"1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
10) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
13) опека и попечительство;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
16) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе";
"Статья 9.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов
1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района.
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Марий Эл, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Марий Эл).";
"Статья 19. Обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального района
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
"Вопросы, отнесенные к его компетенции, представительный орган муниципального района решает на сессиях. Под сессией понимается одно или несколько заседаний представительного органа муниципального района, посвященное обсуждению единой повестки дня. Заседание представительного органа муниципального района не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов представительного органа муниципального района. Очередные сессии представительного органа муниципального района созываются главой муниципального района не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии созываются главой муниципального района по собственной инициативе, по инициативе главы администрации муниципального района и по инициативе не менее 1/3 депутатов представительного органа муниципального района. Вновь избранный представительный орган муниципального района собирается на первое заседание в срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального района в правомочном составе.";
"Депутаты представительного органа муниципального района, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.";
"Избрание главы муниципального района осуществляется на первом заседании представительного органа муниципального района тайным голосованием из числа депутатов.
Кандидатуры на должность главы муниципального района выдвигаются депутатами представительного органа муниципального района из своего состава.
Все выдвинутые кандидатуры, за исключением взявших самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования. Голосование по избранию главы муниципального района проводится в соответствии с процедурой, установленной в Регламенте представительного органа муниципального района.
Депутат считается избранным главой муниципального района, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов представительного органа муниципального района.
В случае если на должность главы муниципального района выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
Каждый депутат может голосовать только за одного кандидата.
В случае если во втором туре голосования ни один из кандидатов на должность главы муниципального района не набрал требуемого числа голосов, представительным органом муниципального района проводится повторное избрание главы муниципального района. При этом кандидатуры на должность главы муниципального района, ранее участвовавшие в голосовании, не могут быть предложены для участия в повторном избрании главы муниципального района.";
"Полномочия главы муниципального района начинаются с момента вступления его в должность и прекращаются с момента прекращения его полномочий как депутата представительного органа муниципального района. Глава муниципального района считается вступившим в должность с момента принесения присяги следующего содержания: "Клянусь при осуществлении полномочий главы муниципального образования "Моркинский муниципальный район" уважать и сохранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Марий Эл, Устав муниципального образования "Моркинский муниципальный район", добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности.";
"В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального района представительный орган муниципального района по инициативе заместителя председателя представительного органа муниципального района или одной трети депутатов представительного органа муниципального района вправе провести избрание главы муниципального района в порядке, определенном ч. 3 настоящей статьи. Избрание главы муниципального района не проводятся, если глава муниципального района не может быть избран на срок более одного года до окончания срока полномочий, на который был избран представительный орган муниципального района соответствующего созыва.";
"Глава администрации муниципального района не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава администрации муниципального района не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.";
"Статья 30. Муниципальная служба
1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
2. Нанимателем для муниципальных служащих является муниципальное образование "Моркинский муниципальный район", от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального района, глава администрации муниципального района, руководитель финансового органа муниципального района или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).";
"Статья 31. Осуществление муниципальной службы
Правоотношения, связанные с осуществлением муниципальной службы в муниципальном образовании "Моркинский муниципальный район", регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, законом Республики Марий Эл "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы", иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, настоящим Уставом, Положением о муниципальной службе, утвержденным представительным органом муниципального района и иными муниципальными правовыми актами.";
"1. В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального района;
3) правовые акты главы муниципального района, постановления и распоряжения главы администрации муниципального района, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим уставом.";
"- имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.";
"Расходы бюджета муниципального района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района ведут реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном администрацией муниципального района.";
"В случае если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального района в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, Президент Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в Государственное Собрание Республики Марий Эл проект закона о роспуске представительного органа муниципального района.
В случае если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального района в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, Президент Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в Государственное Собрание Республики Марий Эл проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального района.";
"5. Пункт 3 части 1 статьи 9.1 Устава вступает в силу с 1 января 2008 года.";
"6. Пункт 13 части 1 статьи 9 Устава утрачивает силу с 1 января 2008 года.".