-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Саха
Закон от 16 июня 2005 года № 511-III
О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- Принят
- Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
16 июня 2005 года
В редакциях
-
от 18.02.2010 № 485-IV,
-
от 26.05.2010 № 561-IV,
-
от 10.11.2010 № 623-IV,
-
от 15.12.2010 № 653-IV,
-
от 14.04.2011 № 731-IV,
-
от 10.11.2011 № 839-IV,
-
от 28.06.2012 № 1063-IV,
c изменениями
-
от 05.04.2011 № 3-8/11.
Настоящий закон устанавливает организационно-правовые нормы в области защиты граждан, проживающих или находящихся на территории Республики Саха (Якутия) (далее - население), окружающей среды, в том числе земельного, водного, воздушного пространства, в пределах Республики Саха (Якутия) или ее части (далее - территории), а также имущества, включая домашний скот, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Настоящий закон определяет задачи и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом географических и климатических условий региона, а также в связи с нарастанием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 1.Общие положения
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
2) - 5) исключены. - Закон РС(Я) от 15.12.2010 878-З N 653-IV;
2
) предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
3
) ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4
) зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
5
) технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения) и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, объем повреждения оборудования, другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты;
авария - опасное происшествие на производственно-хозяйственных объектах или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей природной среде;
инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонение от установленных режимов, нарушение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
6
) катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде;
7
) инфраструктура - совокупность объектов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и других субъектов Российской Федерации, обеспечивающая функционирование институтов государства и жизнедеятельности его граждан;
8
) критически важный объект инфраструктуры Республики Саха (Якутия) - объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики Республики Саха (Якутия) или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения на длительный период времени;
9
) потенциально опасный объект - производственный или иной объект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций и (или) который отнесен в установленном законом порядке к категории опасных;
10
) объект защиты - человек, здание, сооружение, помещение, процесс, технологическая установка, вещество, материал, транспортное средство, изделия, а также их элементы и совокупности;
11
) декларация безопасности - документ, содержащий сведения об используемых опасных веществах; о промышленных установках и авариях на них, представляющих опасность для персонала объекта, населения и окружающей природной среды; о превентивных мероприятиях по предотвращению аварий и снижению их негативных последствий (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая порядок оповещения, сведения об оборудовании и о технических средствах, используемых при чрезвычайной ситуации, наличие финансовых и материальных резервов, меры по локализации источника аварии, мероприятия по защите населения и территорий, порядок взаимодействия с органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления и органами управления Республики Саха (Якутия), специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
12
) стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативные технические документы, утверждаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
13
) собственник - физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности;
14
) балансодержатель - физическое или юридическое лицо, у которого соответствующее имущество отражено в бухгалтерском балансе;
15
) эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию);
16
) специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
7) режим функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
8) уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - состояние готовности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и настоящего закона. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Целями настоящего закона являются:
1) определение полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом географических и климатических особенностей региона;
2) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
3) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
4) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
1.Якутская территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
2) разработка на критически важных и потенциально опасных объектах мероприятий по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
4) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
7) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
8) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
0) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
1) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
2) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
3) международное сотрудничество и взаимодействие с субъектами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
2.Состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
1.Органы управления и силы Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
2) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
3) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2.Порядок организации деятельности органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются Правительством Российской Федерации.
3.При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
1) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
2) местный уровень реагирования:
решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
3) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением Президента Республики Саха (Якутия) (Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории Республики Саха (Якутия);
4) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4.Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.
5.При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, определенные частями 3 и 4 настоящей статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
2) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
3) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
4) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
5) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и указом Президента Республики Саха (Якутия) руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и руководители организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение населения, органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств на территории Республики Саха (Якутия).
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Саха (Якутия), на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Глава 2.Полномочия органов государственной власти
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Президент Республики Саха (Якутия):
1) определяет в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия) основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) обращается с ходатайством о привлечении сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) объявляет в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) чрезвычайную ситуацию на территории Республики Саха (Якутия) или в отдельных ее районах, о чем незамедлительно сообщает Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
4) вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном частью 3 статьи 4.1 настоящего закона.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
1) принимает законы Республики Саха (Якутия) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает единообразие законодательного регулирования на территории Республики Саха (Якутия);
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) утверждает государственные программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представленные Президентом Республики Саха (Якутия);
4) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правительство Республики Саха (Якутия):
1) принимает на основании и во исполнение Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и нормативных правовых актов Президента Республики Саха (Якутия) постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;
2) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство Якутской территориальной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) обеспечивает создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
6) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
7) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
8) организует и осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в министерствах и ведомствах Республики Саха (Якутия);
9) планирует мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из районов размещения потенциально опасных объектов, а также с территорий, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления, в заблаговременно оборудованные безопасные районы;
0) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
1) совместно с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации обеспечивает восстановление и поддержание правопорядка в районах, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимыми силами и средствами;
2) устанавливает дополнительные гарантии и социальные льготы для сотрудников и должностных лиц органа, специально уполномоченного на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) исключен. - Закон РС(Я) от 10.11.2011 965-З N 839-IV;
3) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их проведение;
14
) принимает решения о переселении жителей населенных пунктов, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации;
6) исключен. - Закон РС(Я) от 10.11.2011 965-З N 839-IV;
7) исключен. - Закон РС(Я) от 15.12.2010 878-З N 653-IV;
15
) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
16
) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
7) вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном частью 3 статьи 4.1 настоящего закона.
Органы местного самоуправления:
1) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) под руководством органа управления, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводят с руководящим составом администраций муниципальных образований и организаций, расположенных на подведомственной территории, необходимые мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) осуществляют подготовку и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
4) принимают меры по проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, отгона скота в безопасные районы, их размещению, жизнеобеспечению и возвращению в места постоянного проживания, обитания либо хранения;
5) обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения муниципального образования об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
6) осуществляют за счет средств бюджета муниципального образования финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при угрозе возникновения (возникновении) локальной либо местной чрезвычайной ситуации;
7) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
9) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
0) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
1) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
2) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном частью 3 статьи 4.1 настоящего закона.
Глава 3.Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.В целях реализации на территории Республики Саха (Якутия) единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности создаются на территориальном, местном, объектовом уровне постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Компетенция постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяется соответствующими положениями об указанных органах или уставами этих органов.
1.Для организации контроля за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации сил и средств Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе для обеспечения безопасности людей на водных объектах, создается Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия). Положение об указанной комиссии и ее персональный состав утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
2.В рабочий орган Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия) назначаются представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия).
1.Организации обязаны:
1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
2
) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
3
) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
4
) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
5
) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6
) обеспечивать финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
7
) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на страхование рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями;
8
) создавать структурные подразделения (или назначать работников), специально уполномоченные (специально уполномоченных) на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9
) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
10
) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
2.Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
3.Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
1.Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Общественные объединения, участвующие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
2.Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), по обращению Президента Республики Саха (Якутия). Порядок обращения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Республики Саха (Якутия).
Глава 4.Права и обязанности граждан Российской Федерации,
ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ),
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ
1.Граждане имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья, личного имущества и окружающей среды в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, имущество органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
4) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Республики Саха (Якутия), и о мерах необходимой безопасности;
5) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
7) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
8) на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
0) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2.Порядок, условия, виды, размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), обязаны:
1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) знать и соблюдать меры безопасности в быту и трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
3) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
4) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
5) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава 5.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Правительство Республики Саха (Якутия) планирует и осуществляет контроль за ходом и качеством обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях, навыкам безопасного поведения на водных объектах и вопросам защиты осуществляется в организациях, образовательных учреждениях, по месту жительства, в учебно-методическом центре Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия), учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в ходе учений и тренировок по установленным категориям населения, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Руководители и другие работники органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления, входящими в Якутскую территориальную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, используются все средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Глава 6.Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.Финансирование целевых программ и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджетов муниципальных образований, собственных средств организаций, привлеченных внебюджетных средств.
2.Внебюджетные средства на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций образуются из средств, поступающих от организаций, граждан, страховых органов, благотворительных фондов и общественных объединений, добровольных пожертвований.
3.Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на критически важных и потенциально опасных объектах, по предупреждению возникновения на них чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций.
4.Страхование рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями, финансируется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Указанное финансирование осуществляется в соответствии с перечнем объектов, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия). Размер и условия страхования определяются Правительством Республики Саха (Якутия).
Объем резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий ежегодно утверждается законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год, исходя из мониторинга чрезвычайных ситуаций за последние пять лет, Положения о республиканском резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при выполнении мероприятий по гражданской обороне, а также из концепции стратегического развития отраслей Республики Саха (Якутия).
Из средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, предусмотренных в расходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия), производится финансирование мероприятий регионального и межмуниципального характера в порядке, утвержденном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Возмещение расходов по перевозке и размещению привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (учреждений), материально-техническое, финансовое и иное их обеспечение, включая оплату труда спасателей, работников указанных служб, формирований (учреждений), выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или за счет средств, выделенных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном настоящим законом и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
1.Финансовое обеспечение установленных федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Республики Саха (Якутия);
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
2.Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.Резервы финансовых и материальных ресурсов заблаговременно создаются органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями в целях экстренного привлечения необходимых средств и ресурсов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок выполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями.
Глава 7.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Часть 1 исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 965-З N 839-IV.
1
. Организации, имеющие в своем составе производства повышенной опасности, разрабатывают декларацию безопасности промышленного объекта, в которой отражаются характер и масштабы опасности на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Декларирование безопасности промышленного объекта осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте с последующим представлением заключения органу управления Республики Саха (Якутия), специально уполномоченному на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2
. Порядок, содержание и сроки представления декларации безопасности промышленного объекта определяются специальным положением.
1.Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на Якутскую единую государственную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
2.Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Глава 8.Соглашения Республики Саха (Якутия) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Республика Саха (Якутия), участвуя в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти заключает с административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями и иностранными юридическими лицами соглашения о сотрудничестве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 9.Заключительные положения
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Законы Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Республики Саха (Якутия) в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложения о приведении законодательства Республики Саха (Якутия) в соответствие с настоящим законом.
Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Закон Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2000 года З N 217-II "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
июня 2005 года
З N 511-III