Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
17 февраля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
рассмотрев дело № 03-18/79 по признакам нарушения части 7 статьи 5, Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – закон о рекламе) со стороны ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ", выразившегося в размещении в рекламно-информационной газете "Ваш новый день" № 29 (571) от 30 июля 2011 года рекламы, связанной с предоставлением финансовых услуг,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
В Марийское УФАС России поступило заявление гражданки Ч., указывающее на признаки нарушения Закона о рекламе в рекламе ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ", размещенной в рекламно-информационной газете "Ваш новый день" № 29 (571) от 30 июля 2011 года (далее – Газета).
Так, на 20 странице Газеты в разделе "Финансовые услуги" размещена рекламная информация следующего содержания:
ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ". Тел. (8362) 44-99-11 Деньги уже ваши! Просто купите, пожалуйста
Согласно заявлению Ч. указанная реклама вводит в заблуждение потребителей рекламы по следующим основаниям. В Российской Федерации в роли денег выступают обязательства государства в лице Банка России в форме банкнот. Согласно статье 29 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России) банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. По мнению Черновой З.И., если это не коллекционные экземпляры, то деньги просто нельзя купить за деньги, так как это не товар, они не индивидуализированы и не имеют потребительских свойств. Так как реклама публикуется без кавычек и признаков наличия идиоматических выражений, то может создаться впечатление, что предлагается купить деньги, причем которые уже "ваши" (то есть потребителя), что не соответствует действительности.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По мнению Ч. реклама ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ", размещенная в Газете содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Определением от 7 сентября 2011 было возбуждено дело № 03-18/79 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ".
Изучив имеющиеся документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее. 1.В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По своему содержанию вышеуказанная информация, является рекламной, так как соответствует вышеизложенным критериям рекламной информации: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретного субъекта ее получения; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услуги, предоставляемые ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ"; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг. 2.В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно "Современному экономическому словарю" (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б, изд. ИНФРА-М, 2006) деньги - особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства, образно говоря, "товар всех товаров".
Также, согласно вышеуказанному Словарю продажа - передача товара другому лицу в обмен на денежную оплату товара, одна из частей сделки "купля-продажа".
Таким образом, деньги могут выступать в качестве отдельного товара, то есть могут быть куплены и проданы (например, при обмене валюты одной страны на валюту другой страны) или обменены на какой-либо иной товар.
Кроме того, в спорной рекламе не содержится прямого призыва к "покупке" денег, а говориться о том, что "деньги уже Ваши".
Исследовав материалы дела, комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии подтверждения фактов законодательства о рекламе.
Подпунктом а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508) установлено, что производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с подпунктом а) пункта 23, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Производство по делу 03-18/79 в отношении ООО "МАГАЗИН ДЕНЕГ ФАСТ МАНИ" прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.