Республика Марий Эл
Постановление от 29 сентября 2008 года № 8

О назначении публичных слушаний по проекту решения "Об утверждении стратегии долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район"

Принято
Главой муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» (Республика Марий Эл)
29 сентября 2008 года
    Рассмотрев ходатайство администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район", в целях выявления общественного мнения и рассмотрения предложений и рекомендаций по проекту стратегии социально-экономического развития Мари-Турекского муниципального района постановляю:
    1.Назначить публичные слушания по проекту решения "Об утверждении стратегии долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" на 5 ноября 2008 года.
    2.Для проведения публичных слушаний создать оргкомитет в количестве 7 человек в следующем составе:
    - Ефремова Л.А. - глава муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", председатель Собрания депутатов;
    - Гилязов Ф.Р. - депутат Собрания депутатов муниципального района по Заречному избирательному округу N 5, председатель постоянной комиссии по экономическим, аграрным вопросам и собственности;
    - Лапин Л.П. - депутат Собрания депутатов муниципального района по Мичуринскому избирательному округу N 8, председатель постоянной комиссии по бюджету и платежам;
    - Мельникова Г.П. - заместитель главы администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" по экономическому развитию территории (по согласованию);
    - Устюгова Р.Н. - руководитель отдела организационно-правовой работы и делопроизводства администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" (по согласованию);
    - Самигуллина З.З. - председатель районного комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию);
    - Шигапов Р.Ш. - председатель Союза пенсионеров по муниципальному образованию "Мари-Турекский муниципальный район" (по согласованию).
    3.Опубликовать проект решения Собрания депутатов "Об утверждении стратегии долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" в районной газете "Знамя".
    4.Установить, что предложения по проекту решения "Об утверждении стратегии долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" направляются в письменном виде в Оргкомитет по адресу: п. Мари-Турек, ул. Парковая, 5, каб. N 8 (2 этаж) до 29 октября 2008 года.
    5.Ознакомиться с документацией по вопросам, вынесенным на публичные слушания, можно в Собрании депутатов муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район".
    6.Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Знамя".
    7.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
    8.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
    Глава
    муниципального образования
    "Мари-Турекский муниципальный район"
    Л.А.ЕФРЕМОВА
    Проект
    СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" РЕШЕНИЕ от ____________ 2008 г. N ____ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
    В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Мари-Турекского муниципального района, укрепления экономической базы развития социальной сферы, выделения зон хозяйственной активности и точек приоритетного развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" Собрание депутатов муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" решает:
    1.Утвердить стратегию долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район".
    2.Рекомендовать администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" совместно с администрациями муниципальных образований городского и сельских поселений представить в месячный срок со дня принятия настоящего решения в Отдел экономического развития территорий администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" предложения о формировании мероприятий (проектов) по реализации основных направлений долгосрочного развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район".
    3.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экономическим, аграрным вопросам и собственности.
    Председатель
    Собрания депутатов
    муниципального образования
    "Мари-Турекский муниципальный район"
    Л.А.ЕФРЕМОВА
    СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РАЙОНА Стратегия долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" (далее - Стратегия) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214, постановлением главы администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" от 24 октября 2007 года N 780.
    Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей муниципального района, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008 - 2025 гг.).
    В социально-экономическом развитии Мари-Турекского муниципального района за последние 7 лет наблюдается динамичный рост основных показателей социально-экономического развития, улучшается инвестиционный климат, растет уровень жизни населения.
    Средняя номинальная заработная плата, начисленная за 2007 год, составила 5275,8 рубля и по сравнению с 2001 годом возросла в 6,2 раза.
    На потребительском рынке района отмечаются существенные положительные изменения. По сравнению с 2000 годом оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 1,6 раза. За 2007 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 13,2 процента по сравнению с уровнем 2006 года, объем платных услуг - на 37,3 процента.
    Объем производства продукции сельского хозяйства с 2003 по 2007 год увеличился лишь на 2,0 процента.
    Объем производства промышленной продукции в 2007 году составил 251,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,3 процента больше уровня 2006 года.
    Начиная с 2001 года в районе наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. За семь лет на развитие экономики района направлено 963,2 млн. рублей, объем инвестиций в 2007 году по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах увеличился в 4 раза.
    Стратегия МО "Мари-Турекский муниципальный район" нацелена на устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие. Задача стратегического управления муниципального образования заключается в том, чтобы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, опираясь на сильные стороны муниципального образования, при этом учитывая как внешние угрозы, так и слабые внутренние стороны. Поэтому стратегия в качестве отправной точки подразумевает развитие именно тех отраслей и видов деятельности, где муниципальное образование обладает хорошим потенциалом развития, а также предусматривает определение конкретных задач и мер, выполнение которых позволит наиболее полно реализовать этот потенциал.
    Стратегия сформирована на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:
    принцип целенаправленности, реализуемый уже самой разработкой Стратегии, включающий комплекс стратегических целей развития;
    принцип социальности, предполагающий приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения;
    принцип системности, требующий при определении стратегических целей и механизмов их реализации учета взаимосвязей, характеризующих зависимость процессов развития района как одного из муниципальных образований Республики Марий Эл;
    принцип адаптивности, означающий необходимость корректировки стратегических планов муниципального образования с учетом возможных изменений условий;
    принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиции минимизации затрат;
    принцип баланса интересов, предполагающий нахождение консенсуса между всеми муниципальными образованиями социально-экономических процессов района относительно стратегических целей и приоритетов развития.
    Настоящая Стратегия базируется на ключевых направлениях региональной политики концепции Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл.
    Формирование стратегии социально-экономического развития МО "Мари-Турекский муниципальный район" является непрерывным процессом деятельности органов местного самоуправления в рамках стратегического управления муниципального образования.
    В Стратегии конкретизируются варианты социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", определяются возможные цели социально-экономического развития района и средства достижения указанных целей.
    Стратегия развития муниципального образования предусматривает в перспективе решение комплекса задач по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования.
    Стратегические цели - приоритетные направления развития муниципального образования на период до 2025 года устанавливаются на основе комплексного стратегического анализа. По каждому стратегическому направлению развития разработаны целевые программы, включающие в себя: перечень задач, мероприятий и планов по достижению цели, индикаторы (целевые ориентиры) - количественные показатели, позволяющие измерить уровень достижения поставленных целей и служащие основой для формирования системы комплексного стратегического мониторинга процессов муниципального развития.
    Каждая целевая программа - это отдельно взятый мегапроект в масштабах муниципального образования, который включает в себя решение как экономического, так и социального блоков.
    На основе сформированной стратегии муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" должны разрабатываться ежегодные планы социально-экономического развития муниципального образования, годовые бюджеты, более подробно описывающие задачи и мероприятия по реализации стратегических направлений муниципального развития.
    Конкретные планы действий, предусмотренные в стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", не определяют развитие частного сектора экономики муниципального образования, а предназначены для деятельности местного самоуправления. Однако планы развития частных организаций муниципального образования неизбежно принимаются во внимание и служат отправной точкой для разработки планов действий по конкретным целевым направлениям развития, предусмотренным стратегией. В свою очередь, часть мероприятий, закладываемых в планах местного самоуправления, в стратегической перспективе неизбежно перейдет и в планы частного бизнеса в рамках социального партнерства. Выполнение большого количества задач стратегического развития потребует тесного сотрудничества администрации муниципального образования, государственных организаций, частных организаций и других муниципальных образований.
    Анализ социально-экономического положения района позволил выделить ряд существенных позитивных факторов (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития муниципального образования:
    агропромышленный комплекс, имеющий достаточные площади земельных ресурсов;
    наличие промышленных предприятий;
    переработка лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;
    наличие свободных производственных площадей;
    стабильная общественно-политическая ситуация в районе.
    Наиболее полное использование этих преимуществ во многом зависит от реализации следующих важнейших условий:
    стабильность экономического роста Республики Марий Эл;
    политическая стабильность в государстве;
    формирование эффективной государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного и муниципального и природоохранного законодательств.
    Негативно влияют на процесс развития района следующие основные факторы:
    высокая стоимость энергоресурсов;
    ограниченная собственная сырьевая база района.
    Развитие муниципального образования в долгосрочной перспективе обуславливает необходимость четкого определения приоритетов развития, совершенствования механизмов муниципального управления и ускоренного развития инфраструктуры.
    Это состояние и перспектива развития дорожной сети, электроэнергетики, коммуникационных сетей, сельскохозяйственного производства, отраслей промышленности, малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального комплекса, реализация национальных проектов, развитие культуры.
    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ В основу моделирования ожидаемых результатов Стратегии лег прогноз основных показателей социально-экономического развития муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" на 2008 - 2010 годы, разработанный в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
    Учитывая сложившуюся к настоящему времени структуру экономики района, характеризуемую преобладанием в структуре валовой продукции сельскохозяйственного производства, необходимо отметить, что и на период до 2025 года темпы развития сельскохозяйственного производства во многом будут определять динамику социально-экономического развития муниципального образования, достигнув к 2025 году величины, в 3 раза превышающей уровень 2006 года.
    Объем производства промышленной продукции к 2025 году увеличится в 6 раз. Основными направлениями данной отрасли должны стать модернизация производства, улучшение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции.
    На потребительском рынке района сохранится тенденция устойчивого роста оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли увеличится к 2025 году по сравнению с 2006 годом в 5,3 раза.
    В соответствии с заданными сценарными условиями развития экономики муниципального района к 2025 году среднемесячная заработная плата увеличится в 5 раз по сравнению с уровнем 2007 года, что позволит достичь к 2025 году уровня среднемесячной заработной платы 26 тыс. рублей.
    Ожидаемая доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет убывать вследствие превышения темпа роста среднедушевых доходов темпов роста прожиточного минимума. Предполагается, что к 2025 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 5 процентов.
    В целом реализация предлагаемых настоящей Стратегией целей и приоритетов развития должна обеспечить выход муниципального района на траекторию развития, характеризуемую эффективным функционированием социально-экономического комплекса в долговременной перспективе, устойчиво растущей экономикой, стабильными социальными отношениями.
    МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Выполнение Стратегии будет осуществляться посредством планов мероприятий по ее реализации (далее - план), которые будут базироваться на качественных индикаторах и количественных показателях. На сегодня в районе действуют 25 районных целевых программ. Ведется работа по разработке еще двух программ - "Социальное развитие села МО "Мари-Турекский муниципальный район" до 2012 года" и "Развитие поселка городского типа "Мари-Турек" до 2012 года".
    В планах будут отражаться качественные особенности развития района и предусматриваться конкретные меры по реализации положений Стратегии. По приоритетным направлениям развития будут разрабатываться отдельные отраслевые программы, в которых будут указаны конкретные исполнители и сроки реализации, а также предполагаемые объемы и источники финансирования по годам.
    Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность органов исполнительной власти по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям настоящей Стратегии.
    Отделом экономического развития территорий администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" будет осуществляться постоянный мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегии посредством контроля за ходом выполнения планов и достижением планируемых показателей (индикаторов) Стратегии. В основе мониторинга лежит анализ данных статистики, а также обработка данных социологических исследований. В результате проведенного анализа при необходимости будет проводиться корректировка целей или отдельных мероприятий Стратегии.
    Уважаемые жители района! С полным текстом стратегии социального экономического развития МО "Мари-Турекский муниципальный район" до 2025 года можно ознакомиться в районном Собрании депутатов, в отделе по экономическому развитию территории администрации района, администрациях городского и сельских поселений.