возросло по сравнению с прошлым годом на 112 чел. и составило 296 человек. Это объясняется вступлением в действие изменений Трудового кодекса в части условий сохранения среднего месячного заработка высвобожденным работникам по последнему месту работы на период трудоустройства.
    По образовательному составу ищущих работу граждан: имеют высшее образование (в т.ч. неоконченное высшее образование) - 1 568 (21,7), среднее профессиональное - 1 239 (17,2), начальное профессиональное - 552 (7,6), среднее - 2 010 (27,9), основное общее - 1 208 (16,7), не имеют основного общего - 631 человек (9,2).
    За 2006 г. по различным причинам снято с учета 7 164 чел., что больше, чем в прошлом году на 59 чел., или на 0,8%. Нашли работу (доходное занятие) 5 555 чел., что на 20 чел., или на 0,4%, больше, чем в 2005 г.
    На конец 2006 г. численность ищущих работу, состоящих на учете, увеличилась на 44 человека, или 5,9%, и составила 792 человека.
    С начала года признано безработными всего 2 337 чел., что по сравнению с 2005 г. на 294 чел. больше и составило 114%. Из числа безработных по разным причинам снято с учета за отчетный период 2 225 человек, что на 313 чел. или на 16,4% больше, чем в прошлом году. Трудоустроено 1 407, что на 242 безработных, или на 20,8%, больше, чем в 2005 г.
    По состоянию на 1 января 2007 года численность безработных граждан, зарегистрированных в Центре занятости населения, составила 682 человека, против 570 человек на 1 января 2006 года. Средняя продолжительность безработицы на конец года составила 2,9 месяцев. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению составил 0,49%.
    На фоне снижения численности безработных в городе в последние годы неуклонно растет безработица в пригородных поселках города. Центр занятости населения г. Якутска на протяжении пяти лет сотрудничает с администрациями пригородных поселков. В январе 2006 г. подписаны соглашения между администрациями пригородных поселков и городской службой занятости о совместной деятельности и обновлены составы Советов содействия занятости населения. В зданиях администраций созданы стенды для информации о деятельности городской службы занятости. Были разработаны совместные планы на 2006 г. по содействию занятости незанятого населения.
    Ежегодно проводятся мероприятия по содействию занятости незанятого населения пригородных поселков. Так, с 7 февраля по 24 мая 2006 г. проведены 19 выездных приемов граждан по вопросам труда и занятости; перерегистрация безработных в пригородных поселках, кроме п. Марха. А также провели дни открытых дверей в п. Пригородный, в с. Хатассы, в с. Табага, п. Марха, в п. Жатай, в с. Тулагино и в п. Кангалассы с приглашением психолога для оказания профориентационных услуг.
    В городскую службу занятости в 2006 году обратились 1 832 гражданина, проживающих в пригородных поселках, с целью поиска работы, из них на учет поставлено 1 689 человек. Наибольшее количество обратившихся из с. Хатассы - 606 чел., что составляет 36% из числа зарегистрированных, и п. Марха - 351 чел., или 21%. В первом случае это объясняется трудоустройством подростков в период летних каникул, а во втором - близлежащим расположением к городу и транспортной доступностью (стоимость проезда 9 рублей). Всего трудоустроено 1 404 человека, в т.ч. 85 чел. направлены на общественные работы, 14 чел. из категории особо нуждающихся и 10 выпускников ССУЗов по спецпрограмме. Предпринимательской деятельностью занялись 2 гражданина. Признаны безработными 409 чел., или 24%, от общего числа зарегистрированных с целью поиска работы. Наибольшее число безработных приходится на п. Марха - 141 чел. (34%) и с. Хатассы 84 чел. (21%). Направлено на профессиональное обучение 63 человека (16%). Профориентационные услуги получили 808 школьников. Оформлены на досрочную пенсию 2 безработных.
    В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда при содействии службы занятости в 2006 г. было обеспечено профессиональное обучение 376 безработным гражданам (с учетом переходящего контингента), обучались в 12 образовательных учреждениях по 27 специальностям (профессиям). Были организованы курсы по новым профессиям: "Проходчик", "Горнорабочий". Их доля в общем количестве профессий составляет 7,4%.
    Основная причина трудностей в части профессионального обучения безработных граждан заключается в том, что в последние годы наблюдается сокращение объемов финансирования данного направления активной политики занятости, несмотря на повышение стоимости обучения. Недостаток финансирования не позволяет в полной мере использовать ресурсы учебных заведений и расширить сеть образовательных учреждений и как следствие - снижение численности безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение. Имеются определенные трудности при трудоустройстве после прохождения курсового обучения безработных граждан из слабо защищенных категорий.
    Снижению напряженности на рынке труда способствовали организации временных работ для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи. В общественных работах приняли участие 240 человек. На основе договоров было обеспечено во временных работах участие 1 391 несовершеннолетнего гражданина.
    В целях содействия занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществлялась реализация следующих программных мероприятий: "Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы", где трудоустроено 65 безработных граждан, и "Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые", по данной программе трудоустроено 53 выпускника.
    В целях развития альтернативных возможностей для трудоустройства не занятых трудовой деятельностью граждан городской орган службы занятости проводит работу по содействию самозанятости и предпринимательской инициативе граждан. Услуги, оказываемые в рамках этой программы, включают следующее: консультирование и профессиональная ориентация безработных с целью определения возможностей их деятельности в качестве предпринимателей; обучение безработных основам предпринимательства и по специальностям, ориентированным на надомный труд и самозанятость; возмещение финансовых расходов на регистрацию в качестве предпринимателя.
    Развитие самозанятости и малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, способствует снижению социальной напряженности. За прошлый год всего оказано содействие самозанятости 14 безработным гражданам на сумму 58,7 тыс. рублей.
    На состояние рынка труда г. Якутска помогают влиять ярмарки вакансий, дни открытых дверей и др. За 2006 г. организовано и проведено 19 массовых мероприятий для незанятого населения и работодателей, в которых приняло участие 18 468 человек, трудоустроено более 380 граждан.
    В целях повышения эффективной занятости, особенно среди молодежи, были организованы и проведены работы по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация граждан осуществляется с учетом требований современной экономики, с учетом таких сложных проблем как несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг, которое влечет за собой перепроизводство специалистов по профессиям, не востребованным на рынке труда города.
    В связи с этим большое внимание специалистами ЦЗН г. Якутска уделяется профориентационной работе с выпускниками общеобразовательных школ (консультирование и диагностика учащихся выпускных классов, обеспечение информационными материалами о рынке труда, проведение ярмарок учебных мест). Для выпускников учреждений профессионального образования и молодежи, особо нуждающейся в социальной защите, проводятся проф. консультирование и диагностика, ярмарки вакансий, конкурсы "Перспектива", программы социальной адаптации "Клуб молодого специалиста", "Клуб ищущих работу", "Новый старт".
    За 2006 г. общее количество граждан, получивших профориентационные услуги в Центре занятости населения г. Якутска составило 6 287 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года количество граждан, получивших профориентационные услуги, возросло на 2 330 человек.
    В целом положительная динамика экономического развития города позволила создать условия для стабилизации занятости, повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, сдерживания роста массового высвобождения работников и регистрируемой безработицы.
    2.КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА
    К ключевым проблемам в сфере занятости населения относятся:
    1.Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. В структуре безработных преобладают люди с высшим и среднеспециальным образованием (59,9%), спрос направлен в основном на рабочие специальности (61,7% от общего количества заявленных вакансий).
    2.Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест. Физическая и моральная изношенность основных фондов ведет к увеличению числа невостребованных рабочих мест и увеличению доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.
    3.Низкий социальный потенциал подавляющего числа вакантных рабочих мест - низкая заработная плата, стабильность рабочего места, отсутствие возможности профессионального роста и т.п.
    4.Неадаптированность профессионального образования к потребностям экономики. Сокращение начального профессионального образования перекрывается ростом высшего образования. Значительные диспропорции связаны с растущими масштабами подготовки специалистов экономики и управления.
    5.Значительные масштабы занятости населения в неформальном секторе экономики. Под неконтролируемые сферы деятельности попадают трудовые отношения в основном на предприятиях частной формы собственности в отраслях торговли, транспорта, строительстве.
    6.Остро стоит проблема обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, несовершеннолетних граждан, выпускников учебных заведений, лиц, предпенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и т.д.). В ближайшие годы проблема занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, особенно инвалидов, будет продолжать усиливаться. В городе нет рабочих мест для инвалидов со специально созданными условиями, что затрудняет трудоустройство всех инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальных программах реабилитации (по прогнозу Главного бюро медико-социальной экспертизы по РС(Я) на 2007 г. по г. Якутску численность инвалидов по индивидуальным программам реабилитации в специально созданных условиях составит около 3 000 чел.). Недостаточное количество вакансий для граждан с ограниченными возможностями, для несовершеннолетних граждан и т.д.
    8.Избыточный потенциал рабочей силы обусловливает сохранение высокого уровня безработицы особенно в пригороде Якутска.
    9.Сокращение работников в активном рабочем возрасте. За период реформ с промышленных предприятий города уволились работники преимущественно активного рабочего возраста (30 - 45 лет), вместе с тем притока молодежи не происходит. Трудовые коллективы промышленных предприятий имеют большую долю работающих пенсионеров.
    3.ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
    В соответствии с Республиканской целевой программой "Социально-экономическое развитие столицы Республики Саха (Якутия) - город Якутск на 2004 - 2010 годы" основными факторами, влияющими на рынок труда, будут дальнейшее развитие и структурные преобразования в ведущих отраслях экономики города, демографические изменения, реформирование системы профессиональной подготовки кадров. К 2010 г. предполагается увеличение общей численности населения столицы на 13% и составит 285 тыс. человек.
    В социальном отношении важным является прогнозируемый рост доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения, поскольку в данную возрастную группу войдет относительно более многочисленное поколение, рожденное в послевоенные 50-е годы, когда наблюдался рост рождаемости. Также определенное влияние на данный показатель оказывает увеличение средней продолжительности жизни. Постепенное вступление в трудоспособный возраст малочисленного поколения детей 90-х годов приведет к некоторой стабилизации роста доли лиц трудоспособного возраста в общей численности населения территории. Это приведет к увеличению коэффициента нагрузки на трудоспособное население.
    Предстоит принять конкретные действия, направленные на построение динамично развивающейся рыночной экономики, ее модернизацию, обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения.
    Основой стабильного качества жизни населения в городе, бесспорно, может быть лишь эффективная, развитая многоотраслевая экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынка сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, позволяя сохранять стабильно высокую занятость.
    Обеспечение устойчивого экономического роста может быть достигнуто за счет увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сфер (основное внимание должно уделяться увеличению доли инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий), повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и роста реальных денежных доходов населения. Следует учитывать, что при условии появления более дешевой продукции путем транспортировки по железной дороге снизится конкурентоспособность местного производства.
    В соответствии с республиканской целевой программой социально-экономического развития столицы при реализации позитивного плана развития города в производственной сфере будут достигнуты следующие результаты:
    В среднесрочной перспективе ожидается некоторое улучшение демографической ситуации в городе, что будет способствовать обеспечению его трудовыми ресурсами в необходимом количестве за счет собственного экономически активного населения, а также привлечения рабочей силы из улусов (районов) республики и других территорий.
    С учетом складывающихся тенденций промышленное производство в г. Якутске будет увеличиваться, при этом сохранится ведущая роль отраслей топливно-энергетического комплекса, цветной металлургии, пищевой промышленности.
    В 2007 - 2010 годы сохранится тенденция спроса на квалифицированные рабочие кадры в таких отраслях, как торговля, здравоохранение, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Рынку образовательных услуг необходимо отреагировать на изменение спроса и сократить дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
    Высвобождение работников в результате реструктуризации и закрытия нерентабельных предприятий будет компенсироваться за счет ввода новых и дополнительных рабочих мест, прежде всего в приоритетных отраслях экономики и в малом предпринимательстве.
    Для достижения среднесрочных целей потребуется решить ряд важных социальных задач, одной из которых является проведение радикальной реформы трудовых отношений, направленной на рост оплаты труда, формирование равноправных отношений между работодателями и наемными работниками, эффективное функционирование рынка труда.
    На основе городской системы социального партнерства будут осуществляться меры по повышению эффективности использования рабочей силы, усилению охраны труда, восстановлению стимулирующих функций заработной платы.
    Неотъемлемым условием обеспечения модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет реформирование системы образования и ее адаптация к спросу на рынке труда в целях повышения конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.
    Для проведения эффективной политики занятости наибольшее значение имеет ее согласование именно с указанными направлениями макроэкономического развития.
    Акценты политики занятости на 2007 - 2010 годы расставлены на тех направлениях, которые ориентированы на рост эффективности труда и ускорение структурных сдвигов в сфере занятости населения.
    Главной целью политики в области занятости в 2007 - 2010 годах является создание условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения, снижение социальной напряженности в городе, предоставление гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
    Позитивной тенденцией в рассматриваемом периоде будет повышение степени сбалансированного спроса и предложения рабочей силы, что приведет к дальнейшему сокращению общей численности безработных, не допуская уровня общей безработицы в 2007 - 2010 годах выше 10%.
    В течение 2007 - 2010 годов будет совершенствоваться работа городской службы занятости по расширению информационного поля вакансий и улучшению их качества, взаимодействию с работодателями по изысканию вакансий и подбору кадров, оценке профессиональной пригодности граждан и их трудоустройству. Качественное обновление банка вакансий городской службы занятости будет способствовать изменению состава граждан, обращающихся в службу, повышению доли лиц, для которых главная цель состоит в получении достойного рабочего места, а не пособия по безработице.
    Ожидается, что в течение предстоящих четырех лет городской банк данных будет пополняться более 40,0 тыс. вакансий.
    Одновременно предусматривается, что в Центр занятости населения г. Якутска в течение 2007 - 2010 годов обратятся за получением государственных услуг, в том числе и желающих получить консультационные услуги по вопросам занятости, трудовых и социальных гарантий, не менее 140,0 тыс. человек, в том числе будут зарегистрированы в целях поиска подходящей работы около 30,0 тыс. человек.
    В рассматриваемом периоде в результате реализации Административного Регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, городская служба занятости окажет содействие в трудоустройстве более 21,0 тыс. человек, в том числе по направлению службы занятости более 14,0 тыс. человек.
    Улучшению функционирования рынка труда будет способствовать обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными наклонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. В 2007 - 2010 годах услуги по профессиональной ориентации получат около 8,0 тыс. человек, в том числе в 2007 году по контрольным показателям 1 650 человек. Особое внимание по-прежнему будет уделяться профориентации учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ.
    Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда. В течение четырех лет Центр занятости населения будет предусматривать профобучение около 2,5 тыс. безработных граждан по востребованным экономикой города профессиям и специальностям, и содействовать организациям города в профессиональном обучении, переобучении и повышении квалификации.
    В целях содействия занятости населения, оказания материальной поддержки, приобретения трудовых навыков молодежью, сохранения мотивации к труду безработными и ищущими работу гражданами предусмотрено совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения перечня и видов работ с учетом потребности города в развитии социальной инфраструктуры. Список организаций, реализующих эти мероприятия, будет определяться органами исполнительной власти административных округов города.
    В 2007 - 2010 годах предполагается предоставить возможность участия в оплачиваемых общественных работах 1 670 человек (в том числе в 2007 году - 260 человек), обеспечить временную занятость на основе договоров около 6,3 тыс. несовершеннолетних граждан (в том числе в 2007 году 1 150 подростков).
    В целях оказания быстрой и качественной помощи при содействии в трудоустройстве предусматривается поэтапное проведение мероприятий по профилированию безработных граждан.
    Важнейшим приоритетом политики занятости в 2007 - 2010 годах будет содействие занятости и материальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.
    В целях содействия безработным, испытывающим наибольшие трудности на рынке труда, в 2007 - 2010 годах планируется реализация специальных программ, трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места, развитие и совершенствование деятельности "Клубов ищущих работу", "Новый старт", "Клуб молодого специалиста", "Надежда", "Ресурс", содействие предпринимательской инициативе и другие меры.
    Социальной поддержкой при безработице будут обеспечены в виде пособий по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий в 2007 - 2010 годах около 9,0 тыс. безработных граждан, в том числе в 2007 году 2,2 тыс. человек; будет обеспечена выплата стипендий 1 400 гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, в т.ч. в 2007 г. - 380 безработным.
    Эффективной реализации Программы в 2007 - 2010 годах будет способствовать внедрение Административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственных услуг, совершенствование системы телекоммуникаций (автоматизированная информационная система "Катарсис"), с помощью которой предполагается улучшить условия работы службы занятости, информированность граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, состоянии рынка труда и услугах службы занятости.
    Для более полной реализации активной политики занятости на территории г. Якутска, в том числе специальных программных мероприятий по трудоустройству молодежи, женщин и инвалидов, необходимо их софинансирование из средств бюджета города и работодателей.
    Реализация Программы позволит создать условия:
    - для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированного спроса и предложения рабочей силы;
    - снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.
    4.СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
    Для достижения главной цели и обеспечения выполнения социальных задач государственной политики занятости предусмотрена разработка мероприятий Программы по следующим основным направлениям:
    4.1.Нормативно-правовое обеспечение государственной политики занятости:
    - на основе практического опыта и анализа внесение предложений в Комитет занятости населения по совершенствованию законодательных актов, направленных на содействие занятости населения;
    - в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости на территории городского округа "Якутск" продолжит работу Координационный совет содействия занятости населения;
    - после утверждения постановлением Правительства РС(Я) "Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов по республике" подготовка проекта распоряжения главы администрации городского округа "Якутск" "О квотировании рабочих мест для инвалидов на 2007 - 2008 годы";
    - защита прав и интересов граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
    - формирование и работа по совершенствованию политики в области труда и занятости на основе социального партнерства;
    - заключение соглашений о совместной деятельности между ЦЗН г. Якутска и с ГО "Жатай", управами городского округа "Якутск" и администрациями пригородных поселков.
    4.2.Информационное обеспечение программы:
    - информирование населения и работодателей о положении на рынке труда г. Якутска и предоставлении государственных услуг службы занятости;
    - предоставление предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам;
    - организация и проведение общегородских информационно-разъяснительных кампаний;
    - повышение качества информационной работы о деятельности ЦЗН г. Якутска через средства массовой информации;
    - проведение семинаров для работодателей и работников кадровых служб по вопросам труда и занятости;
    - разработка и обновление памяток, брошюрок, листовок, справочников и т.д. по вопросам занятости;
    - разработка, далее систематическое обновление Интернет странички ЦЗН г. Якутска в сайте Комитета занятости населения;
    - установление в информационном зале дополнительных средств вычислительной и электронной техники (ПЭВМ), содержащих справочно-информационные и поисковые системы, позволяющие гражданам осуществлять самостоятельный подбор вариантов подходящей работы;
    - оборудование информационного зала системами звукового информирования и электронного оповещения.
    4.3.Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:
    - совершенствование структуры городской службы занятости, методов управления, повышение профессионального уровня ее персонала;
    - обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей;
    - на основе практического опыта и анализа внесение предложений в Комитет занятости населения по совершенствованию технологических операций в ПТК "Катарсис", далее систематическое обновление полученных новых версий и изучение и использование их в практической работе;
    - обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
    - совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
    - расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, представляемых работодателями в Центр занятости населения г. Якутска;
    - повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы путем повышения сбора вакансий и качественного предоставления госуслуг населению;
    - совершенствование форм и методов работы по трудоустройству граждан, в том числе содействие трудоустройству граждан и оперативное комплектование кадрами работодателей г. Якутска при проведении ярмарок вакансий и в основном на предприятиях частной формы собственности в отраслях торговли, транспорта, строительстве;
    - оперативный подбор персонала для работодателей из числа граждан, состоящих на учете в качестве ищущих работу, в т.ч. квалифицированных специалистов через Банк резерва кадров;
    - организация и проведение профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
    - защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
    - организация трудоустройства граждан из числа особо нуждающихся в социальной защите, в т.ч.:
    4.3.1.Содействие занятости инвалидов:
    - организация работы по квотированию рабочих мест для инвалидов;
    - создание банка работодателей с численностью работников свыше 100 человек;
    - организация работы по трудоустройству инвалидов, имеющих рекомендацию работать в специально созданных условиях;
    - координация действий органов социальной защиты, Управления медико-социальной экспертизы, общественных организаций и службы занятости по решению проблем в сфере занятости данной категории;
    - содействие самозанятости и предпринимательской деятельности инвалидов;
    - проведение общественных и временных работ для инвалидов с привлечением общественных и других специализированных организаций инвалидов (клуб молодых инвалидов "Феникс", ЯГОИ и др.);
    - проведение мероприятий в рамках специализированной Декады для инвалидов;
    - участие инвалидов в работе "Клуба ищущих работу", оказание психологической поддержки инвалидам в клубе "Ресурс";
    - корректировка индивидуальных программ реабилитации инвалидов на основании данных службы занятости об уровне мотивации к труду и результативности поиска инвалидом работы;
    - обучение инвалидов по приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в специальных группах и по индивидуальным учебным планам.
    4.3.2.Содействие занятости молодежи и выпускников:
    - обеспечивать целенаправленную работу по профориентации молодежи адекватно потребностям экономики, создать банк данных профессий, учебных заведений города и наличия свободных рабочих мест и избытка трудовых ресурсов;
    - организовать и совершенствовать профессиональное обучение молодежи, которое способствует обеспечению для нее лучших профессиональных перспектив трудоустройства в соответствии с требованиями к качеству рабочей силы;
    - содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования;
    - создание условий для перехода к гарантированному трудоустройству молодежи после профессионального обучения;
    - претворение в жизнь кадровой политики предприятий по обновлению состава работающих за счет приоритетного приема профессионально обученной молодежи;
    - переориентация молодежи на новые формы трудовых отношений, адекватных рыночной экономике (организация собственного дела, малый бизнес), с разработкой мер информационного обеспечения, необходимого профессионального обучения и льготного кредитования молодежного малого бизнеса;
    - организация ярмарок вакансий для молодежи, в т.ч. выпускников профессиональных учебных заведений;
    - содействие созданию временных рабочих мест на перспективных предприятиях города;
    - содействие трудоустройству выпускников учебных заведений с использованием специальных программ "Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы", "Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профобразования, впервые ищущих работу", общественных работ, а также через проведение ежеквартальных конкурсов - самопрезентации молодых специалистов;
    - обеспечение молодежи информацией о положении на рынке труда, об учебных заведениях (ярмарки учебных мест);
    - организация временной занятости школьников во время летних каникул с привлечением финансовых средств заинтересованных организаций;
    - повышение эффективности трудоустройства путем обучения технологии поиска работы в "Клубе молодых специалистов".
    4.3.3.Содействие занятости женщин:
    - анализ состояния занятости женщин в городских округах "Якутск", "Жатай" с целью выработки предложений органам местного самоуправления, работодателям для принятия дополнительных мер, обеспечивающих занятость женщин, особенно из числа одиноких и многодетных родителей;
    - сотрудничество с женскими общественными организациями по вопросам привлечения женщин к активному поиску работы, в том числе в форме самозанятости;
    - профориентацию женской молодежи и взрослого женского населения в связи с изменившимся спросом на работников различных специальностей и профессий, традиционно считавшихся "женскими";
    - превентивные меры (профориентация, профподготовка и переподготовка) в работе с женщинами, находящимися под угрозой увольнения;
    - проведение специализированных (женских) ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, ярмарок специалистов, гарантированных собеседований с работодателями, реализация программ социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" с целью оказания женщинам дополнительных услуг в трудоустройстве, предотвращения длительной безработицы;
    - трудоустройство многодетных и одиноких матерей по специальным программам, в т.ч. по общественным работам;
    - поддержку предпринимательской деятельности и самозанятости женщин;
    - предоставление права выбора добровольной неполной занятости, надомничества для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов.
    4.3.4.Содействие занятости лиц, уволенных из мест лишения свободы:
    - продолжить совместную деятельность по подбору подходящей работы или профессионального обучения данной категории с Управлением ФСИН МЮ РФ по РС(Я), УИИ г. Якутска;
    - оказание психологической помощи в "Клубах ищущих работу" лицам, освобожденным из мест лишения свободы психологами-профконсультантами;
    - предоставление возможности участия в программах социальной адаптации на рынке труда (обучение навыкам самостоятельного активного поиска работы);
    - организация трудоустройства по специальной программе для лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
    - оказание консультационной помощи в организации индивидуальной трудовой деятельности;
    - оказание содействия в трудоустройстве лицам, отбывающим уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.
    4.3.5.Содействие занятости лиц предпенсионного возраста:
    - юридическая консультация граждан предпенсионного возраста по оформлению досрочной пенсии;
    - организация трудоустройства граждан предпенсионного возраста по специальным программам;
    - организация профессионального обучения (переобучения);
    - оказание медико-врачебной консультации;
    - рассмотрение спорной комиссией заявлений для оформления досрочной пенсии;
    - оказание социально-психологической поддержки лицам предпенсионного возраста;
    - содействие самозанятости лиц предпенсионного возраста.
    4.3.6.Содействие занятости в пригороде города:
    - продолжение деятельности в пригородах г. Якутска общественных советов содействия занятости населения и организация совместной плановой работы;
    - систематическое проведение в пригородных поселках Дней открытых дверей и выездных консультаций по вопросам труда и занятости;
    - проведение выездных курсов профессионального обучения в п. Хатассы и Тулагино;
    - предоставление приоритетного права при направлении для трудоустройства по специальным программам;
    - оказание содействия самозанятости и предпринимательской деятельности при организации собственного дела;
    - проведение ежеквартального мониторинга проблем занятости, трудовых и профессиональных ориентаций населения пригорода.
    4.4.Специальные мероприятия содействия занятости:
    - временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
    - совершенствование организации общественных на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;
    - временная занятость подростков в возрасте от 14 до 18 лет; до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
    - организация ярмарок вакансий и учебных мест;
    - содействие самозанятости посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; участие в разработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативы населения города и поддержки малого предпринимательства;
    - осуществление социальной и психологической адаптации граждан в рамках программ "Клуб ищущих работу", "Новый старт", инвалидов "Ресурс", одиноких и многодетных женщин "Надежда", молодежи "Клуб молодого специалиста" и др.
    4.5.Профессиональное обучение и профессиональная ориентация:
    - совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
    - повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
    - профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, пользующихся спросом на рынке труда, в том числе под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
    - обеспечение эффективного трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах после профессионального обучения по направлению городской службы занятости;
    - организации стажировки безработных граждан;
    - профессиональное обучение по специальностям, способствующим развитию предпринимательской деятельности, самозанятости, надомного труда;
    - усиление влияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города в условиях их реформирования и реструктуризации; применение как традиционных, так и новых форм работы, повышающих статус профессионального обучения как одного из основных направлений активной политики занятости;
    - проведение мероприятий ярмарки профессий и учебных мест, самопрезентации выпускников профессиональных учебных заведений;
    - обеспечение взаимодействия службы занятости с органами исполнительной власти, работодателями, научными и образовательными учреждениями с целью определения стратегий и форм обучения граждан (в том числе внутрипроизводственного) для обеспечения единства и сопоставимости требований, предъявляемых к квалификации работников на рынке труда;
    - разработка и апробация новых форм профориентационной работы с различными категориями населения (выпускниками школ, будущими предпринимателями, молодыми специалистами, работодателями и др.);
    - оказание консультационной и методической помощи школьным психологам по проведению профориентационной работы со старшеклассниками;
    - оказание консультационной помощи сотрудникам библиотек города по совершенствованию методов и улучшению качества профориентационной работы с населением;
    - совершенствование и расширение форм работы с работодателями по предоставлению государственной услуги - профотбор;
    - ежеквартальное проведение конкурсов "Перспектива" ("День профессионала") для выпускников ССУЗов и ВУЗов и НПО с привлечением работодателей;
    - проведение занятий: по заявкам предприятий, по повышению психологической компетентности специалистов по работе с персоналом, а также по развитию навыков делового общения.
    4.6.Регулирование трудовой миграции, содействие организации альтернативной гражданской службы:
    - создание банка данных работодателей, осуществляющих привлечение иностранной рабочей силы;
    - организация работы по выдаче работодателям предложений по привлечению иностранной рабочей силы;
    - достижение баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы путем регулирования выдачи предложений для привлечения и использования иностранной рабочей силы работодателями;
    - информирование о необходимости легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории г. Якутска;
    - организация мероприятий по подготовке предложений по определению квоты на привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности;
    - оказание предоставления госуслуг по информированию населения о возможности прохождения альтернативной гражданской службы;
    - содействие в организации мер по прохождению гражданами альтернативной гражданской службы;
    - участие представителя Центра занятости населения г. Якутска в работе городской призывной комиссии (в части вопросов, касающихся организации альтернативной гражданской службы).
    4.7.Осуществление социальных выплат при безработице:
    - своевременное начисление пособий по безработице;
    - оказание материальной помощи в период безработицы и профессионального обучения по направлению ЦЗН г. Якутска;
    - обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;
    - обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.
    И.о. руководителя аппарата
    окружного Совета города Якутска
    А.И.АММОСОВ