Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
29 октября 1998 года
Настоящий закон регламентирует правовой статус, порядок оборота, предоставления, изъятия, принципы рационального и эффективного использования пахотных земель в Республике Саха (Якутия).
Глава I.Общие положения
Пахотные земли - собирательный термин, включающий в себя понятия "пашня", "залежи" и "огороды" граждан. Все пахотные земли Республики Саха (Якутия) размещены на вечной мерзлоте, имеют специфический гидротермический и пищевой режим, высокие показатели пучения и осадки, подстилающий водоупор экрана вечной мерзлоты, а также повышенную ранимость антропогенным воздействием.
Пашня - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, чистые пары и огороды граждан. К пашне не относятся земельные угодья, занятые посевами предварительных культур не более 2-х лет, распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья многолетних насаждений, используемые под посевы.
Многолетние насаждения - сельскохозяйственное угодье, используемое под искусственно созданными древесными, кустарниковыми (без лесной площади) или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения урожая плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции. В состав многолетних насаждений входят ягодник, плодовый питомник и плантация.
Ягодник - культурное многолетнее насаждение, дающее съедобные и лекарственные ягоды.
Плодовый питомник - питомник по выращиванию посадочного материала плодово-ягодных культур.
Плантация - земельный участок для выращивания специальных технических, лекарственных, продовольственных, цветочных и декоративных культур.
Залежь - земельный участок, который ранее использовался под пашню и более 1 года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.
Пар - это пашня, обработанная весной с целью уничтожения сорняков и повышения плодородия почв, не засеянная и постоянно обрабатываемая в течение вегетативного периода.
Зябь - это земельный участок, используемый под пашню, вспаханный осенью после уборки урожая.
Огороды граждан - огороды в составе приусадебных земель, сайылычных, дачных, садово-огороднических участков и коллективные огороды.
Севооборот - научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур на пашне, включая пар, во времени и размещении на полях.
Вечная мерзлота - подстилающие сезоннооттаивающие слои почвы толщи почвогрунтов, круглогодично имеющие температуру ниже 0 градусов С, в которых вода находится в кристаллическом состоянии.
Часть 1 исключен 1.К особо ценным пахотным землям относятся орошаемые и осушенные пашни, опытные поля сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, научно-производственных стационаров, а также участки пашни, занятые для производства семян сельскохозяйственных культур.
Часть 3 исключен
Глава II.Правовой режим пахотных земель
Статья 3 исключена
Часть 1 исключен 1.Уменьшение площади (списание) пахотных земель, и том числе перевод их в менее продуктивные угодья, допускается лишь в случаях зарастания лесом и кустарником, затопления, подтопления и заболачивания, вторичного засоления, развития процессов водной и ветровой эрозии почв, истощения плодородия почв (при снижении показателя гумуса до 3%), а также в случаях, если полное или частичное восстановление их прежнего состояния технически и экономически невозможно.
Часть 3 и 4 исключены
Статья 5 исключена
К полномочиям республиканских органов государственной власти и области оборота и использования, предоставления, изъятия пахотных земель относятся: а) разработка и совершенствование земельного законодательства по вопросам оборота и использования, предоставления, изъятия пахотных земель; б) разработка и реализация совместно с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления республиканских целевых программ по вовлечению в оборот новых земель, рациональному использованию и охране пахотных земель;
Пункты "в" и "г" исключены в) организация государственного контроля за эффективностью использования и охраны пахотных земель; г) организация землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; д) осуществление мероприятий по государственной поддержке владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель; е) контроль за осуществлением экономического стимулирования владельцев, землепользователей и арендаторов пахотных земель; ж) установление типовых норм выработки и продуктивности для всех категорий пахотных земель; з) организация работ по улучшению качества пахотных земель и повышению плодородия почв; и) утверждение объема ассигнований, направляемых на освоение и восстановление пахотных земель; к) защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов пахотных земель; л) организация ежегодной ревизии уровня культуры и экономической эффективности использования пахотных земель.
(наимен.в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III.
К полномочиям улусных, городских органов государственной власти в области использования, предоставления и изъятия пахотных земель относятся: а) изъятие, предоставление и уменьшение площади (списание) пахотных земель для сельскохозяйственных целей;
(абз. первый и п. "а" в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III. б) взимание платы за землю; в) обеспечение проведения государственного контроля за использованием и охраной пахотных земель; г) осуществление экономического стимулирования владельцев, землепользователей и арендаторов пахотных земель; д) установление местных норм выработки и продуктивности пахотных земель с учетом территориальных и климатических особенностей; е) защита прав владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель; ж) перевод залежи в специальный земельный фонд перераспределения.
Пункт "з" исключен
Статьи 8 и 9 исключены 1.Вмешательство в деятельность владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения ими действующего законодательства. 2.Нарушенные права владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель подлежат восстановлению в установленном законом порядке. 3.Убытки, причиненные нарушениями прав владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель, подлежат возмещению в полном объеме. 4.Споры о возмещении убытков рассматриваются в судебном порядке.
Глава III.Экономическое стимулирование и государственная поддержка владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель
1.В целях повышения заинтересованности землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов пахотных земель в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите пахотных земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности могут быть предусмотрены меры экономического стимулирования в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
(ч. 1 в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III. 2.Местными органами государственной власти и местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные меры стимулирования владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель за рациональное и эффективное использование и охрану пахотных земель. 1.Государственная поддержка владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель включает: а) размещение государственного заказа на производство продукции земледелия и гарантированный закуп произведенной продукции по установленным закупочным ценам;
Пункт "б" исключен б) восстановление орошаемых пахотных земель и проведение мелиоративных работ; в) установление повышенных закупочных цен и авансирование производства семян бобовых многолетних трав; г) финансирование работ по восстановлению орошаемых пахотных земель; д) разработку и составление научно обоснованных рекомендаций по использованию пахотных земель в условиях вечной мерзлоты; е) поставку средств защиты растений и осуществление помощи в их использовании, с соблюдением регламента применения пестицидов; ж) лизинговую поставку сельскохозяйственной техники. 2.Органами государственной власти могут быть предусмотрены и иные меры поддержки владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель.
(ч. 2 в ред. Закона РС(Я) от 14.04.2004 129-З N 261-III. 1.Государственная поддержка и экономическое стимулирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Статья 2 исключена 2.Республиканские органы государственной землеустроительной службы совместно с республиканскими финансовыми и экономическими органами осуществляют контроль за нецелевым использованием средств, направляемых на освоение и восстановление пахотных земель, экономическое стимулирование и государственную поддержку владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель. 3.Нарушение целевого использования средств должностными лицами влечет привлечение их к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
Глава IV.Государственный земельный кадастр и мониторинг пахотных земель
1.Государственный земельный кадастр пахотных земель является составной частью государственной системы земельного кадастра и ведется органами Государственной землеустроительной службы Республики Саха (Якутия) совместно с другими уполномоченными на то государственными органами. 2.Данные государственного земельного кадастра пахотных земель подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны пахотных земель, изъятии и предоставлении их для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, осуществлении мер по экономическому стимулированию и государственной поддержке владельцев, пользователей и арендаторов пахотных земель.
Мониторинг пахотных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель в целях эффективного управления в области прогнозирования состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты пахотных земель.
Глава V.Охрана и защита пахотных земель
1.Задачи государственного контроля за использованием и охраной пахотных земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, юридическими, физическими, а также должностными лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны пахотных земель. 2.Государственный контроль за использованием и охраной пахотных земель осуществляется с целью: - предотвращения деградации и нарушения пахотных земель; - обеспечения улучшения и восстановления пахотных земель; - рациональной организации территории пахотных земель.
Государственными органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной пахотных земель, являются органы государственной земельной инспекции Республики Саха (Якутия).
Статьи 14. Ответственность за нарушение земельного законодательства в части использования и охраны пахотных земель
За нарушение земельного законодательства в части использования и охраны пахотных земель, за потраву урожая граждане, юридические и должностные лица привлекаются к административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
29 октября 1998 года
З N 43-II