Республика Саха
Закон от 29 октября 1998 года № 43-II

О пахотных землях на вечной мерзлоте

Принят
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
29 октября 1998 года
    Настоящий закон регламентирует правовой статус, порядок оборота, предоставления, изъятия, принципы рационального и эффективного использования пахотных земель в Республике Саха (Якутия).
  1. Глава I.Общие положения

  2. Пахотные земли - собирательный термин, включающий в себя понятия "пашня", "залежи" и "огороды" граждан. Все пахотные земли Республики Саха (Якутия) размещены на вечной мерзлоте, имеют специфический гидротермический и пищевой режим, высокие показатели пучения и осадки, подстилающий водоупор экрана вечной мерзлоты, а также повышенную ранимость антропогенным воздействием.
    Пашня - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, чистые пары и огороды граждан. К пашне не относятся земельные угодья, занятые посевами предварительных культур не более 2-х лет, распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья многолетних насаждений, используемые под посевы.
    Многолетние насаждения - сельскохозяйственное угодье, используемое под искусственно созданными древесными, кустарниковыми (без лесной площади) или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения урожая плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции. В состав многолетних насаждений входят ягодник, плодовый питомник и плантация.
    Ягодник - культурное многолетнее насаждение, дающее съедобные и лекарственные ягоды.
    Плодовый питомник - питомник по выращиванию посадочного материала плодово-ягодных культур.
    Плантация - земельный участок для выращивания специальных технических, лекарственных, продовольственных, цветочных и декоративных культур.
    Залежь - земельный участок, который ранее использовался под пашню и более 1 года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.
    Пар - это пашня, обработанная весной с целью уничтожения сорняков и повышения плодородия почв, не засеянная и постоянно обрабатываемая в течение вегетативного периода.
    Зябь - это земельный участок, используемый под пашню, вспаханный осенью после уборки урожая.
    Огороды граждан - огороды в составе приусадебных земель, сайылычных, дачных, садово-огороднических участков и коллективные огороды.
    Севооборот - научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур на пашне, включая пар, во времени и размещении на полях.
    Вечная мерзлота - подстилающие сезоннооттаивающие слои почвы толщи почвогрунтов, круглогодично имеющие температуру ниже 0 градусов С, в которых вода находится в кристаллическом состоянии.
    Часть 1 исключен
    1.К особо ценным пахотным землям относятся орошаемые и осушенные пашни, опытные поля сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, научно-производственных стационаров, а также участки пашни, занятые для производства семян сельскохозяйственных культур.
    Часть 3 исключен
  3. Глава II.Правовой режим пахотных земель

  4. Статья 3 исключена
    Часть 1 исключен
    1.Уменьшение площади (списание) пахотных земель, и том числе перевод их в менее продуктивные угодья, допускается лишь в случаях зарастания лесом и кустарником, затопления, подтопления и заболачивания, вторичного засоления, развития процессов водной и ветровой эрозии почв, истощения плодородия почв (при снижении показателя гумуса до 3%), а также в случаях, если полное или частичное восстановление их прежнего состояния технически и экономически невозможно.
    Часть 3 и 4 исключены
    Статья 5 исключена
    К полномочиям республиканских органов государственной власти и области оборота и использования, предоставления, изъятия пахотных земель относятся:
    а) разработка и совершенствование земельного законодательства по вопросам оборота и использования, предоставления, изъятия пахотных земель;
    б) разработка и реализация совместно с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления республиканских целевых программ по вовлечению в оборот новых земель, рациональному использованию и охране пахотных земель;
    Пункты "в" и "г" исключены
    в) организация государственного контроля за эффективностью использования и охраны пахотных земель;
    г) организация землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
    д) осуществление мероприятий по государственной поддержке владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель;
    е) контроль за осуществлением экономического стимулирования владельцев, землепользователей и арендаторов пахотных земель;
    ж) установление типовых норм выработки и продуктивности для всех категорий пахотных земель;
    з) организация работ по улучшению качества пахотных земель и повышению плодородия почв;
    и) утверждение объема ассигнований, направляемых на освоение и восстановление пахотных земель;
    к) защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов пахотных земель;
    л) организация ежегодной ревизии уровня культуры и экономической эффективности использования пахотных земель.
    (наимен.в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III.
    К полномочиям улусных, городских органов государственной власти в области использования, предоставления и изъятия пахотных земель относятся:
    а) изъятие, предоставление и уменьшение площади (списание) пахотных земель для сельскохозяйственных целей;
    (абз. первый и п. "а" в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III.
    б) взимание платы за землю;
    в) обеспечение проведения государственного контроля за использованием и охраной пахотных земель;
    г) осуществление экономического стимулирования владельцев, землепользователей и арендаторов пахотных земель;
    д) установление местных норм выработки и продуктивности пахотных земель с учетом территориальных и климатических особенностей;
    е) защита прав владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель;
    ж) перевод залежи в специальный земельный фонд перераспределения.
    Пункт "з" исключен
    Статьи 8 и 9 исключены
    1.Вмешательство в деятельность владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения ими действующего законодательства.
    2.Нарушенные права владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель подлежат восстановлению в установленном законом порядке.
    3.Убытки, причиненные нарушениями прав владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель, подлежат возмещению в полном объеме.
    4.Споры о возмещении убытков рассматриваются в судебном порядке.
  5. Глава III.Экономическое стимулирование и государственная поддержка владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель

  6. 1.В целях повышения заинтересованности землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов пахотных земель в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите пахотных земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности могут быть предусмотрены меры экономического стимулирования в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
    (ч. 1 в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III.
    2.Местными органами государственной власти и местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные меры стимулирования владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель за рациональное и эффективное использование и охрану пахотных земель.
    1.Государственная поддержка владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель включает:
    а) размещение государственного заказа на производство продукции земледелия и гарантированный закуп произведенной продукции по установленным закупочным ценам;
    Пункт "б" исключен
    б) восстановление орошаемых пахотных земель и проведение мелиоративных работ;
    в) установление повышенных закупочных цен и авансирование производства семян бобовых многолетних трав;
    г) финансирование работ по восстановлению орошаемых пахотных земель;
    д) разработку и составление научно обоснованных рекомендаций по использованию пахотных земель в условиях вечной мерзлоты;
    е) поставку средств защиты растений и осуществление помощи в их использовании, с соблюдением регламента применения пестицидов;
    ж) лизинговую поставку сельскохозяйственной техники.
    2.Органами государственной власти могут быть предусмотрены и иные меры поддержки владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель.
    (ч. 2 в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III.
    1.Государственная поддержка и экономическое стимулирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
    Статья 2 исключена
    2.Республиканские органы государственной землеустроительной службы совместно с республиканскими финансовыми и экономическими органами осуществляют контроль за нецелевым использованием средств, направляемых на освоение и восстановление пахотных земель, экономическое стимулирование и государственную поддержку владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель.
    3.Нарушение целевого использования средств должностными лицами влечет привлечение их к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
  7. Глава IV.Государственный земельный кадастр и мониторинг пахотных земель

  8. 1.Государственный земельный кадастр пахотных земель является составной частью государственной системы земельного кадастра и ведется органами Государственной землеустроительной службы Республики Саха (Якутия) совместно с другими уполномоченными на то государственными органами.
    2.Данные государственного земельного кадастра пахотных земель подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны пахотных земель, изъятии и предоставлении их для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, осуществлении мер по экономическому стимулированию и государственной поддержке владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель.
    Мониторинг пахотных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель в целях эффективного управления в области прогнозирования состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты пахотных земель.
  9. Глава V.Охрана и защита пахотных земель

  10. 1.Задачи государственного контроля за использованием и охраной пахотных земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, юридическими, физическими, а также должностными лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны пахотных земель.
    2.Государственный контроль за использованием и охраной пахотных земель осуществляется с целью:
    - предотвращения деградации и нарушения пахотных земель;
    - обеспечения улучшения и восстановления пахотных земель;
    - рациональной организации территории пахотных земель.
    Государственными органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной пахотных земель, являются органы государственной земельной инспекции Республики Саха (Якутия).
    Статьи 14. Ответственность за нарушение земельного законодательства в части использования и охраны пахотных земель
    За нарушение земельного законодательства в части использования и охраны пахотных земель, за потраву урожая граждане, юридические и должностные лица привлекаются к административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    Председатель
    Палаты Представителей
    Н.СОЛОМОВ
    г. Якутск
    29 октября 1998 года
    З N 43-II