Республика Марий Эл
Решение от 27 февраля 2012 года

По признакам нарушения законодательства о рекламе

По делу № 03-18/99
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
27 февраля 2012 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства
    рассмотрев дело № 03-18/99 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) со стороны КПКГ «Юниор-Финанс», выразившегося в размещении в рекламно-информационной газете «PROгород» № 35 (103) от 3 сентября 2011 года рекламы КПКГ «Юниор-Финанс» без указания полного наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги
    в присутствии представителей:
    лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – КПКГ «Юниор-Финанс»;
    заинтересованных лиц:
    от ООО «Мари Пресс»
    от ИП Карелина Н.Ю.
    в отсутствии заявителя – Б., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
    В Марийское УФАС России поступило заявление гражданина Б., указывающее на признаки нарушения Закона о рекламе в рекламе, размещенной в рекламно-информационной газете «PROгород Йошкар-Ола» № 35 (103) от 3 сентября 2011 года (далее – Газета).
    Так, на 39 странице Газеты в разделе «Финансовые услуги» размещена рекламная информация следующего содержания:
    "Юниор-Финанс": займы от 100 р. до 1 млн. руб. всем предоставившим дог. др. КПКГ или банка либо квит. по оплате по кредиту гарантировано на лучших условиях, а также под залог авто без стоянки в т.ч. по ген. доверенности………44-99-11 Гагарина,5, без выходных

    Определением от 1 ноября 2011 было возбуждено дело № 03-18/99 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе в отношении КПКГ "Юниор-Финанс".
    Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
    1) В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации. Газета "PROгород Йошкар-Ола" распространяются среди неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
    По своему содержанию вышеуказанная информация, размещенная в Газете, является рекламной, так как соответствует вышеизложенным критериям рекламной информации:
    - привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы);
    - не содержит указания на конкретного субъекта ее получения;
    - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - финансовые услуги;
    - формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.
    2) Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан "Юниор-Финанс" (далее - Кооператив) зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 18 сентября 2009 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.09.2011 года действовать от имени юридического лица – КПКГ "Юниор-Финанс" без доверенности на момент размещения рекламы имел право директор К.
    Деятельность кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации".
    Указанный Закон закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.
    Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.
    Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.
    3) Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    В письменных объяснениях б/н от 18.11.2011 года и на заседании комиссии представитель КПКГ "Юниор-Финанс" заявил, что никакого отношения к рекламной информации, размещенной в газете "PROгород Йошкар-Ола", Кооператив не имеет. Договоры о размещении вышеуказанной рекламы Кооператив с Газетой не заключали.
    В письменных объяснениях от 17.11.2011 года ООО "Мари Пресс" сообщило, что с КПКГ "Юниор-Финанс" договор на размещение рекламы в газете "PROгород Йошкар-Ола" заключен с ИП Карелиным Н.Ю. Марийским УФАС России установлено, между ИП Карелиным Н.Ю. и ООО "Мари Пресс" был заключен договор купли-продажи площадей (полос) №ХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ года.
    В соответствии со статьей 8 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон № 2124-1) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
    Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 13.07.2009 г. ХХХ № ХХХХХХ учредителем периодического печатного издания "PROгород Йошкар-Ола" является ООО "Мари Пресс".
    В силу статьи 18 Закона № 2124-1 учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации, а также учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Согласно п. 1.3 Устава редакции средства массовой информации газеты "PRO Город Йошкар-Ола", утвержденному учредителем газеты ООО "Мари Пресс", редакцией газеты является ООО "Мари Пресс", которое одновременно является учредителем газеты "PROгород Йошкар-Ола".
    Определением об отложении рассмотрения дела №03-18/99 от 29.11.2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ИП Карелин Н.Ю.
    В письменных объяснениях б/н от 16.12.2011 года, б/н от 06.02.2012 года и на заседании комиссии представители ИП Карелина Н.Ю. заявили следующее. Между ИП Карелиным Н.Ю. и КПКГ "Юниор-Финанс" заключен договор №593 от 04.08.2010 на выполнение работ по производству и распространению рекламы в газете "PROгород". Представитель КПКГ "Юниор-Финанс", подписавший указанный договор, К. явился в офис ИП Карелина Н.Ю. с текстом спорного рекламного объявления. Полномочия К. были проверены сотрудниками ИП Карелина Н.Ю. Каких-либо обстоятельств, препятствующих размещению строчного рекламного объявления в рамках ранее заключенного договора №ХХХ, на момент обращения К. не было. Текст рекламного объявления в том виде, в каком он был напечатан, был принят менеджером по приему строчных объявлений и проверен на точность К. В этот же день К. была произведена предоплата в размере 100% за размещение спорной рекламы в четырех номерах газеты.
    Антимонопольным органом установлено, что КПКГ "Юниор-Финанс" является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы, то есть определило объект рекламирования и содержание рекламы. Следовательно, КПКГ "Юниор-Финанс" является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации. Указанный факт подтверждается следующими обстоятельствами.
    Текст рекламного объявления подавался в Газету представителем КПКГ "Юниор-Финанс" К. в устной форме в соответствии с договор № ХХХ заключенным между КПКГ "Юниор-Финанс" и ИП Карелиным Н.Ю. Счет № ХХХ от 29.08.2011 года за размещение спорного рекламного объявления в Газете (№№35, 36, 37 ,38) на сумму 2340 рублей выставлен ИП Карелиным Н.Ю. к плательщику – КПКГ "Юниор-Финанс", приходный кассовый ордер б/н от 29.08.2011 года на сумму 2340 рублей также выписан на КПКГ "Юниор-Финанс". Распечатка кассовой ленты за 29.08.2011 года подтверждает факт оплаты в размере 2340 рублей.
    Таким образом, на заседании комиссии установлено и подтверждается материалами дела, что объектом рекламирования в данном случае являются финансовые услуги по предоставлению займов, оказываемые КПКГ "Юниор-Финанс". Рекламодателем спорной рекламы является КПКГ "Юниор-Финанс", рекламопроизводителем – ИП Карелин Н.Ю., рекламораспространителем – ООО "Мари Пресс".
    4) В спорной рекламе указано, в частности, следующее: "Юниор-Финанс" займы от 100 р. до 1 млн. руб. всем предоставившим дог. др. КПКГ или банка либо квит. по оплате…", то есть отсутствует указание на организационно-правовую форму лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.
    Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
    В силу пунктов 1 и 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
    В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 года №190-ФЗ "О кредитной кооперации" наименование потребительского кооператива, осуществляющего деятельность, предусмотренную частью 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив".
    Таким образом, реклама финансовых услуг, в которой отсутствует полное наименование лица, оказывающего эти услуги, нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
    Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.
    Газета "PROгород Йошкар-Ола" распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ "Юниор-Финанс".
    Распространяемая КПКГ "Юниор-Финанс" реклама, размещенная в Газете, не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами, перечисленными в рекламе, вправе только члены Кооператива.
    Таким образом, спорная реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
    В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламораспростронитель.
    Руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламную информацию:
    "Юниор-Финанс": займы от 100 р. до 1 млн. руб. всем предоставившим дог. др. КПКГ или банка либо квит. по оплате по кредиту гарантировано на лучших условиях, а также под залог авто без стоянки в т.ч. по ген. доверенности………44-99-11 Гагарина,5, без выходных

    распространяемую КПКГ "Юниор-Финанс" в газете "PROгород Йошкар-Ола", ввиду нарушения требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
    2.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.