Республика Мордовия
Закон от 28 февраля 1997 года № 17-З

О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия

Принят
Государственным Собранием Республики Мордовия
20 февраля 1997 года
    В редакциях
  • от 08.12.1997 № 48-З,
  • от 26.11.1998 № 47-З,
  • от 08.10.1999 № 50-З,
  • от 09.11.2000 № 48-З,
  • от 29.05.2001 № 26-З,
  • от 23.05.2002 № 21-З,
  • от 07.07.2003 № 36-З,
  • от 28.01.2004 № 12-З,
  • от 01.10.2004 № 66-З,
  • от 22.10.2004 № 76-З,
  • от 28.12.2004 № 113-З,
  • от 26.05.2005 № 45-З,
  • от 29.09.2005 № 65-З,
  • от 29.09.2005 № 68-З,
  • от 01.12.2006 № 72-З,
  • от 03.05.2007 № 36-З,
  • от 04.02.2009 № 7-З,
  • от 12.03.2010 № 19-З,
  • от 12.03.2010 № 18-З,
  • от 18.10.2010 № 77-З,
  • от 19.12.2011 № 78-З,
  • от 28.02.2012 № 9-З,
  • от 25.05.2012 № 34-З.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия (далее - депутат Государственного Собрания) является полномочным представителем народа, а также Государственного Собрания Республики Мордовия на всей территории Республики Мордовия. Депутат Государственного Собрания, призванный выражать и защищать интересы избирателей, осуществляет представительную и законодательную власть в Государственном Собрании Республики Мордовия (далее - Государственное Собрание), а также другие полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Мордовия, настоящим Законом, иными законами Республики Мордовия.
    Депутату Государственного Собрания гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита его прав, чести и достоинства.
    Законодательство Республики Мордовия о статусе депутата Государственного Собрания состоит из Конституции Республики Мордовия, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия.
    Депутат Государственного Собрания в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, интересами избирателей, а также своими убеждениями.
    Полномочия депутата Государственного Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.
    Полномочия депутата Государственного Собрания прекращаются досрочно в случаях:
    1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
    2) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    3) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления или назначения его на должность, предусмотренную частью второй статьи 6 настоящего Закона (если в течение месяца со дня избрания (назначения) от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата Государственного Собрания);
    3.1) призыва депутата Государственного Собрания, не осуществляющего свои полномочия в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе, на военную службу или направления его на заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу;
    3.2) несоблюдения требований, установленных пунктами 1.1 - 1.3 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";
    4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
    5) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    6) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;
    7) самороспуска Государственного Собрания;
    8) роспуска Государственного Собрания по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом и Конституцией Республики Мордовия;
    9) смерти депутата.
    Полномочия депутата Государственного Собрания в случае, предусмотренном в подпункте 7 настоящей статьи, прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания нового созыва.
    Полномочия депутата Государственного Собрания в случаях, предусмотренных в подпункте 8 настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска Государственного Собрания.
    Полномочия депутата Государственного Собрания в остальных случаях, предусмотренных настоящей статьей, прекращаются со дня, определяемого соответствующим постановлением Государственного Собрания. Решение Государственного Собрания о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Государственного Собрания, - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.
    Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Собрания считается принятым, если за досрочное прекращение его полномочий проголосовало большинство от избранного числа депутатов Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания имеет удостоверение, которое является основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Госсобрание Республики Мордовия", которыми он пользуется в течение всего срока своих полномочий.
    Удостоверение депутата Государственного Собрания дает право беспрепятственно посещать все органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, воинские части, общественные объединения, действующие на территории Республики Мордовия.
    Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата Государственного Собрания, их образцы и описание утверждаются Советом Государственного Собрания.
  3. Глава II.Порядок осуществления депутатом государственного собрания своих полномочий

  4. Депутаты Государственного Собрания осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной деятельности.
    В течение срока своих полномочий депутат Государственного Собрания не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    Часть депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, входящих в состав комитетов, осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе.
    Депутат Государственного Собрания, осуществляющий свои полномочия на постоянной профессиональной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    Части пятая - шестая исключены
    В случае если деятельность депутата Государственного Собрания осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат в соответствии с федеральным законодательством не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
    Депутат Государственного Собрания использует следующие формы осуществления своих полномочий:
    1) осуществление права законодательной инициативы;
    2) участие в работе сессии Государственного Собрания;
    3) обращение с депутатским запросом;
    4) обращение с вопросом к членам Правительства и другим должностным лицам на заседании Государственного Собрания;
    5) участие в работе Совета Государственного Собрания, комитетов и комиссий Государственного Собрания;
    6) участие в выполнении поручений Государственного Собрания или его органов;
    7) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственном Собрании;
    8) обращение к органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям, предприятиям и организациям;
    9) работа с избирателями.
    Депутатская деятельность может осуществляться также в других формах, предусмотренных Конституцией Республики Мордовия, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия.
    Право законодательной инициативы в Государственном Собрании может быть реализовано депутатом Государственного Собрания в форме внесения в Государственное Собрание законопроектов и письменных поправок к законопроектам, а также в форме законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Республики Мордовия.
    Группа депутатов Государственного Собрания численностью не менее одной трети от избранного числа депутатов Государственного Собрания может вносить предложения о внесении изменений и пересмотре Конституции Республики Мордовия.
    Законодательная инициатива депутата подлежит обязательному рассмотрению Государственным Собранием. Председатель Государственного Собрания, заместители Председателя Государственного Собрания, комитеты и комиссии Государственного Собрания, Аппарат Государственного Собрания обязаны оказывать содействие депутату Государственного Собрания в разработке проектов законов и иных правовых актов Государственного Собрания и осуществлении им права законодательной инициативы.
    Депутат Государственного Собрания пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания обязан присутствовать на заседаниях Государственного Собрания. В случае невозможности присутствия на сессии (заседании) депутат Государственного Собрания извещает об этом Председателя Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания имеет право:
    выступать с законодательной инициативой в Государственном Собрании, а также вносить в Государственное Собрание проекты постановлений и иных нормативных правовых актов Государственного Собрания;
    избирать и быть избранным в органы Государственного Собрания;
    высказывать мнение по персональному составу создаваемых Государственным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или согласуемых Государственным Собранием;
    предлагать вопросы для рассмотрения Государственным Собранием;
    вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Государственного Собрания, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
    вносить предложения о заслушивании на сессии отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Государственному Собранию;
    ставить вопрос о недоверии должностным лицам, избранным или назначенным Государственным Собранием;
    вносить предложения по кандидатурам представителей Государственного Собрания в квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Мордовия;
    вносить в Государственное Собрание и его органы предложения о необходимости проведения проверок исполнения законодательных актов Российской Федерации и Республики Мордовия органами государственной власти, органами местного самоуправления;
    участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку;
    выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
    оглашать на сессии Государственного Собрания обращения граждан, имеющие общественное значение;
    знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах заседаний Государственного Собрания;
    осуществлять свои депутатские полномочия на заседаниях Государственного Собрания в иных формах, не запрещенных законом.
    Группа депутатов Государственного Собрания численностью не менее 15 человек вправе внести предложение о выражении недоверия Председателю Правительства Республики Мордовия, первым заместителям и заместителям Председателя Правительства Республики Мордовия.
    Депутат Государственного Собрания, не согласный с решением Государственного Собрания или его органов, имеет право на изложение своего особого мнения на заседании Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий, за исключением случаев, когда депутатом были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.
    Депутат Государственного Собрания, не выступивший на заседании Государственного Собрания в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии Государственного Собрания вопросу. Текст выступления включается в стенографический отчет заседания Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания, комитет Государственного Собрания, комиссия Государственного Собрания, депутатское объединение вправе обратиться с запросом дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросу, имеющему важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства Республики Мордовия, к Председателю Правительства Республики Мордовия, членам Правительства Республики Мордовия, прокурору Республики Мордовия, руководителям органов местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
    Запрос может быть внесен только в письменной форме на заседании сессии Государственного Собрания или в период между сессиями.
    Руководитель или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устный, а по требованию инициаторов запроса - письменный ответ на текущей сессии. При необходимости в проверке или дополнительном изучении соответствующего вопроса ответ дается не позднее чем в десятидневный срок с момента получения запроса.
    Депутат Государственного Собрания, избранный в органы Государственного Собрания, обязан принимать участие в их работе. Он пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым указанными органами.
    Депутат Государственного Собрания, не входящий в состав Совета Государственного Собрания, комитета или комиссии, вправе принимать участие в их заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов с правом совещательного голоса.
    В случае несогласия с решением Совета Государственного Собрания, комитета или комиссии депутат может внести свое предложение в письменной форме в качестве поправки к проекту закона или иного правового акта Государственного Собрания. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Государственным Собранием, и по ним проводится голосование.
    Депутат Государственного Собрания может быть выведен Государственным Собранием из состава Совета Государственного Собрания, комитета или комиссии за систематическое неучастие в их работе по представлению Председателя Государственного Собрания или председателя комитета (комиссии) Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания обязан выполнять поручения Государственного Собрания и его органов.
    По поручению Государственного Собрания или его органов депутат Государственного Собрания участвует в проверках исполнения законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия органами государственной власти и органами местного самоуправления.
    О результатах выполнения поручения депутат Государственного Собрания информирует Государственное Собрание или его органы, а также вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства.
    Депутаты Государственного Собрания участвуют в работе депутатских объединений в соответствии с порядком их деятельности, установленным Регламентом Государственного Собрания.
    Участие в работе депутатского объединения не ограничивает права депутата Государственного Собрания высказывать и отстаивать (в том числе при голосовании) свое особое мнение по рассматриваемым Государственным Собранием вопросам.
    Депутат Государственного Собрания поддерживает связь с избирателями своего округа. Депутат Государственного Собрания рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, оказывает помощь в решении содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение с целью внесения предложений в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
    Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, депутат Государственного Собрания взаимодействует с органами государственной власти и управления Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
    Депутат Государственного Собрания обязан регулярно проводить встречи с избирателями своего избирательного округа. Отчетные встречи депутата с избирателями должны проводиться не реже одного раза в год.
    Депутат Государственного Собрания информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
    В целях укрепления связи с избирателями, улучшения их информированности о работе Государственного Собрания и его органов, о социально-экономическом развитии республики, изучения общественного мнения, нужд и потребностей населения, осуществления личного участия депутатов Государственного Собрания в организации исполнения законов Республики Мордовия депутаты Государственного Собрания участвуют в Дне депутата Государственного Собрания. Порядок проведения Дня депутата Государственного Собрания устанавливается положением, утверждаемым постановлением Совета Государственного Собрания Республики Мордовия.
    Депутат Государственного Собрания информирует Государственное Собрание о своей работе в избирательном округе.
    Депутат Государственного Собрания должен соблюдать нормы депутатской этики. По поручению Государственного Собрания или Совета Государственного Собрания вопросы о нарушениях депутатской этики рассматриваются Мандатной комиссией и по вопросам депутатской этики.
    Депутат Государственного Собрания ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в Комиссию Государственного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания (далее - Комиссия по контролю) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период от всех источников, ценных бумагах и ином имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения).
    Комиссия по контролю формируется Государственным Собранием в порядке, установленном Законом Республики Мордовия "О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия".
    Сведения представляются в Комиссию по контролю по формам, утвержденным для представления соответствующих сведений лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей.
    Комиссия по контролю проводит проверку:
    1) достоверности и полноты сведений, представляемых депутатами;
    2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия.
    Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:
    1) правоохранительными и другими государственными органами;
    2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;
    3) Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Республики Мордовия;
    4) общероссийскими и республиканскими средствами массовой информации;
    5) Межведомственной комиссией по противодействию коррупции.
    Информация анонимного характера не может являться основанием для проведения проверки.
    Проверка осуществляется на заседаниях Комиссии по контролю в срок, не превышающий 60 дней со дня появления оснований для проведения проверки.
    Деятельность Комиссии по контролю обеспечивает Аппарат Государственного Собрания.
    Депутат, в отношении которого появились основания для проведения проверки, письменно извещается об этом не позднее чем за три дня до заседания Комиссии по контролю. В извещении указывается орган, инициировавший проверку, основание проверки, дата, время и место заседания Комиссии по контролю.
    Депутат, в отношении которого проводится проверка, вправе:
    1) присутствовать на всех заседаниях Комиссии по контролю;
    2) получать в Аппарате Государственного Собрания правовые консультации по вопросам, связанным с проверкой;
    3) знакомиться со всеми материалами, документами, информацией, связанными с проверкой, имеющимися в распоряжении Комиссии по контролю;
    4) давать в ходе проверки пояснения, представлять дополнительные материалы, совершать иные действия, способствующие объективному проведению проверки.
    Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании Комиссии по контролю, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.
    На официальном сайте Государственного Собрания размещаются, средствам массовой информации для опубликования предоставляются следующие сведения:
    1) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих депутату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;
    2) перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности депутату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
    3) декларированный годовой доход депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
    Сведения размещаются на официальном сайте Государственного Собрания не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.
    Средствам массовой информации предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется по их письменному запросу в случае если они не размещены на официальном сайте Государственного Собрания, в срок не позднее 10 дней со дня получения такого запроса.
    Информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных Комиссией по контролю, подлежит опубликованию в Ведомостях Государственного Собрания Республики Мордовия и размещению на официальном сайте Государственного Собрания Республики Мордовия.
    Размещение сведений на официальном сайте Государственного Собрания осуществляется Аппаратом Государственного Собрания, предоставление сведений средствам массовой информации - Комиссией по контролю.
  5. Глава III.Гарантии депутатской деятельности

  6. По вопросам своей депутатской деятельности депутат Государственного Собрания пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, лицами начальствующего состава Вооруженных сил Российской Федерации, расположенных на территории Республики Мордовия.
    При обращении депутата Государственного Собрания в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации их должностные лица, органы управления и руководители обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию, кроме сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
    Депутат Государственного Собрания имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации. Соответствующие материалы, предоставляемые депутатом Государственного Собрания, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Мордовия или органы местного самоуправления, в срок не позднее двух недель после обращения. Редактирование предоставленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
    Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, расположенные на территории Республики Мордовия, их должностные лица, органы управления и руководители, к которым обратился депутат Государственного Собрания по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату по его требованию письменный ответ на его обращение или безотлагательно предоставить запрашиваемые документы либо сведения.
    В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов должностные лица, органы управления и руководители, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения его обращения. Окончательный ответ дается депутату не позднее двадцати дней со дня получения обращения депутата.
    Депутат Государственного Собрания вправе принимать личное участие в рассмотрении своего обращения, в том числе на закрытых заседаниях указанных органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
    Вмешательство депутата Государственного Собрания в деятельность органов прокуратуры, дознания, следователей и судов не допускается.
    Депутат Государственного Собрания в соответствии с федеральными законами обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
    В случае смерти депутата Государственного Собрания, осуществлявшего свои полномочия без отрыва от основной производственной (трудовой) или служебной деятельности, детям умершего (погибшего), имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, устанавливается ежемесячная надбавка к данному виду пенсии в размерах и порядке, установленных пунктом 4 статьи 20 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия".
    1.В случае смерти депутата Государственного Собрания, осуществлявшего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, наступившей во время замещения соответствующей государственной должности Республики Мордовия (далее - должности), супруге (супругу) и детям умершего (погибшего), имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца (далее в настоящей статье - член семьи), устанавливается ежемесячное пособие в следующих размерах:
    при наличии одного члена семьи - 50 процентов пенсии за выслугу лет по замещаемой (соответствующей) должности, рассчитываемой в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 29 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" на дату вступления в силу настоящего Закона (далее - пенсия за выслугу лет);
    при наличии двух членов семьи - 33 процента пенсии за выслугу лет по замещаемой (соответствующей) должности на каждого члена семьи;
    при наличии трех и более членов семьи - 25 процентов пенсии за выслугу лет по замещаемой (соответствующей) должности на каждого члена семьи, но не менее размера социальной пенсии, определяемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - социальная пенсия).
    2.В случае если депутату Государственного Собрания не назначена трудовая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для расчета пенсии за выслугу лет ее размер определяется как 4,5-кратный размер социальной пенсии.
    3.Размер пособия, установленного настоящей статьей, индексируется пропорционально увеличению в установленном порядке должностного оклада по соответствующей должности. Пособие с учетом перерасчета устанавливается со дня увеличения должностного оклада по соответствующей должности.
    4.Пособие назначается в порядке, определяемом Главой Республики Мордовия.
    5.Выплата пособия производится в порядке, определяемом Правительством Республики Мордовия.
    Освобождение депутата Государственного Собрания, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной (трудовой) или служебной деятельности, от производственных (трудовых) или служебных обязанностей производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения. Средняя заработная плата (денежное содержание) рассчитывается с учетом заработной платы (денежного содержания), начисленной депутату за последние три месяца.
    На период сессии Государственного Собрания, а также выполнения иных депутатских обязанностей с депутата Государственного Собрания снимается обязанность выполнения работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей.
    Депутату Государственного Собрания, выполняющему свои полномочия в Государственном Собрании на постоянной профессиональной основе, выплачивается денежное содержание в размере, установленном настоящей статьей. За этот период заработная плата по прежнему месту работы (службы) не сохраняется.
    Депутату Государственного Собрания, работающему на постоянной профессиональной основе, устанавливается ежемесячный должностной оклад и надбавки к нему в размере не менее должностного оклада заместителя министра Республики Мордовия и максимальных надбавок к этому окладу.
    Председателю комитета Государственного Собрания устанавливается ежемесячный должностной оклад и надбавки к нему в размере не менее должностного оклада министра Республики Мордовия и максимальных надбавок к этому окладу.
    Заместителю председателя комитета Государственного Собрания устанавливается ежемесячный должностной оклад и надбавки к нему в размере не менее должностного оклада первого заместителя министра Республики Мордовия и максимальных надбавок к нему.
    Часть пятая исключен
    Председателю Государственного Собрания устанавливается ежемесячный должностной оклад и надбавки к нему в размере не менее должностного оклада Председателя Правительства Республики Мордовия и максимальных надбавок к этому окладу.
    Заместителю Председателя Государственного Собрания устанавливается ежемесячный должностной оклад и надбавки к нему в размере не менее должностного оклада заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия и максимальных надбавок к этому окладу.
    Председатель Государственного Собрания вправе увеличивать предельный размер индивидуальной ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной профессиональной основе, но не более чем на 50 процентов.
    Часть девятая утратила силу
    Депутатам Государственного Собрания ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в размере трех тысяч рублей.
    Финансовое обеспечение расходов, связанных с депутатской деятельностью, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предусмотренных на функционирование Государственного Собрания.
    Ежемесячное денежное вознаграждение депутату Государственного Собрания, работающему на постоянной профессиональной основе, выплачивается со дня принятия соответствующего решения Государственным Собранием, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, - со дня его избрания.
    Депутату Государственного Собрания возмещаются расходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением депутатской деятельности, расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, а также суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади).
    Депутату Государственного Собрания предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 рабочих дней либо отпуск, предоставлявшийся по прежнему месту работу (службы), - в тех случаях, когда лицо имело право на отпуск большей продолжительностью до избрания его депутатом Государственного Собрания. Отпуск депутату Государственного Собрания предоставляется по месту его работы (службы) руководителем (администрацией) организации в срок, указанный в заявлении депутата.
    Депутату, работающему в Государственном Собрании на постоянной профессиональной основе, в здании Государственного Собрания предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью и средствами связи.
    Депутат Государственного Собрания в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться всеми видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации на территории Республики Мордовия.
    Все виды почтовых и телеграфных отправлений депутата Государственного Собрания в связи с осуществлением им депутатских полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
    Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры с домашних телефонов оплачиваются самими депутатами.
    Администрация гостиницы на территории Республики Мордовия обязана предоставить депутату Государственного Собрания в течение часа отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется и на лицо, сопровождающее депутата Государственного Собрания - инвалида первой группы.
    Депутату Государственного Собрания, выполняющему свои полномочия в Государственном Собрании на постоянной профессиональной основе и не имеющему постоянного места жительства в городе Саранске, по его заявлению в течение двух месяцев предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания с членами его семьи. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется.
    Расходы органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, связанные с деятельностью депутата Государственного Собрания, возмещаются Государственным Собранием на основе счетов, подтвержденных в письменной форме депутатом Государственного Собрания, с отнесением на смету расходов Государственного Собрания.
    Депутат Государственного Собрания вправе иметь до десяти помощников по работе в Государственном Собрании и в своем избирательном округе, осуществляющих свою деятельность на общественных началах.
    Депутат Государственного Собрания самостоятельно определяет число своих помощников и распределяет обязанности между ними.
    Помощникам депутата Государственного Собрания выдается удостоверение единого образца.
    Помощник депутата назначается на основании распоряжения Председателя Государственного Собрания по представлению депутата на период, не превышающий срок полномочий депутата. Срок работы помощника определяется депутатом и указывается в представлении, направляемом Председателю Государственного Собрания.
    Помощник депутата в связи с выполнением возложенных на него обязанностей:
    1) проводит предварительный прием избирателей и иных лиц, а также ведет запись на прием к депутату;
    2) получает по поручению депутата в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы для депутата, почтовые и телеграфные отправления, адресованные депутату, а также информационные и справочные материалы, необходимые депутату для осуществления его депутатской деятельности.
  7. Глава III-I.Особенности правового статуса депутата государственного собрания, работающего в государственном собрании на профессиональной постоянной основе

  8. 1.Для обеспечения правовой и социальной защищенности депутатам Государственного Собрания, работающим в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе (далее в настоящей главе - депутатам Государственного Собрания), наряду с гарантиями депутатской деятельности, предусмотренными настоящим Законом, также гарантируются:
    1) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов деятельности при замещении соответствующих государственных должностей;
    2) отдых, обеспечиваемый предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день;
    3) медицинское страхование депутата Государственного Собрания и членов его семьи в соответствии с федеральным законом;
    4) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения государственной должности либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;
    5) утратил силу
    6) возмещение расходов, связанных со служебными командировками, в порядке, установленном Главой Республики Мордовия;
    7) возмещение расходов, связанных с переездом депутата Государственного Собрания и членов его семьи в другую местность при его переводе в другой государственный орган, орган местного самоуправления, в порядке, установленном Главой Республики Мордовия;
    8) защита депутата Государственного Собрания и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;
    9) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия.
    2.В случае освобождения депутата Государственного Собрания от замещаемой государственной должности в связи с избранием или назначением на иную государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного депутата Государственного Собрания устанавливаются по его выбору.
    3.Депутату Государственного Собрания при определенных условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, может предоставляться право на:
    1) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных Главой Республики Мордовия;
    2) замещение иной государственной должности или должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа;
    3) социальную выплату на строительство или приобретение жилья один раз за весь период работы в Государственном Собрании Республики Мордовия в порядке и на условиях, устанавливаемых законом Республики Мордовия.
    1.Депутату Государственного Собрания предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой государственной должности и денежного содержания.
    2.Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется депутату Государственного Собрания ежегодно и состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
    3.Депутату Государственного Собрания предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 40 календарных дней.
    Депутату Государственного Собрания предоставляется также дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 5 календарных дней.
    4.При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за ненормированный рабочий день.
    5.По заявлению депутата Государственного Собрания ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней.
    6.Выплата денежного содержания депутату Государственного Собрания за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
    7.При предоставлении депутату Государственного Собрания ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере и в порядке, установленных Главой Республики Мордовия.
    8.При освобождении от замещаемой государственной должности депутату Государственного Собрания выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению депутата Государственного Собрания неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением. При этом днем освобождения от замещаемой государственной должности считается последний день отпуска.
    9.По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам депутату Государственного Собрания по его письменному заявлению может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более 14 календарных дней.
    10.Во время отпуска без сохранения денежного содержания за депутатом Государственного Собрания сохраняется замещаемая государственная должность.
    1.В связи с замещением государственной должности депутату Государственного Собрания запрещается:
    1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    2) замещать государственную должность в случае:
    избрания или назначения на иную государственную должность;
    избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
    4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает государственную должность, если иное не предусмотрено федеральным законом;
    6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Республики Мордовия и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает государственную должность, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
    7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Мордовия и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
    8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
    9) разглашать или использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    10) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
    11) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве депутата Государственного Собрания, если это не входит в его должностные обязанности;
    12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
    2.В случае если владение депутатом Государственного Собрания приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  9. Глава IV.Ответственность за невыполнение требований настоящего закона

  10. Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций законных требований депутата Государственного Собрания либо создание препятствий в его работе, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков представления информации или представление ими заведомо ложной информации, или несоблюдение порядка и сроков ответа на запросы и обращения депутата влекут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законами Республики Мордовия.
    Неправомерное воздействие на депутата Государственного Собрания, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
    Оскорбление депутата Государственного Собрания при исполнении им депутатских обязанностей, клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
    Нарушение должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций установленных настоящим Законом гарантий трудовых прав депутата Государственного Собрания, а также установленных настоящим Законом прав указанных лиц после окончания их депутатских полномочий влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законами Республики Мордовия.
  11. Глава V.Заключительные положения

  12. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Признать утратившими силу:
    Закон Мордовской ССР от 1 ноября 1991 года "О статусе народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР" (Ведомости Верховного Совета Мордовской ССР, 1993 год, N 1);
    постановление Верховного Совета Республики Мордовия от 16 февраля 1994 года "О введении в действие Закона Республики Мордовия "Об органах государственной власти Республики Мордовия" (Ведомости Верховного Совета Республики Мордовия, 1994, N 6 - 8);
    постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 27 июля 1995 года "О гарантиях трудовых прав депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, работающих в Государственном Собрании на постоянной основе, и членов Правительства Республики Мордовия" (Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия, 1995, N 3 - 4, N 5 - 8) - в части гарантий трудовых прав депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, работающих в Государственном Собрании на постоянной основе.
    Глава Республики Мордовия
    Н.И.МЕРКУШКИН
    г. Саранск
    28 февраля 1997 года
    N 17-З