-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Саха
Закон от 29 декабря 1998 года № 59-II
О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)
- Принят
- Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
29 декабря 1998 года
В редакции
-
от 25.04.2003 № 31-III,
c изменениями
-
от 26.12.2002 № 3-122/02.
Настоящий закон устанавливает правовые основы деятельности в сфере туризма Республики Саха (Якутия), экономические гарантии, определяет принципы государственного регулирования туризма и туристской деятельности, призван обеспечивать реализацию прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, доступ к культурно-историческому наследию, рациональное использование туристских ресурсов.
Глава I.Общие положения
В настоящем законе используются следующие термины и понятия:
а) туризм - временный выезд граждан с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;
б) туризм внутренний - путешествия в пределах Республики Саха (Якутия) лиц, постоянно проживающих в Республике Саха (Якутия);
в) туризм въездной - путешествия в пределах Республики Саха (Якутия) лиц, не проживающих постоянно в Республике Саха (Якутия);
г) туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Республике Саха (Якутия), за пределы Республики Саха (Якутия);
д) туризм международный - путешествия лиц, постоянно проживающих в Республике Саха (Якутия), в другие страны за пределы Российской Федерации;
е) туризм социальный - путешествия социально незащищенных групп населения, в том числе лиц пенсионного возраста, лиц с физическими недостатками, молодежи, детей и подростков;
ж) туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемых туристами самостоятельно;
з) тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
и) туристский продукт - совокупность нескольких видов туристских услуг, предназначенных для реализации туристу;
к) турист - любое физическое лицо, посещающее место временного пребывания в познавательных, оздоровительных, спортивных, деловых и иных целях, без занятий оплачиваемой деятельностью от 24 часов до 6 месяцев подряд, осуществляющее не менее одной ночевки;
л) туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта на основании выданной лицензии;
м) турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по продвижению и реализации турпродукта на основании выданной лицензии;
н) туристская деятельность - деятельность туроператоров и турагентов, а также других предприятий в сфере туризма по организации путешествий;
о) субъект туристской деятельности - юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное юридическое или физическое лицо, или лицо без гражданства, предоставляющее туристские услуги;
п) туристские услуги - транспортные, гостиничные, экскурсионные и иные виды услуг, предоставляемые туристу соответствующими подразделениями туристской индустрии;
р) туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
с) туристский ваучер - именной или групповой документ, устанавливающий право турагента или туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания;
т) туристское страхование - заключение и исполнение договоров страхования риска, возможных финансовых, имущественных потерь, жизни и здоровья туриста, связанных с туристской деятельностью;
у) туристские ресурсы - совокупность природных, социально-культурных, оздоровительных, исторических объектов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в комплексе и порознь;
ф) туристская квота - количественное ограничение посещений туристско-экскурсионных объектов, входящих в состав ресурсов туризма;
х) туристская индустрия - комплексная система производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и организаций, гостиниц и иных средств размещения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков, а также иных организаций, предоставляющих товары и услуги, используемые в туристской деятельности.
Законодательство Республики Саха (Якутия) о туризме и туристской деятельности состоит из Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) в области туризма и туристской деятельности, также настоящего закона.
Если международным договором в сфере туризма и туристской деятельности установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем законе, применяются правила международного договора.
Целями и задачами настоящего закона являются:
а) создание устойчивой нормативной правовой базы для регулирования отношений в сфере туризма;
б) обеспечение конституционных и общепризнанных прав человека, в том числе права на отдых, свободу передвижения, образование, доступ к культурным и природным ценностям;
в) обеспечение охраны и рационального использования природного, исторического и культурного наследия;
г) развитие международных и внутригосударственных туристских связей на основе взаимной выгоды.
Глава II.Государственное регулирование туризма и туристской деятельности
Признавая туризм, как одну из приоритетных отраслей экономики, органы государственной власти Республики Саха (Якутия) исходят из следующих принципов:
а) создания условий для развития и модернизации туристской инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия);
б) определения и поддержки приоритетных направлений туристской деятельности;
в) содействия туристской деятельности и создания благоприятных условий для ее развития, стимулирования внутреннего и въездного туризма, притока туристов из других регионов Российской Федерации и иностранных государств;
г) оказания содействия в повышении роли туризма в формировании доходной части республиканского и местных бюджетов, в создании новых рабочих мест;
д) содействия инвестированию средств в развитие туристской индустрии на территории Республики Саха (Якутия);
е) обеспечения охраны окружающей природной среды, сохранения исторического и культурного наследия.
1.Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
2.Органы исполнительной власти обязаны активно способствовать развитию указанных направлений туризма, в том числе установлением режима благоприятных экономических условий.
3.Государственное регулирование туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется путем:
Пункт "а" исключен. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
а) разработки и утверждения государственной и целевых программ Республики Саха (Якутия) по развитию туризма;
б) разработки и осуществления налоговой политики Республики Саха (Якутия), стимулирующей развитие туризма;
в) разработки практических мер по поддержке отечественных производителей туристского продукта;
г) защиты, поддержания целостности и обеспечения охраны туристских ресурсов;
д) создания комплексной системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере туризма и обслуживающих отраслях;
е) лицензирования, стандартизации, сертификации туристского продукта в соответствии с требованиями федерального законодательства;
ж) восстановления традиционных и открытие новых туристских маршрутов;
з) рекламной и издательской деятельности в сфере туризма.
1.Вопросы туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия), за исключением вопросов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, регулируются и контролируются соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти по регулированию туризма и туристской деятельности, действующим согласно положению, утверждаемому Правительством Республики Саха (Якутия).
2.Основные задачи уполномоченного органа по регулированию туризма и туристской деятельности заключаются в разработке политики и стратегии развития туристской отрасли, координации государственной и целевых программ по развитию туризма, разработке и внедрении нормативных документов по организации туристской деятельности, классификационных требований в области туристского сервиса.
3.Уполномоченный орган исполнительной власти по регулированию туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) обладает правом:
а) осуществлять лицензирование туристской деятельности в соответствии с федеральным законодательством;
Пункт "б" исключен. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
б) запрашивать статистическую информацию от государственных и негосударственных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, по вопросам туристской отрасли;
Пункт "г" исключен. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
1.Органы местного самоуправления:
а) регулируют туризм и туристскую деятельность на территории соответствующих муниципальных образований в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
б) осуществляют организацию и развитие индустрии туризма на своей территории;
в) осуществляют координацию с Государственной программой развития туризма;
г) разрабатывают и контролируют реализацию местных программ, связанных с туризмом.
2.Органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги, пошлины и другие сборы при осуществлении туризма и туристской деятельности, кроме предусмотренных действующим законодательством.
1.В целях координации целенаправленного участия в туристской деятельности государственных органов власти и управления, общественных организаций, предприятий и частных лиц сферы туризма и услуг, гостиничного хозяйства, торговли, общественного питания, а также иных организаций, предоставляющих туристские товары и услуги, создается общественный межведомственный Координационный совет по вопросам туризма при Правительстве Республики Саха (Якутия).
2.Координационный совет имеет статус совещательно - консультативного органа Правительства Республики Саха (Якутия).
3.Положение о Координационном совете по вопросам туризма, его качественный и количественный состав утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
4.Координационный совет по вопросам туризма разрабатывает и вносит проекты нормативных правовых актов по вопросам туризма, анализирует состояние дел и вносит предложения, направленные на повышение эффективности туристской деятельности, а также может выполнять иные функции по поручению Правительства Республики Саха (Якутия).
5.По всем рассматриваемым вопросам по туризму Координационный совет принимает решения, носящие рекомендательный характер.
1.Финансирование туризма и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия) осуществляется за счет:
а) государственных инвестиций;
б) собственных средств юридических и физических лиц, в том числе и иностранных;
в) средств внебюджетных фондов;
г) кредитов банков, финансовых компаний и иных кредитных учреждений;
д) других не противоречащих законодательству доходов и поступлений.
2.Финансирование туристской отрасли предусматривается в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в объеме годовой потребности Государственной программы развития туризма Республики Саха (Якутия).
3.В целях определения дополнительного источника финансирования туристской отрасли допускается образование фонда развития туризма Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном действующим законодательством. В качестве учредителей (соучредителей) данного фонда могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), а также иные юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
1.Субъектам туристской деятельности, занимающимся приемом и обслуживанием иностранных граждан, граждан СНГ и Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия), организацией отдыха для детей, а также выездом на санаторно-курортное лечение граждан Республики Саха (Якутия), могут предоставляться налоговые льготы в части, зачисляемой в республиканский и местные бюджеты.
2.Порядок льготного налогообложения, освобождения от уплаты налогов устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
3.Субъектам туристской деятельности, развивающим инфраструктуру туризма, предоставляется льготное кредитование.
Глава III.Права и обязанности туристов на территории Республики Саха (Якутия)
Часть 1 исключена. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
1.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства обладают одинаковыми правами в сфере туризма и несут равную ответственность за соблюдение законодательства Республики Саха (Якутия) о туризме и туристской деятельности.
Часть 3 исключена. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
Статьи 13 и 14 исключены. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
1.Туристы в целях реализации своих конституционных прав на свободное перемещение и отдых на основе общности связанных с ними интересов могут создавать туристские общественные объединения на основе Федерального закона "Об общественных объединениях".
2.Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного, спортивного, краеведческого туризма, просвещение населения в сфере туризма.
Отдельным категориям туристов могут быть предоставлены дополнительные права и льготы социального характера.
Глава IV.Основные виды и функции туристской деятельности
Основными видами туристской деятельности являются:
а) научно-познавательный, в том числе эколого-биологический, археологический, историко-этнографический, историко-архитектурный и т.д.;
б) спортивно-оздоровительный;
в) охотничье-рыболовный.
1.Основными функциями в сфере туризма являются:
а) организация приема и направления туристов;
б) гостиничное, бытовое, транспортное обслуживание туристов;
в) организационное обслуживание, направленное на выполнение туристско-экскурсионных программ;
г) информационно-методическое обслуживание потребности туризма;
д) страхование туристов;
е) рекламная и издательская деятельность, обслуживающая туризм;
ж) строительство и эксплуатация объектов туризма;
з) подготовка кадров для туризма и выполнение обучающих программ для туристов;
и) производство и реализация товаров для туризма;
к) организация массовых туристско-оздоровительных мероприятий.
2.Иные виды деятельности относятся к туристским в том случае, если они направлены на удовлетворение потребностей туризма.
Глава V.(статьи 19 и 20) исключена. - закон рс(я) от 25.04.2003 15-З № 31-III.
Глава V.Другие положения, регулирующие туристскую деятельность
1.Страхование рисков в туризме, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья туристов, требующих высоких затрат по спасению, производится субъектами туристской деятельности по согласованию с туристами.
2.Страхование иных рисков является добровольным и осуществляется туристами самостоятельно или через субъектов туристской деятельности.
3.Страхование при осуществлении туристской деятельности определяется федеральным законодательством.
1.Абзац первый исключен. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
Порядок и условия лицензирования туристской деятельности, сроки выдачи лицензии, а также условия прекращения действия лицензии регулируются в соответствии с федеральным законодательством.
Части 2, 3 и 4 исключены. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
2.Отсутствие сертификата соответствия стандартам туроператорской и турагентской деятельности влечет запрет ее рекламы и ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статьи 23, 24 и 25 исключены. - Закон РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III.
1.Отношения субъектов туристской деятельности с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и уполномоченным органом исполнительной власти по регулированию туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) основываются на принципах соблюдения законов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
2.Субъекты туристской деятельности осуществляют свои права самостоятельно, без непосредственного вмешательства органов государственной власти в их оперативную хозяйственную деятельность.
3.Субъекты туристской деятельности осуществляют свою работу на основе самоокупаемости и самофинансирования.
4.Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) не несут ответственности по обязательствам субъектов туристской деятельности.
5.Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) защищают и обеспечивают права субъектов туристской деятельности путем осуществления налоговой, валютно-финансовой политики и другими мерами государственного регулирования. Субъекты туристской деятельности обязаны подчиняться решениям, принятым органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в рамках их компетенции.
6.Уполномоченный орган исполнительной власти по регулированию туризма и туристской деятельности имеет право при необходимости запрашивать у министерств и ведомств, банков и субъектов туристской деятельности информацию, подтверждающую достоверность сведений, сообщаемых в регистрационном листе.
(ч. 6 введена Законом РС(Я) от 25.04.2003 15-З N 31-III)
Субъекты туристской деятельности в целях координации их предпринимательской деятельности, а также защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать туристские объединения в форме ассоциаций или союзов в установленном законодательством порядке.
1.Ведение туристских экскурсий возлагается на квалифицированных экскурсоводов (гидов). Квалификация экскурсовода должна быть подтверждена документом об окончании соответствующих курсов (школы).
2.Экскурсовод может выступать в качестве самостоятельного субъекта туристской деятельности, входить в состав туристских предприятий любых форм собственности или сотрудничать с ними на договорных условиях.
3.Обслуживание экскурсий иностранных туристов осуществляется гидами-переводчиками или с помощью переводчиков. В обоих случаях право на ведение экскурсий должно быть подтверждено дипломом переводчика.
Глава VI.Туристские ресурсы
1.Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызывать туристский интерес, является национальным достоянием Республики Саха (Якутия).
2.Все туристские ресурсы Республики Саха (Якутия) являются доступными для ознакомления и использования независимо от форм собственности, если к тому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.
Возмещение нанесенного ущерба осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет лиц и организаций, которые своими действиями или бездействием допустили данный ущерб.
1.Туристская квота - это количественное ограничение туристских поездок (туров) или их участников, связанное с необходимостью охраны историко-культурных и природных объектов от чрезмерных рекреационных нагрузок, способных вызвать их разрушение или деградацию. Перечень историко-культурных объектов, подлежащих квотированию, и квоты на их посещение устанавливаются органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере культуры; природных объектов - природоохранными органами, в пределах их компетенции, в соответствии с направленностью туристской деятельности и согласовываются с улусными (городскими) администрациями.
2.Порядок распределения квот между субъектами туристской деятельности производится уполномоченным органом исполнительной власти по регулированию туризма и туристской деятельности.
1.Субъекты туристской деятельности имеют право на осуществление охотничьего и рыболовного туризма на основании специальных персональных охотничьих или рыболовных лицензий, выдаваемых в установленном порядке.
2.Перечень лицензируемых видов рыб, используемых в качестве объектов туризма на водоемах межреспубликанского и республиканского значения, составляется соответствующими республиканскими природоохранными органами по согласованию с улусными (городскими) администрациями.
3.Размер стоимости охотничьих и рыболовных лицензий по отдельным видам животных (включая рыб) устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
4.Проведение охотничьего или рыболовного туризма без лицензий или по видам животных, не указанным в лицензии, запрещается. Отстрел дичи или вылов рыб сверх количества, указанного в лицензии, а также в запрещенные сроки, приравнивается к браконьерству.
1.Туризм на особо охраняемых территориях (в заповедниках, национальных и природных парках, в заказниках, на памятниках природы, истории и культуры, уникальных исторических и природно-ландшафтных территориях) осуществляется в соответствии с Положениями об этих территориях и памятниках и регулируется органами, ответственными за их сохранность.
2.Посещение особо охраняемых территорий и памятников является платным и регулируется на основе договоров, заключаемых их администрацией или иными юридическими лицами, несущими ответственность за сохранность таких территорий и памятников, с субъектами туристской деятельности. Полученные средства поступают на счета особо охраняемых территорий и органов, ответственных за сохранение памятников природы, истории и культуры, и используются для целей их охраны, реставрации и развития инфраструктуры.
Глава VII.Международная деятельность
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СФЕРЕ ТУРИЗМА
1.Законодательные и исполнительные органы государственной власти, негосударственные органы в сфере туризма, субъекты туристской деятельности Республики Саха (Якутия) принимают участие в деятельности международных организаций в порядке, определенном статусом этих организаций.
2.Республика Саха (Якутия) заключает международные соглашения по вопросам туризма, принимает участие в разработке международных правовых актов, создает туристские представительства за рубежом или представляет свои интересы через представительства Российской Федерации.
Глава VIII.Заключительные положения
Нарушение законодательства о туризме и туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
29 декабря 1998 года
З N 59-II